Урок русского языка во 2-м классе по теме "Путешествие в страну Слово"

Разделы: Начальная школа


Вид урока: комбинированный урок-игра с использованием интерактивной доски.

Цели урока: повторить изученное во 2-м классе; развивать орфографическую зоркость, логическое мышление, кругозор учащихся; воспитывать умение работать в коллективе, любовь к родному языку.

Оборудование: интерактивная доска, плакаты с заданиями, картинки.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы урока.

<Слайд 1, приложение 1>

- Ребята! Сегодня у нас не простой урок, а урок – игра, который посвящён русскому языку.

3. Минутка чистописания.

Внимательно посмотрите на экран. На нём набор букв. Определите, какую букву мы сегодня будем писать на минутке чисто писания. Она встречается в каждой строчке этого набора.

<Слайд 2, приложение 1>

Да, сегодня мы будем писать букву “Ж”.

Определите порядок следования букв в данном ряду:

Жжа Жже Жжё Жж….

Заглавная Ж, строчная ж чередуются с гласными буквами алфавита.

Напишите данные буквы до конца строки в предложенной последовательности, ориентируясь на алфавит.

4. Словарно-орфографическая работа.

Сегодня мы познакомимся с двумя словами. Постарайтесь найти их в этой записи.

<Слайд 3, приложение 1>

В этой “змейке” есть слова: КОРОВА и СОБАКА.

<Слайд 4, приложение 1>

- В чём смысловое сходство слов корова и собака? (Корова и собака – домашние животные.)

- В чём сходство написания данных слов? (Оба слова состоят из трёх слогов; ударение падает на второй слог; в обоих словах безударная гласная О.)

- Напишите слова КОРОВА и СОБАКА в тетради. Подчеркните гласные, которые надо запомнить.

5. Введение нового слова в активный словарь учащихся.

- Прочитайте написанные пословицы.

Вставьте в них пропущенное слово: корова или собака.

<Слайд 5, приложение 1>

- Вставьте пропущенные буквы.

<Слайд 6, приложение 1>

Запишите слова в свой словарик.

6. Небольшие игры со словами.

а) “Заколдованные слова”

Отгадайте и впишите в клетки имена детей.

<Слайд 7 и 8, приложение 1>

Ответы: Вера, Вова, Катя, Надя.

Что вы можете добавить к тому, что вы написали? (Это имена детей, и они пишутся с большой буквы.)

б) “Слово в слове”

Найдите слова в словах.

<Слайд 9, приложение 1>

Ответы: Воля (Оля), ваза (Аза), ветер (веер), волк (вол), вдруг (друг).

Физкультминутка.

“Ветер ёлочки качает.”

Исходное положение: ноги на ширине плеч, руки в стороны.

Наклон влево. Наклон вправо, не останавливаясь.

Повторить 8–10 раз.

в) “Пословица”.

Сложите из этих фигурок пословицу.

<Слайд 10, приложение 1>

Ответы: Порядок время бережёт.

г) “Грамматическая арифметика”.

Решите “пример”.

<Слайд 11, приложение 1>

д) “Словесная паутина”.

Двигаясь по ниткам паутины, надо составить как можно больше слов.

В этой игре каждый в классе принимает участие и составляет своё слово. “Двигаемся по паутине” по очереди. Но помните:

<Слайд 12, приложение 1>

<Слайд 13, приложение 1>

е) “Странные слова”.

Прочитайте и составьте из этих наборов слогов новые слова. Запишите их в тетрадь.

<Слайд 14, приложение 1>

Ответы:

сорока и собака

корова и корона

баран и баранки

курица и царица

ж) “Кто ты, и как тебя зовут?”

Прочитайте названия животных и их клички. Вставьте пропущенные буквы. Раскройте скобки.

<Слайд 15, приложение 1>

7. Подведение итогов урока.

На этом мы заканчиваем наше весёлое путешествие.

Кто доволен тем, как работал?

Удачи вам, друзья!!!

 Литература

1. И учёба, и игра: русский язык/Т.И. Тарабарина и др. Ярославль: Академия развития, 1998.

2. Игры с буквами и словами/В.В.Волина. Москва: АСТ-пресс, 1996.

3. Родное слово/А.П.Введенская и др. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.