Правила для первоклассников (заседание родительского клуба "Навстречу")

Разделы: Школьная психологическая служба


Форма проведения: тренинг для обучающихся 1 классов, их родителей.

Время проведения: 1 час.

Место проведения: актовый зал.

Участники: обучающиеся 1 класса, их родители.

Материалы и оборудование: набор картинок с изображением правил поведения в школе магнитофон, грецкие орехи, альбомные листы и цветные карандаши, цветные осколки, картинка мороженого.

Цели:

  • формирование представлений детей о необходимости правил в различных взаимоотношениях,
  • обучение навыкам конструктивного общения,
  • формирование рефлексивной позиции по отношению к другому,
  • развитие навыка совместной деятельности детей и родителей.

Задачи:

  • Дать представление детям о необходимости правил в различных взаимоотношениях, осознание и принятие правил поведения в школе.
  • Формировать интерес и уважение к личности другого человека, навыки сотрудничества, рефлексивную позицию за счет ориентации на партнера по общению.
  • Познакомить с системой приемов, позволяющих сдерживать эмоции.
  • Развивать критичность, умение определять задачу.

Ход занятия

Дети входят в кабинет, встают в круг.

Ведущий. Здравствуйте, ребята, уважаемые родители! Мне хочется пожелать доброго дня всем-всем-всем, каждому из вас. Добрый день, ребята! Добрый день уважаемые родители! Я очень рада вас видеть! И давайте поиграем с вами в игру “Добрый день”.

Приветствие

Игра “Добрый день”

Я скажу слова “Добрый день” и назову кого-то из присутствующих в зале. Те, кого я назову должны помахать мне рукой – значит, вы услышали и отвечаете на приветствие. Попробуем?

  • Добрый день, первоклассники!
  • Добрый день, уважаемые родители!
  • Добрый день всем девочкам!
  • Добрый день всем мальчикам!
  • Добрый день мамам!
  • Добрый день папам!
  • Добрый день всем, кто сегодня умывался!
  • Добрый день всем, кто любит конфеты!
  • Добрый день всем, кто любит такую погоду как за окном сегодня!
  • Добрый день всем, кто хочет знать, чем мы сегодня будем заниматься!

Основная часть

Дети садятся на стульчики в круг (раздается стук в дверь, и приносят письмо и картинку)

Ведущий читает письмо и поясняет его: Добрый волшебник – он большой друг всех детей, он охраняет все детские сладости. Злой же волшебник украл у мороженого цвет, вкус, запах. Вы ведь помните, каким оно бывает. Кто из вас назовет, каким бывает мороженое? (ответы детей)

Вот такого разного замечательного мороженого больше не будет…. Если, конечно, мы с вами не поможем доброму волшебнику, а он надеется на нас. Поможем?

Ведущий. Вот такое письмо. Только мне непонятно, почему о помощи попросили именно вас? У нас в школе, много ребят, а просьба адресована именно вам? Как вы думаете, почему?

Дети. Потому что мы – первоклассники!

Ведущий. А ведь, и правда, вы самые маленькие в нашей школе. Первоклассники, как вы думаете, в школе нужно соблюдать правила? (Ответы детей.)

Как вы считаете, в школе и в детском саду правила одинаковые или разные? (Ответы детей.)

Ведущий. Конечно, есть одинаковые правила, а есть совершенно разные. Давайте мы сейчас попробуем определить, какие правила нам пригодятся в школе (правила в приложении).

Вот листочки с изображением правил. Мы с вами сейчас, будем рассматривать эти карточки и рассуждать.

Скажите, ребята, а если бы не было правил, что тогда происходило бы в школе?

(Ответы детей. Если дети затрудняются с ответами, необходимо разобрать ситуацию на примерах правил).

Например, что будет, если исчезнут правила (нарисованы схематично на плакатах):

  • “Не разговаривай на уроках” (Знак 1)
  • “Не кричи с места, даже если знаешь правильный ответ” (Знак 2).
  • “Не подсказывай” (Знак 3).
  • “Подними руку, если хочешь ответить на вопрос или спросить” (Знак 4)
  • “Работаем дружно!” (Знак 5).

Совершенно верно, правила очень нам нужны в школе.

Ребята, но в жизни часто возникают ситуации, когда нам хочется нарушить правила (ситуации см. в приложении). Например, нужно идти на занятие, а нам хочется поиграть. А еще когда хочется нарушить правила?

(Ответы детей: мы пришли в магазин, а мне не покупают то, что я хочу; когда хочется спать; съесть конфетку на уроке)

Что же тогда происходит, когда нам не хочется соблюдать правила?

(Мы начинаем сердиться, кричать, просить, требовать.)

И что с нами случается? Какими мы становимся? Приятно тогда на нас смотреть? Что было бы, если бы все вели себя таким образом?

(Ответы детей.)

Для того чтобы справиться с таким поведением, необходимо учиться быть сдержанными. Кто знает, что значит сдерживаться?

(Ответы детей.)

Быть сдержанным, уметь успокаиваться нелегко, но этому можно научиться. Для этого существуют разные приемы. Я сейчас прочитаю вам ситуации, в которых оказались такие же, как вы, мальчики и девочки. Вы послушайте и попробуйте определить, как ребята сдерживались, что им помогало.

(Психолог зачитывает ситуации и обсуждает их с детьми.)

Ситуации

  1. Миша очень разозлился из-за того, что мама не разрешила ему играть в компьютер. Ну что же делать с этой злостью?! Миша сжал кулаки и начал бормотать себе под нос: “Почему так несправедливо?!” Потом он с силой разжал кулаки, как будто что-то выбросил. И ему вдруг стало легче. Злость стала уходить. Почему?
  2. Мама не купила Васе игрушку в магазине. Он стал так громко кричать, что с соседних деревьев улетели воробьи. Мама взяла его за руку: “Не расстраивайся! Завтра захватим с собой деньги и купим!” Вася начал плакать, а мама сказала: “Васенька, сосчитай до десяти – полегче станет”. Вася послушался. Через несколько секунд, он почувствовал облегчение. Почему это произошло?
  3. Когда брат снова начал кричать, Петьке ничего не оставалось, как стоять и слушать. Сначала он спокойно слушал, но потом ему надоело, и он начал сердиться. Вдруг он представил себе брата гномиком, который стоит у него на ладошке и пищит. Петьке стало совсем весело, он успокоился и продолжал слушать крик брата. Почему Петька успокоился?

Давайте еще раз повторим и попробуем применить приемы, помогающие сдерживаться.

Психолог побуждает детей еще раз “проиграть” способы снятия раздражения:

  • сжать кулаки и с силой разжать их, как будто что-то выбросил,
  • считаем до десяти,
  • представить, что-то интересное или что-нибудь вспомнить.

Здорово, вы молодцы! Мы с вами хорошо поработали и можем немного отдохнуть. Скажите, а что в школе придумано для того, чтобы можно было отдохнуть?

Конечно, перемены.

(Звучит звонок)

Игра “У медведя во бору”

Родители по желанию участвуют в игре.

Замечательно! Ребята, у нас с вами готово еще одно правило, которое вам очень пригодится в школе.

Психолог помогает сформулировать правило (Кого мы попросили нам помочь распутаться): “Если нужно, то обратитесь за помощью”.

(Одновременно работа и с детьми и с родителями)

Психолог: Упражнение “Грецкий орех” (с родителями)

Для проведения этого упражнения необходим мешочек с грецкими орехами (орехи – по числу участников). Ведущий высыпает орехи в центре круга и просит каждого взять себе один. Некоторое время участникам предлагается внимательно рассматривать свой орешек, изучать его структуру, особенности строения, постараться запомнить все его индивидуальные черточки. Затем орехи складываются обратно в мешок, перемешиваются и снова высыпаются в центре круга. Задача каждого участника – найти свой орех.

Как правило, свой узнается с первого взгляда.

Обсуждение.

После того как все орехи нашли своих владельцев. Интересно узнать, кто как свой орех запоминал и какой стратегией пользовался, чтобы потом его найти (запоминал его особенности или просто ждал, пока все разберут свои орехи, а в конце останется нужный). На первый взгляд, кажется, что все орехи очень похожи, но если потратить время, чтобы присмотреться внимательней, то можно заметить, что они очень разные и почти невозможно перепутать свой орех с другими. Так и люди: все очень разные, запоминающиеся, у каждого свои индивидуальные черточки, “неровности”, своя красота и привлекательность. Нужно только ее почувствовать и понять.

Учитель начальных классов: Упражнение “Мы рисуем школу”.

Дети встают в круг.

Рефлексия

Психолог напоминает, что в начале нашей встречи мы получили письмо, а поскольку все правила нами усвоены, мы можем украсить мороженное с помощью цветных осколков.

Ведущий. Наше занятие подошло к концу. Сейчас, давайте поблагодарим друг друга за встречу, вместе похлопаем в ладоши.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Андрущенко Т.Ю., Шашлова Г.М. Кризис развития ребенка семи лет: психодиагностическая и коррекционно-развивающая работа психолога: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. – М.: Издательский центр “Академия” , 2003.
  2. Учимся общаться с ребенком: руководство для воспитателя детского сада/ В.А. Петровский, А.М. Виноградова, Л.М. Кларина и др. – М.: Просвещение, 1993.
  3. Путешествие в страну понимания. Программа психологического тренинга по адаптации младших школьников к процессу школьного обучения // Школьный психолог. – 2007. – № 16.