Оформление (цитаты по теме):
“Ложь ...приносит всегда вред в окончательном результате”
Н.Г. Чернышевский.
“Живи по правде — вот самая лучшая проповедь”
М. Сервантес.
“Правда — воздух, без которого дышать нельзя”
И.С. Тургенев.
Цель: Показать качества двуличного человека; развивать у учащихся стремление к осмыслению себя, своих поступков и поведения; формировать нравственные качества личности, ответственность и порядочность.
К классному часу, который проводится в форме игры, можно провести следующую подготовительную работу. Все ребята класса отвечают на опросы анкеты, которую им предлагает классный руководитель.
- В классе я —
- Дома я —
- Среди друзей я —
Ребята продолжают начатые предложения и сдают их классному руководителю, который анализирует их ответы, готовясь к проведению игры.
Ход игры
В ходе игры учащимся нужно дать возможность убедиться в том, что собственная многоликость — это не повод для того, чтобы переживать и страдать. Главное, знать причины собственной многоликости и что за ней стоит. И это важно в большей степени не для самого семиклассника, а для классного руководителя, которому необходимо вести воспитательную работу с семьей, самим учеником и сверстниками и друзьями.
Задание
I. Учащимся раздаются листочки бумаги, на которых они должны продолжить фразы, которые они уже писали, выполняя анкету для учителя.- В классе я —
На карточках, на которых ребята написали предложения, свое имя писать не нужно. Затем все карточки перемешиваются и складываются в коробку. Классный руководитель вытягивает карточку, К зачитывает ответы и дает учащимся право определить, о ком идет речь. Если ребята угадывают правильно, но по какой-то причине ученик не хочет это признавать, он может это не делать. Но, как правило, ученики седьмого класса с удовольствием играют в эти игры и не отказываются от написанного текста на их карточках.
Задание
II. Учащимся предлагается поиграть в игру, которая называется “Волшебная шапка”. Учащимся можно сказать следующее: Представьте себе, что добрая волшебница подарила вам шапку, с помощью которой вы можете перевоплощаться в различных животных.- Если бы вы надели шапку на уроке, в кого бы вы хотели превратиться;
- Если бы вы надели шапку, гуляя со своими друзьями, в кого бы вы хотели превратиться?
- Если бы вы надели шапку дома, в кого бы вы хотели превратиться?
Ребята могут отвечать на вопросы вслух или письменно. Будет очень интересно, если ребята смогут привести аргументы собственных превращений в то или иное животное.
Учитель: Мы часто говорим, что мир держится на справедливости и правде.
Честность и правдивость — слова, которые очень близко стоят к слову “честь”.
Что же такое честность и правдивость?
Честность — честное поведение, честное отношение к кому-то или чему-то. Честность — нравственное качество личности, выражающееся в верности долгу и своим убеждениям, в умении добросовестно относиться к порученному делу.
Правдивость — склонность говорить, высказывать правду. Правдивость — положительное моральное качество, выражающееся в том, что слова человека соответствуют его мыслям, чувствам и не расходятся с делом. Иначе говоря:
Честность — это соответствие дела данным обещаниям.
Правдивость — это соответствие слов делам. Давайте послушаем одну историю.
Вот история:
“… Пошли три мальчика в лес. В лесу грибы, ягоды, птицы. Загулялись мальчики. Не заметили, как день прошел. Идут домой — боятся: Попадет нам дома!
Вот остановились они на дороге и думают, что лучше: соврать или правду сказать?
Я скажу, — говорит первый, — будто на меня волк напал в лесу. Испугается отец и не будет ругаться.
— Я скажу, — говорит второй, — что дедушку встретил. Обрадуется мама и не будет ругаться.
А я правду скажу, — говорит третий. — Правду всегда легче говорить, потому что она правда и придумывать ничего не надо. Вот разошлись все по домам. Только сказал первый мальчик отцу про волка — глядь, лесной сторож: идет.
Нет, говорит, — в этих местах волка.
Рассердился отец. За первую вину рассердился, а за ложь — вдвое. Второй мальчик про деда рассказал. А тут дед в гости идет. Узнала мама правду. За первую вину рассердилась, а за ложь — вдвое. А третий мальчик как пришел, так с порога во всем и сознался. Поворчала на него тетка, да и простила.
Учитель: Ребята, в чем суть этого рассказа?
Ученик: Ложь обычно все равно будет известна и принесет большие неприятности.
Ученица: Еще этот рассказ показывает, как по-разному относятся люди к правдивости.
Учитель: Честность, правдивость, скромность всегда были и останутся самым большим богатством человека. Никогда не ври ни отцу, ни матери, ни друзьям, ни знакомым, и незнакомым не ври. Вранье приносит огромный вред, начиная с того, что спрятал дневник с плохой отметкой.
Есть ребята, которые боятся говорить правду. Они думают: “Скажу правду — потеряю друга, конец дружбе”. Но жизнь опровергает это. Дружба на лжи никогда не держалась, совсем наоборот. Многие ребята правильно понимают критику.
Ложь чаще всего присуща людям самолюбивым, но слабым и ограниченным. О том, умен ли человек, можно судить по тому, насколько он правдив. Солгать — в любом случае низко и глупо.
— Я надеюсь, что вы так не поступаете. Ведь честность и правдивость являются нравственными важнейшими качествами человека. По этим качествам вас и окружающие оценивают. Лев Николаевич Толстой сказал:
“Не думай, что говорить и делать правду нужно только в делах важных. Говорить и делать правду нужно всегда, даже в самых пустых делах не позволять себе лжи. Не то важно, что большое или малое зло произойдет от твоей неправды, а то дорого, чтобы самого себя никогда не осквернять ложью”.
Пусть ваша жизненная дорога пройдет под девизом правдивости и честности.