Цели:
Формировать знания о правилах поведения, наблюдать за этимологией слов, разыгрывать речевые ситуации.
Развивать речь, внимание, воображение.
Воспитывать уважительное отношение к взрослым, умение правильно вести себя в различных ситуациях.
Оборудование: карта путешествия, иллюстрации, памятки, плакаты с пословицами о добре, вежливости, милосердии, макет автобуса.
Ход мероприятия
Сегодня мы с вами отправимся в игру – путешествие. Ваша задача состоит в том, чтобы пройти все станции, несмотря на трудности, которые будут встречаться. Приглашаем всех принять участие: поиграть, пошутить, посмеяться, а также хорошенько подумать, обо всем, что увидите и услышите. Ребята, но вот беда, наши станции так далеко от нас, что нам придется выбрать на каком виде транспорта мы поедем.
“Чтоб тебя я повез
Мне не нужен овес.
Накорми меня бензином,
На копыта дай резину.
И тогда, поднявши пыль,
Побежит (“автомобиль”)
Наш автобус отправляется. Ребята, садитесь поскорее, занимайте места все те, кто любит порядок и чистоту.
I
. Мы на станции “Грязнулька”.Здесь живут люди, которые перестали заботиться о чистоте и о порядке. Они перестали умываться, чистить зубы, следить за чистотой в своих квартирах. Мальчики и девочки по утрам не спешат к умывальнику или крану с водой, чтобы умыться. Дети перестали чистить свою обувь, следить за одеждой, разучились пользоваться чистым носовым платком. Самым странным человеком на станции Грязнулька считался мальчик, о котором рассказал поэт Л. Яхнин в стихотворении “Очень правдивая история”.
Жил на свете мальчик странный –
Просыпался поутру
И бежал скорее в ванну
Умываться. Я не вру.
Хотите – верьте, хотите – нет.
Руки мыл зачем-то с мылом,
А лицо мочалкой тер...
На руках все пальцы смыл он,
Щеки в дырах до сих пор.
Хотите – верьте, хотите – нет.
Сыну мама запретила
Умываться по утрам.
Убрала подальше мыло
Перекрыла в ванной кран.
Хотите – верьте, хотите – нет.
Тут к нему позвали разных
Самых лучших докторов.
И диагноз был таков:
“Если мальчик будет грязным
Будет он всегда здоров "
Вы мне верите?
Как вы думаете, ребята, можно заболеть от чистоты? Правильный ли диагноз поставили врачи? Школьники на станции “Грязнулька” очень плохо относятся к своим вещам. Их портфели, книги и тетради находятся в ужасном состоянии. Да и сами дети неряшливы: одежда измятая, грязная, лицо и руки всегда в чернилах.
В. Лившица “Неряха”.
Тротуар ему не нужен,
Расстегнувши воротник,
По канавам и по лужам
Он шагает напрямик.
Он портфель нести не хочет,
По земле его волочит.
Сполз ремень на левый бок,
Из штанины вырван клок.
Мне, признаться, неприятно.
Что он делал? Где он был?
Как на лбу возникли пятна
Фиолетовых чернил?
Почему на брюках глина?
Почему фуражка блином?
И расстегнут воротник?
Кто он – этот ученик?
Станция Грязнулька и город Лентяйск находится близко друг от друга. Люди, проживающие в них, – дружные соседи, потому что между ними много общего. Как вы думаете ребята, чем же они похожи?
Грязнульками бывают, как правило, ленивые люди. Ленивые школьники скучают на уроках, плохо учатся. Лентяи не любят чисто писать в своих тетрадях, читать книжки. Нам странно и неприятно видеть таких школьников. Но среди вас, ребята, таких мальчиков и девочек нет.
Динамическая пауза:
1. “Кто быстрее соберет школьные вещи в портфель”.
2.
“Целых 25 зубков
Для кудрей и хохолков.
И под каждым под зубком
Лягут волосы рядком. (Расческа)
“Гладко, душисто, моет чисто,
Нужно, чтоб у каждого было
Что, ребята? (мыло)
“Волосистою головкой
В рот она влезает ловко
И считает зубы нам
По утрам и вечерам. (Зубная щетка)
“Во мне два “к” писать не забывайте,
Таким, как я, всегда бывайте”.
Мы знаем следующие правила:
Чистота – залог здоровья.
Грязь и неряшливость в одежде – это пренебрежение к своему здоровью.
Нечистоплотность – это неуважение не только к самому себе, но и к окружающим людям.
Наш автобус мчится все быстрее. Скоро мы подъедим к станции
II. “Угадай-ка”.“Словарь вежливых слов”
- Растает даже ледяная глыба от слова теплого… (спасибо).
- Зазеленеет старый пень, когда услышит… (добрый день)
- Если больше есть не в силах, скажем маме мы (спасибо)
- Мальчик вежливый и развитый, говорит, встречаясь (здравствуйте)
- Когда нас бранят за шалости, говорим (простите, пожалуйста)
- И во Франции и в Дании на прощанье говорят (до свидания).
Молодцы!
III. Стихотворение С. Маршака “И ежели вы вежливы”
“Ежели вы вежливы
И к совести не глухи,
Вы место без протеста
Уступите старухе.
Ежели вы вежливы
В душе, а не для виду,
В троллейбус вы поможете
Взобраться инвалиду.
И ежели вы вежливы,
Вы, сидя на уроке,
Не будете с товарищем
Трещать, как две сороки.
И ежели вы вежливы,
Поможете вы маме
И помощь ей предложите
Без просьбы – то есть сами!
И ежели вы вежливы,
То в разговоре с тетей,
И с дедушкой, и с бабушкой
Вы их не перебьете.
И ежели вы вежливы,
На тех, кто послабее,
Вы нападать не будете
Пред сильными робея.
Ребята, вы уже догадались, что мы на станции “Вежливости”. Кем бы хотели стать, когда станете взрослыми? Но кем бы вы ни стали, мы хотим, чтобы вы выросли очень хорошими людьми. А этому тоже надо учиться.
– Что такое вежливость?
– А доброта?
Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было с тобой приятно.
Доброта – это стремление человека дать полное счастье людям, всему человечеству.
Песня “Улыбка” сл. М. Пляцковского, м. В. Шаинского.
Вежливый человек всегда внимательный, он старается не причинить неприятностей, не оскорблять ни словом, ни делом. Иногда ребята ведут себя грубо, им кажется, что они взрослые люди.
Грубость, неуважение – признак плохого воспитания. Невоспитанные, грубые, злые с товарищами, с родителями бывают не только мальчики, но и девочки.
а) Частушки.
1. Заиграй-ка, балалайка,
Балалайка, три струны.
Запевайте, не зевайте,
Выходите, плясуны.2. Лида в круг вбежала смело,
Завертелась, как юла,
И под музыку запела
Про знакомые дела.3. Говорит лентяйка мать:
– Убери свою кровать!
– Я бы, мама, убрала,
Только я ещё мала.4.Тетя Сима попросила
Слазить Витю на чердак.
– Извините, тетя Сима,
Я вам вовсе не батрак.5. В поезд входят три юнната:
“Ух, народу сколько тут!
Занимай места, ребята,
А то бабушки займут”.6. А наш Гриша ходит гордо,
Вход пускает кулаки.
У задиры под глазами
Не проходят синяки.7. Витя очень умный парень,
Может все он смастерить.
Только “здравствуй” и “спасибо”
Не умеет говорить.
б) Стихотворение О. Бундура “Про девчонок”.
“Со Светкой, соседкой,
Не буду водиться –
Она то смеётся, то плачет,
То злится.
Но мама сказала,
Что так не годится,
Что с девочкой нужно
Уметь подружиться,
Что с папой они
Ещё с детства дружили,
И вместе играли,
И рыбу удили.
С такою девчонкой,
Как мама моя,
Конечно, бы мог
Подружиться и я!
в) Разыгрывание речевых ситуаций:
– Вы едете в автобусе: Попросите кого – либо из пассажиров передать деньги на билет. (Будьте добры, пожалуйста).
– Вы пришли в столовую позавтракать.
На вашем столе не оказалось чая.
Попросите его у дежурного. (пожалуйста).
г) Скажите, пожалуйста
Приятного аппетита!
Счастливого пути!
Извините.
Благодарю.
Очень рад.
Спасибо!
“Спасибо” – старинное слово, “спаси” “бог” = спаси нас бог за ваши добрые дела.
“Благодарю” = дарю тебе благо, добро за твою чуткость, отзывчивость.
– Ребята, какие вежливые слова вы знаете? Много вежливых слова собралось у вас в “копилке”. Но хранить их про черный день не надо. Пользуйтесь смело. Чем чаще их употребляете, тем больше у вас их становится!
А теперь дадим клятву:
Клянемся вежливыми быть!
Всегда спасибо говорить!
Добрый день! До свидания!
Нет в мире выше звания.
Вот и подходит к концу наше путешествие. Давайте сделаем нашу жизнь хорошей, давайте помогать друг другу в трудную минуту, давайте выбирать хороших и верных товарищей.
Исполняется песня “Вместе весело шагать” сл. М. Матусовского, м. В. Шаинского.
Вручение памятки “Заповеди первоклассника”.
Заповеди первоклассника
- Не отнимай чужого, но и не всё своё отдавай.
- Попросили – дай, попытаются отнять – старайся защититься.
- Не дерись без обиды.
- Не обижайся без дела.
- Сам ни к кому не приставай.
- Зовут играть – иди, а не зовут – попроси, это не стыдно.
- Играй честно.
- Не дерзи, не канючь, не выпрашивай ничего.
- Никого два раза ни о чём не проси.
- Из-за отметки не плачь, будь гордым. С учителем из-за отметки не спорь и на учителя не обижайся. Делай уроки, а какие будут отметки, такие и будут.
- Не ябедничай за спиной у товарищей.
- Не будь грязнулей, дети грязнуль не любят, не будь и чистюлей, дети не любят и чистюль.
- Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе домой пойдём.
- И не выставляйся! Ты не лучше всех, ты не хуже всех.
- Иди в школу и пусть она тебе будет в радость.
- Дорогу переходи внимательно, не торопись.