Программа утверждена экспертным советом при Министерстве Образования Республики Мордовия (экспертное заключение №110 выдано 26 декабря 2008 года)
<Приложение 1>Содержание:
- Пояснительная записка.
- Программа элективного курса.
- Примерный тематический план элективного курса.
- Приложения.
- Список рекомендуемой литературы
1. Пояснительная записка
Программа курса по выбору по содержательной, тематической направленности является научно-технической; по функциональному предназначению – учебно-познавательной; по форме организации – общедоступной; по времени реализации – полугодичной.
Программа курса по выбору: “Экспериментальные задачи по физике” предназначена для учащихся 9 класса независимо от профиля, а также интересующихся предметом учащихся и направлена на повышение познавательного интереса к предмету, а также на развитие творческих способностей учащихся.
Содержание программы нацелено на формирование творческой личности, расширения представления учащихся о методах физического познания природы, формирования познавательного интереса к физике.
Изучение данного курса актуально в связи с подготовкой учащихся к исследовательской деятельности. Актуальность данной программы обусловлена также ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт при подготовке к районному и городскому учебно-исследовательскому конкурсу среди школьников.
Основой формирования познавательного интереса и творческих способностей учащихся безусловно является экспериментальная работа, а ценность необходимых для творчества знаний определяется, прежде всего, их системностью.
Программа курса рассчитана на 17 часов. Периодичность занятий 1 раз в неделю.
Целью данного курса является развитие творческих способностей и повышение познавательного интереса к предмету через экспериментальную деятельность учащихся.
Логика освоения учебных тем определяется задачами:
- Повторить материал, пройденный в 8 классе;
- изучить методы обработки информации;
- овладеть методами сбора информации;
- освоить экспериментальные методы исследования;
- развить способность моделировать и описывать на основе полученной модели физические явления;
- повысить интерес к физике;
- развить внимательность и чувство ответственности;
Структура программы состоит из 2 образовательных блоков (теоретический и практический), каждый из которых реализует отдельную группу задачу.
Все образовательные блоки предусматривают не только углубление теоретических знаний, но и формирование деятельностно-практического опыта.
Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, умения создавать авторские модели, выдвигать гипотезы.
Результаты обучения по данному курсу достигаются в каждом образовательном блоке. В планирование содержания включены итоговые уроки, которые проводятся в конце изучения каждого тематического блока.
В результате работы по программе “Экспериментальные задачи по физике” учащиеся:
должны знать: физические понятия и законы по темам предусмотренным программой курса, методы обработки, сбора информации и экспериментальной работы.
должны уметь: самостоятельно планировать физический эксперимент, моделировать физические явления, выдвигать гипотезы, обрабатывать результаты экспериментов с нахождением ошибок измерений;
способны решать следующие жизненно-практические задачи: применять полученные знания в повседневной практической бытовой жизни.
2. Программа элективного курса.
Введение. 1 ч.
Цели и задачи курса. Специфика работы экспериментатора. Инструктаж по технике безопасности.
Форма работы: фронтальная.
2. Методы обработки информации. 3 ч.
Способы сбора информации полученной в ходе эксперимента. Понятие абсолютной и относительной погрешностей измерения. Способы вычисления погрешностей.
Форма работы: индивидуальная.
3.Решение экспериментальных задач. 12 ч.
Решение задач предложенных в приложении, основанных на проведении физического эксперимента.
Форма работы: парная, фронтальная.
Примечание: приборы и принадлежности описаны в содержании задачи.
4. Итоговое занятие. 1 ч.
Презентация и защита экспериментальных работ.
3.Тематический план элективного курса: “Экспериментальные задачи по физике”
№ |
Содержание учебных разделов | Общее количество часов |
В том числе |
|
теория |
практика |
|||
1 |
Введение. | 1 |
1 |
|
1.1. |
Цели и задачи курса. Техника безопасности | 1 |
||
2 |
Методы обработки информации | 2 |
1 |
1 |
2.1. |
Понятие погрешностей измерения и методов их вычисления | 1 |
1 |
|
3 |
Решение экспериментальных задач | 13 |
4 |
8 |
3.1. |
Первоначальные сведения о строении вещества |
1 |
1 |
|
3.2 |
Тепловые явления | 2 |
||
3.3. |
Механическое движение. Скорость. Инерция. |
1 |
1 |
|
3.4 |
Сила. Измерение сил. |
1 |
1 |
|
3.5 |
Электрические явления |
1 |
2 |
|
3.6 |
Оптические явления |
1 |
||
4 |
Итоговое занятие |
1 |
1 |