Тип урока: урок изучения нового материала
.Цели урока:
- Обучающая: продолжить систематическое изучение многогранников, в ходе решения задач на нахождение объема наклонной призмы.
- Развивающая: развитие индуктивных и дедуктивных навыков мышления.
- Воспитательная: привитие навыков активной учебной деятельности, формирование навыков самостоятельного поиска и отбора информации. Создание условий для исследовательской деятельности учащихся, демонстрация приемов такой деятельности
Формы работы на уроке: коллективная, устная, письменная.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация, модели наклонных призм, сделанных учащимися.
Структура урока:
- Организационный момент, постановка домашнего задания
- Повторение изученного материала и подготовка к усвоению нового материала
- Проверка домашнего задания, перетекающая в изучение нового материала
- Первичное закрепление
- Применение изучаемого материала в реальной жизни
- Организация процесса усвоения знаний в ходе выполнения практической работы
- Итоги работы, рефлексия
ХОД УРОКА
Тема урока “Объем наклонной призмы”
Наша задача сегодня выяснить, как найти объем наклонной призмы?
- Запишите домашнее задание № 678, 679, 680 по учебнику Л.С.Атанасяна (решение этих задач нужно закончить, высоты призм вы уже нашли, теперь найдите их объем)
- Начинаем урок с устного решения задач, для того чтобы повторить все, что необходимо для усвоения нового материала. (Приложение 1)
- а) Дома перед вами была поставлена проблема – как найти объем наклонной призмы, если мы знаем, что объем прямой призмы равен произведению площади основания на высоту. Для этого мы разделились на 4 творческие группы. Первая и вторая группа должна была найти практический выход из этой ситуации. Им слово. Учащиеся первой группы сделали модели двух призм. Одна из них прямая, а другая наклонная, но высоты и основания у этих призм равны. В прямую призму был насыпан сахарный песок, который ребята пересыпали в наклонную призму и сделали вывод, что их объемы равны.
- Теперь мы знаем, по какой формуле можно найти объем наклонной призмы, давайте вернемся к задаче № 7 из устной работы и найдем объем данной призмы. Что надо знать? Какие величины неизвестны? Какие еще данные необходимы? Найдите объем, если стороны основания 10 м, 10 м и 12 м. (записываем решение в тетради)
- Есть ли наклонные призмы вокруг нас? Так уж важна задача нахождения их объема? На такой вопрос отвечала четвертая группа. (Приложение 3)
- Теперь возьмите свои модели. Ваша задача – найти объем вашей наклонной призмы, выполнив необходимые измерения. Помните, что элемент, который можно вычислить, зная другие, не должен находиться практическим путем, его надо найти путем вычислений.
- Один – два ученика, которые выполнили задание, дают отчет о проделанной работе. Подводим итоги, делаем выводы.
б) Учащиеся второй группы использовали идею о равновеликости равносоставленных многогранников. С помощью модели, сделанной из пенопласта, они продемонстрировали эту идею.
в) Теперь давайте подойдем к этому вопросу с
теоретической точки зрения.
Вывод формулы объема подготовила нам третья
группа. (Приложение 2).
Выводы записываем в тетрадь.
Сопроводительный текст к презентации (приложение 4) Вывод: не часто, не много, но есть. Наверно это дизайн будущего, судя по тому, что мы видели сейчас на слайдах.