Вид урока: комбинированный урок-игра с использованием интерактивной доски.
Цели урока: повторить изученное во 2-м классе; развивать орфографическую зоркость, логическое мышление, кругозор учащихся; воспитывать умение работать в коллективе, любовь к родному языку.
Оборудование: интерактивная доска, плакаты с заданиями, картинки.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы урока.
<Слайд 1, приложение 1>
- Ребята! Сегодня у нас не простой урок, а урок – игра, который посвящён русскому языку.
3. Минутка чистописания.
Внимательно посмотрите на экран. На нём набор букв. Определите, какую букву мы сегодня будем писать на минутке чисто писания. Она встречается в каждой строчке этого набора.
<Слайд 2, приложение 1>
Да, сегодня мы будем писать букву “Ж”.
Определите порядок следования букв в данном ряду:
Жжа Жже Жжё Жж….
Заглавная Ж, строчная ж чередуются с гласными буквами алфавита.
Напишите данные буквы до конца строки в предложенной последовательности, ориентируясь на алфавит.
4. Словарно-орфографическая работа.
Сегодня мы познакомимся с двумя словами. Постарайтесь найти их в этой записи.
<Слайд 3, приложение 1>
В этой “змейке” есть слова: КОРОВА и СОБАКА.
<Слайд 4, приложение 1>
- В чём смысловое сходство слов корова и собака? (Корова и собака – домашние животные.)
- В чём сходство написания данных слов? (Оба слова состоят из трёх слогов; ударение падает на второй слог; в обоих словах безударная гласная О.)
- Напишите слова КОРОВА и СОБАКА в тетради. Подчеркните гласные, которые надо запомнить.
5. Введение нового слова в активный словарь учащихся.
- Прочитайте написанные пословицы.
Вставьте в них пропущенное слово: корова или собака.
<Слайд 5, приложение 1>
- Вставьте пропущенные буквы.
<Слайд 6, приложение 1>
Запишите слова в свой словарик.
6. Небольшие игры со словами.
а) “Заколдованные слова”
Отгадайте и впишите в клетки имена детей.
<Слайд 7 и 8, приложение 1>
Ответы: Вера, Вова, Катя, Надя.
Что вы можете добавить к тому, что вы написали? (Это имена детей, и они пишутся с большой буквы.)
б) “Слово в слове”
Найдите слова в словах.
<Слайд 9, приложение 1>
Ответы: Воля (Оля), ваза (Аза), ветер (веер), волк (вол), вдруг (друг).
Физкультминутка.
“Ветер ёлочки качает.”
Исходное положение: ноги на ширине плеч, руки в стороны.
Наклон влево. Наклон вправо, не останавливаясь.
Повторить 8–10 раз.
в) “Пословица”.
Сложите из этих фигурок пословицу.
<Слайд 10, приложение 1>
Ответы: Порядок время бережёт.
г) “Грамматическая арифметика”.
Решите “пример”.
<Слайд 11, приложение 1>
д) “Словесная паутина”.
Двигаясь по ниткам паутины, надо составить как можно больше слов.
В этой игре каждый в классе принимает участие и составляет своё слово. “Двигаемся по паутине” по очереди. Но помните:
<Слайд 12, приложение 1>
<Слайд 13, приложение 1>
е) “Странные слова”.
Прочитайте и составьте из этих наборов слогов новые слова. Запишите их в тетрадь.
<Слайд 14, приложение 1>
Ответы:
сорока и собака
корова и корона
баран и баранки
курица и царица
ж) “Кто ты, и как тебя зовут?”
Прочитайте названия животных и их клички. Вставьте пропущенные буквы. Раскройте скобки.
<Слайд 15, приложение 1>
7. Подведение итогов урока.
На этом мы заканчиваем наше весёлое путешествие.
Кто доволен тем, как работал?
Удачи вам, друзья!!!
Литература
1. И учёба, и игра: русский язык/Т.И. Тарабарина и др. Ярославль: Академия развития, 1998.
2. Игры с буквами и словами/В.В.Волина. Москва: АСТ-пресс, 1996.
3. Родное слово/А.П.Введенская и др. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.