КВН по русскому языку

Разделы: Начальная школа


Класс: 3 – 4.

Возраст: 9 -10 лет.

Цель: активизировать познавательную деятельность, развивать речь, внимание, мышление, смекалку, внимательность.

Форма: игра

Методы: коллективная творческая деятельность.

Подготовительная работа: командам и зрителям, выбор игроков и капитанов, жюри, подготовка наград.

Проведение игры:

  • вступительное слово учителя;
  • конкурсные задания;
  • подведение итогов и вручение наград.

Ход игры

Ведущий: Сегодня мы проводим КВН. Мы убедимся, как велик и богат наш русский язык.

Конкурс 1. “Анаграммы”

Команда 1.

Переставьте буквы в словах так, чтобы получились новые слова, начинающиеся с буквы К.

ПРИКАЗ (каприз), ШНУРОК (коршун), НАКАТ (канат), КУЛАК (кукла), КОРМА (комар), МЫШКА (камыш), УКЛОН (кулон), РАКЕТА (карета), СОКОЛ (колос), ПЛАНКА (клапан), ЦОКОЛЬ (кольцо).

Команда 2.

Переставьте буквы в словах так, чтобы получились новые слова, начинающиеся с буквы М.

СМОЛА (масло), ШРАМ (марш), РАМКА (Макар), КАМЫШ (мышка), ЗАМОК (мазок), КАЙМА (майка), НЕМОТА (монета), ЯМКА (маяк).

Игра со зрителями.

Переставьте буквы в словах так, чтобы получились новые слова, начинающиеся с буквы Н.

КАНАЛ (накал), СОСНА (насос), ВЕСНА (навес), РОМАН (норма), СОН (нос), КРОНА (норка), НОСИК (носки), КОЧАН (ночка).

Переставьте буквы в словах так, чтобы получились новые слова, начинающиеся с буквы Р.

ИКРА (раки), КАРЕТА (ракета), МАРКА (рамка), СОРТ (рост), ЧУРКА (ручка), ЖИРОК (рожки).

Конкурс 2. “Буквенный конструктор”

1 команда

Раз! Два! Три!

“Раз” состоит из слов.

 

р

а

з

 

“Два” – небольшой засов.

   

д

в

     

а

“Три” над рекой парит.

 

т

р

и

 

“Раз”, рот раскрыв, стоит.

р

а

з

     

“Два” на лугу растёт.

 

д

 

в

а

       

“Три” ты берёшь в поход.

т

     

р

и

 

“Раз” – не спеша, читай.

р

а

       

з

“Два” поднимает лай.

д

в

           

а

“Три” у костра сидит.

т

 

р

и

   

(Фраза, задвижка, стриж, разиня, одуванчик, топорик, рассказ, дворняжка, турист).

2 команда

8 “ква!”

Этот “ква” научит вас читать.

   

к

в

а

   

Этот жажду в жару утоляет.

к

в

а

 

Без этого конь лихой спотыкается.

     

к

 

в

а

Плавает в этом рыбка-красавица.

 

к

в

а

       

Этот, звук означая, молчит.

   

к

в

а

Этот даёт молоко и мычит.

к

     

в

а

Этот не раз вы чертили в тетрадке.

к

в

а

       

 

   

к

в

а

Этот растёт в огороде на грядке.

(Букварь, квас, подкова, аквариум, буква, корова, квадрат, тыква)

Игра со зрителями

8 “люков”

Этот в руке у Бабы Яги.

 

л

ю

к

 

Этот пекут, как пекут пироги.

 

л

ю

 

к

 

Этот не знает, что значит улыбка.

 

л

ю

к

 

Этот – в гнезде живущая рыбка.

   

л

ю

 

к

 

В этот молочко наливают кошке.

 

л

ю

     

к

 

Этот с болота приносят в лукошке.

 

л

ю

к

   

Этот искал Карабас Барабас.

 

л

ю

   

к

 

   

л

ю

 

к

 

Этот опасен для рук и для глаз.

(Клюка, плюшка, злюка, колюшка, блюдечко, клюква, ключик, колючка).

Конкурс 3 “Зашифрованные пословицы”.

Команда 1.

Зная номера букв алфавита, разгадайте пословицы.

1) 5, 18, 21, 9, 30, 33

17, 16, 9, 15, 1, 32, 20, 19, 33

3

2, 6, 5, 6.

Команда 2.

2) 19, 6, 14, 6, 18, 16

16, 5, 15, 16, 4, 16

15, 6

8, 5, 21, 20.

   

Игра со зрителями.

12, 20, 16

14, 15, 16, 4, 16

25, 10, 20, 1, 6, 20,

20, 16, 20

14, 15, 16, 4, 16

9, 15, 1, 6, 20.

Конкурс 4 “Пословицы”

Из вариантов выберите верный ответ.

Команда 1.

1. Что бережёт копейка в известной пословице?

а) фунт стерлингов;
б) фунт изюма;
в) рубль;
г) бережёного.

2. Как правильно завершить пословицу “В тихом омуте …”:

а) конь не валялся;
б) черти водятся;
в) бьют – беги;
г) клин клином вышибают.

Команда 2.

1. Назовите главного героя пословицы “Сколько ….. ни корми, а он всё в лес глядит”

а) шакал;
б) волк;
в) кенгуру;
г) Винни-Пух.

2. Закончите пословицу “Сам кашу заварил, сам и …

а) лаптем щи хлебай;
б) гуляй смело;
в) семь раз отмерь;
г) расхлёбывай.

Игра со зрителями

1. Как вы считаете, каким наиболее верным применительно к России будет окончание пословицы “С миру по нитке – …”

а) коту под хвост;
б) мёртвому ослу уши;
в) голому рубашка;
г) да зуб неймёт.

2. Какая пословица является верной?

а) Не имей сто рублей, а имей сто долларов.
б) Не имей сто рублей, а имей хату с краю.
в) Не имей сто рублей, всё равно отберут.
г) Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

3. Как вы считаете, “Чем дальше в лес, тем …

а) дальше будешь;
б) больше дров;
в) кобыле легче;
г) карман шире.

Конкурс 5 “Выбор пословицы”.

Подберите пословицу к каждому жизненному случаю.

А. Одна голова – хорошо, а две лучше.
Б. Правда глаза колет.
В. Старый друг лучше новых двух.
Г. Утро вечера мудренее.
Д. После драки кулаками не машут.
Е. Сам пропадай, а товарища выручай.
Ж. Кончил дело – гуляй смело.
З. Поспешишь – людей насмешишь.
И. За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
К. Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Конкурс капитанов.

1 капитану

1. Игорь проиграл Борису партию в шахматы и, вместо того, чтобы признать себя побеждённым, стал горячиться, доказывая, что он по ошибке сделал неправильный ход, что он мог бы легко выиграть. Какой пословицей ответил ему Борис? (После драки кулаками не машут)

2. Дружили две девочки. Всем казалось, что они настоящие подруги. Но вот однажды купались они в реке, и одна из них стала тонуть. Другая, вместо того чтобы спасать её, испугалась и бросилась бежать. Тонувшую девочку спасли, но после этого она отказалась от своей подруги. Какую пословицу она вспомнила? (Сам пропадай, а товарища выручай).

2 капитану

1.Долго не заходили к Алёше в больницу его новые приятели. Зато друг, с которым Алёша был знаком с раннего детства, пришёл навестить его в первый же день. Какую пословицу вспомнил Алёша? (Старый друг лучше новых двух).

2. Во время летних каникул каждый из ребят чем-нибудь занимался: кто работал в кружке, кто собирал коллекцию растений, кто рисовал. А один ничего не делали всё жаловался на скуку. Какую пословицу напомнили ему друзья? (Скучен день до вечера, коли делать нечего).

Командам.

Команда 1.

1. На собрании Гена сидел с независимым видом позади всех и молчал. Когда же заговорили о его ошибках, он вскочил и стал оправдываться.

– Что не нравится? – спросили ребята.

Какой пословицей они воспользовались? (Правда глаза колет).

2. Света села готовить уроки, но увидела в окно подруг и попросила у мамы разрешения погулять. Какую пословицу напомнила мама Свете? (Кончил дело– гуляй смело).

Команда 2.

1. На соревновании по бегу Нина, не дождавшись сигнала, бросилась со всех ног вперёд, споткнулась и под общий смех упала. Какую пословицу она вспомнила при этом? (Поспешишь – людей насмешишь).

2. Решала девочка головоломку и никак не могла решить. Прибежала к подруге и говорит: “Давай решать вместе!” Подумали и решили. Какая пословица припомнилась им? (Одна голова – хорошо, а две лучше).

Команда 1.

Вставьте прилагательные в пословицы.

а) … дело лучше … безделья.(по размеру) (Маленькое – большого)
б) … земля … рук не любит.(по цвету) (Черная – белых)

Команда 2.

Доскажите пословицу.

а) Слово не воробей, вылетит …(не поймаешь) .
б) Человек без друзей, что дерево …(без корней) .

Конкурс 6 “Грамматическая арифметика”.

1 команда

БАР + СОКИ = фрукт (абрикос)
УСТА + БОБ = день недели (суббота)
БОБР + РЕДУТ = хлеб с маслом, колбасой (бутерброд)

2 команда

КРОТ + КАША = любимый многими овощ (картошка)
ЛИК + ПЕНА = птица с большим зобом (пеликан)
ШИНА – А + вечнозелёное дерево = верхняя мужская одежда (шинель)

Игра со зрителями.

КОЖА + ВОРОН = полевая птичка (жаворонок)
РОВ + ГРОЗА = человеческая речь (разговор)

Конкурс 7 “Наборщик”.

Составить как можно больше слов из букв этого слова, употребляя каждую один раз.

Команда 1.

Г А С Т Р О Н О М

Команда 2.

П Л А С Т И Н К А

Игра со зрителями.

А К Т И В Н О С Т Ь

Подведение итогов. Награждение.