Форма проведения: тренинг для обучающихся 1 классов, их родителей.
Время проведения: 1 час
.Место проведения: актовый зал
.Участники: обучающиеся 1 класса, их родители
.Материалы и оборудование: набор картинок с изображением правил поведения в школе магнитофон, грецкие орехи, альбомные листы и цветные карандаши, цветные осколки, картинка мороженого.
Цели:
- формирование представлений детей о необходимости правил в различных взаимоотношениях,
- обучение навыкам конструктивного общения,
- формирование рефлексивной позиции по отношению к другому,
- развитие навыка совместной деятельности детей и родителей.
Задачи:
- Дать представление детям о необходимости правил в различных взаимоотношениях, осознание и принятие правил поведения в школе.
- Формировать интерес и уважение к личности другого человека, навыки сотрудничества, рефлексивную позицию за счет ориентации на партнера по общению.
- Познакомить с системой приемов, позволяющих сдерживать эмоции.
- Развивать критичность, умение определять задачу.
Ход занятия
Дети входят в кабинет, встают в круг.
Ведущий. Здравствуйте, ребята, уважаемые родители! Мне хочется пожелать доброго дня всем-всем-всем, каждому из вас. Добрый день, ребята! Добрый день уважаемые родители! Я очень рада вас видеть! И давайте поиграем с вами в игру “Добрый день”.
Приветствие
Игра “Добрый день”
Я скажу слова “Добрый день” и назову кого-то из присутствующих в зале. Те, кого я назову должны помахать мне рукой – значит, вы услышали и отвечаете на приветствие. Попробуем?
- Добрый день, первоклассники!
- Добрый день, уважаемые родители!
- Добрый день всем девочкам!
- Добрый день всем мальчикам!
- Добрый день мамам!
- Добрый день папам!
- Добрый день всем, кто сегодня умывался!
- Добрый день всем, кто любит конфеты!
- Добрый день всем, кто любит такую погоду как за окном сегодня!
- Добрый день всем, кто хочет знать, чем мы сегодня будем заниматься!
Основная часть
Дети садятся на стульчики в круг (раздается стук в дверь, и приносят письмо и картинку)
Ведущий читает письмо и поясняет его: Добрый волшебник – он большой друг всех детей, он охраняет все детские сладости. Злой же волшебник украл у мороженого цвет, вкус, запах. Вы ведь помните, каким оно бывает. Кто из вас назовет, каким бывает мороженое? (ответы детей)
Вот такого разного замечательного мороженого больше не будет…. Если, конечно, мы с вами не поможем доброму волшебнику, а он надеется на нас. Поможем?
Ведущий. Вот такое письмо. Только мне непонятно, почему о помощи попросили именно вас? У нас в школе, много ребят, а просьба адресована именно вам? Как вы думаете, почему?
Дети. Потому что мы – первоклассники!
Ведущий. А ведь, и правда, вы самые маленькие в нашей школе. Первоклассники, как вы думаете, в школе нужно соблюдать правила? (Ответы детей.)
Как вы считаете, в школе и в детском саду правила одинаковые или разные? (Ответы детей.)
Ведущий. Конечно, есть одинаковые правила, а есть совершенно разные. Давайте мы сейчас попробуем определить, какие правила нам пригодятся в школе (правила в приложении).
Вот листочки с изображением правил. Мы с вами сейчас, будем рассматривать эти карточки и рассуждать.
Скажите, ребята, а если бы не было правил, что тогда происходило бы в школе?
(Ответы детей. Если дети затрудняются с ответами, необходимо разобрать ситуацию на примерах правил).
Например, что будет, если исчезнут правила (нарисованы схематично на плакатах):
- “Не разговаривай на уроках” (Знак 1)
- “Не кричи с места, даже если знаешь правильный ответ” (Знак 2).
- “Не подсказывай” (Знак 3).
- “Подними руку, если хочешь ответить на вопрос или спросить” (Знак 4)
- “Работаем дружно!” (Знак 5).
Совершенно верно, правила очень нам нужны в школе.
Ребята, но в жизни часто возникают ситуации, когда нам хочется нарушить правила (ситуации см. в приложении). Например, нужно идти на занятие, а нам хочется поиграть. А еще когда хочется нарушить правила?
(Ответы детей: мы пришли в магазин, а мне не покупают то, что я хочу; когда хочется спать; съесть конфетку на уроке)
Что же тогда происходит, когда нам не хочется соблюдать правила?
(Мы начинаем сердиться, кричать, просить, требовать.)
И что с нами случается? Какими мы становимся? Приятно тогда на нас смотреть? Что было бы, если бы все вели себя таким образом?
(Ответы детей.)
Для того чтобы справиться с таким поведением, необходимо учиться быть сдержанными. Кто знает, что значит сдерживаться?
(Ответы детей.)
Быть сдержанным, уметь успокаиваться нелегко, но этому можно научиться. Для этого существуют разные приемы. Я сейчас прочитаю вам ситуации, в которых оказались такие же, как вы, мальчики и девочки. Вы послушайте и попробуйте определить, как ребята сдерживались, что им помогало.
(Психолог зачитывает ситуации и обсуждает их с детьми.)
Ситуации
Давайте еще раз повторим и попробуем применить приемы, помогающие сдерживаться.
Психолог побуждает детей еще раз “проиграть” способы снятия раздражения:
- сжать кулаки и с силой разжать их, как будто что-то выбросил,
- считаем до десяти,
- представить, что-то интересное или что-нибудь вспомнить.
Здорово, вы молодцы! Мы с вами хорошо поработали и можем немного отдохнуть. Скажите, а что в школе придумано для того, чтобы можно было отдохнуть?
Конечно, перемены.
(Звучит звонок)
Игра “У медведя во бору”
Родители по желанию участвуют в игре.
Замечательно! Ребята, у нас с вами готово еще одно правило, которое вам очень пригодится в школе.
Психолог помогает сформулировать правило (Кого мы попросили нам помочь распутаться): “Если нужно, то обратитесь за помощью”.
(Одновременно работа и с детьми и с родителями)
Психолог: Упражнение “Грецкий орех” (с родителями)
Для проведения этого упражнения необходим мешочек с грецкими орехами (орехи – по числу участников). Ведущий высыпает орехи в центре круга и просит каждого взять себе один. Некоторое время участникам предлагается внимательно рассматривать свой орешек, изучать его структуру, особенности строения, постараться запомнить все его индивидуальные черточки. Затем орехи складываются обратно в мешок, перемешиваются и снова высыпаются в центре круга. Задача каждого участника – найти свой орех.
Как правило, свой узнается с первого взгляда.
Обсуждение.
После того как все орехи нашли своих владельцев. Интересно узнать, кто как свой орех запоминал и какой стратегией пользовался, чтобы потом его найти (запоминал его особенности или просто ждал, пока все разберут свои орехи, а в конце останется нужный). На первый взгляд, кажется, что все орехи очень похожи, но если потратить время, чтобы присмотреться внимательней, то можно заметить, что они очень разные и почти невозможно перепутать свой орех с другими. Так и люди: все очень разные, запоминающиеся, у каждого свои индивидуальные черточки, “неровности”, своя красота и привлекательность. Нужно только ее почувствовать и понять.
Учитель начальных классов: Упражнение “Мы рисуем школу”.
Дети встают в круг.
Рефлексия
Психолог напоминает, что в начале нашей встречи мы получили письмо, а поскольку все правила нами усвоены, мы можем украсить мороженное с помощью цветных осколков.
Ведущий. Наше занятие подошло к концу. Сейчас, давайте поблагодарим друг друга за встречу, вместе похлопаем в ладоши.
ЛИТЕРАТУРА
- Андрущенко Т.Ю., Шашлова Г.М. Кризис развития ребенка семи лет: психодиагностическая и коррекционно-развивающая работа психолога: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. – М.: Издательский центр “Академия” , 2003.
- Учимся общаться с ребенком: руководство для воспитателя детского сада/ В.А. Петровский, А.М. Виноградова, Л.М. Кларина и др. – М.: Просвещение, 1993.
- Путешествие в страну понимания. Программа психологического тренинга по адаптации младших школьников к процессу школьного обучения // Школьный психолог. – 2007. – № 16.