“Всё, что люди совершают в мире человеческого, совершается при участии и посредством языка. Язык есть важнейшее орудие общения между людьми. Умело и с наибольшей пользой применять любое оружие может лишь тот, кто его глубоко, тщательно изучил, кто знает, как оно устроено, из каких частей состоит, как работает, какого обращения требует с собой”. Л. Успенский
Совершенное знание родного языка – дело очень трудное. Наиболее слабым звеном в общей системе обучения родному языку является работа по развитию связной речи учащихся. Важно уделять особое внимание урокам развития речи, совершенствовать у детей навыки лингвистического анализа, повышать уровень языкового развития школьников, воспитывать познавательный интерес к родному языку, решать проблемы интеллектуального развития младших школьников.
Данный урок развития речи проводится во втором классе, во второй учебной четверти, в системе уроков русского языка или в системе уроков развития речи.
Тема: Изложение-описание. Волк.
Тип урока: урок-закрепление по теме.
Технологии: диалоговая, деятельностная основа.
Цели:
- Закрепить понятие о тексте-описании, его признаках, особенностях плана.
- Учить передавать небольшой текст на определённую тему посредством письменной речи.
- Развивать внутреннюю речь учащихся, зрительную, слуховую память.
- Развивать эмоциональную сферу учащихся.
- Воспитывать чувство любви к родной природе (животным).
Задачи: формировать навык письменного изложения текста на заданную тему; навык осознанного грамотного письма, через работу над знакомыми орфограммами; воспитывать аккуратность при выполнении работы.
Оборудование: картинка с изображением волка, плакат с записью текста, схема текста – описания, план текста, тетради по развитию речи.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
2. Стадия вызова.
Учитель: Ребята, сегодня на уроке нам предстоит большая, интересная работа. Будем размышлять, доказывать, делать выводы, работать самостоятельно. Успех в работе зависит от правильной организации рабочего места, от того, как мы сидим (обратить внимание на плакат с изображением правильно сидящего за партой ученика); и хорошего настроения. Посмотрите все на меня, улыбнитесь и приступаем к работе.
3. Мотивация урока.
Учитель: Один древнегреческий учёный сказал: “Человек должен говорить и писать искусно, умело, успешно”.
- Как вы понимаете высказывание ученого?! (Ответы детей)
Обобщение: любому человеку приятно слышать красивую речь.
- Поднимите руки те, кто хотел бы красиво писать, умело говорить. Это мастерство помогут нам постичь наши уроки развития речи.
4. Закрепление понятия о тексте – описании, его признаках.
а) Первичное знакомство с текстом:
- прочитайте внимательно “про себя” то, что написано на плакате (приложение; плакат с текстом расположен на доске);
- прочитайте “вслух”.
б) Беседа по вопросам:
- что вы прочитали? (Текст)
- докажите, что это текст? (Состоит из нескольких предложений, связанных по смыслу)
- определите тему этого текста. (О волке)
- дадим название рассказу. (Волк)
- сколько картинок нужно для этого текста? (1)
- почему? (Всё, о чем говорится в тексте, можно увидеть на одной картинке)
На доске вывешивается картинка с изображением волка.
- Какой мы сделаем вывод о виде текста?
Вывод: Текст описывает животного (волка). Это текст-описание.
5. Сообщение темы урока.
Учитель: Сегодня на уроке мы попытаемся записать “по памяти” описание волка. Для этого вспомним схему текста – описания и составим план рассказа.
(Схема открывается постепенно)
а) Работа по схеме. Составление плана рассказа.
- Читаем первую схему.
1. Общий признак.
- Что вы должны показать в рассказе? (Мощь волка)
Волк – мощный зверь.
- Читаем вторую схему.
2. Признаки частей.
- На какие части тела волка обращается наше внимание? (Голова, лоб, уши, глаза, шерсть, шея, хвост)
Внешний вид волка.
- Итак, мы видим внешний вид волка.
- Какая у волка голова? (Большая)
- Лоб? (Широкий)
- Найдите в тексте описание ушей и прочитайте. (Толстые, стоят торчком)
Словарная работа.
- Как вы понимаете выражение “стоят торчком”? (Тянутся, выдаются вверх). Посмотрите на картинку.
- Глаза? (Зачитайте). Расставлены косо, горят.
- Как объяснить выражение “расставлены косо?” (Смотрят в разные стороны)
- Шерсть? (Грубая, густая, длинная, окружает, как воротник)
- Шея? (Кажется толстой)
- Что сказано про хвост? (Опущен, висит, как полено)
- Объясните лексическое значение слова “полено”. (Распиленное и расколотое бревно для топки печи)
- Итак, какую оценку мы дадим нашему предмету? (Страшный, красивый, удивительный)
б) Экологическая минутка.
Если у нас сложился образ волка, как большого, мощного, но в то же время страшного зверя, то нужен ли он в природе? Может он приносит вред? (Ответы детей)
Обобщение: волк – полезное животное, санитар леса. Для того чтобы мы лучше представили себе волка, какой приём использует автор? (Сравнение)
- Обратите внимание: похож на… (собаку); как… (воротник, как полено).
- Для того чтобы вы красиво, без ошибок записали текст в тетрадь, наши глазки должны отдохнуть.
6. Физкультминутка для глаз.
7. Орфографическая подготовка.
- Прочитай текст “про себя”.
- Для чего я в тексте подчеркнуты некоторые слова, в словах отдельные буквы, сочетания? (Чтобы обратили внимание на написание слов, в них прячутся орфограммы)
- Прочитаем текст орфографическим способом, четко выделяя голосом орфограммы.
8. Пересказ по плану.
- Итак, мы составили план, прочитали еще раз весь текст. Теперь попробуем устно описать волка (2-3 человека).
Текст убирается.
9. Гимнастика для рук.
- Сейчас предстоит потрудиться вашим пальчикам. Приготовим их к работе.
10. Самостоятельная работа.
- Используя план, слова помощники, опиши волка. Проговори предложение – потом запиши. Лучшие работы мне бы хотелось зачитать в классе.
11. Выборочное чтение (2-3 работы).
12. Итог урока.
Пока вы работали, посмотрите, что – то появилось на рамке – лист с надписью “Молодцы!”. Что означает это слово? Конечно, это слово благодарность за вашу работу. Спасибо! Урок закончен!
Приложение
Волк
Волк – мощный зверь. Он похож на крупную собаку. Голова у волка большая, лоб широкий. Его толстые уши стоят торчком. Глаза расставлены косо и горят злобно желтоватым блеском. Волчья шерсть грубая, густая и длинная. Она окружает шею зверя, как воротник. Поэтому шея кажется особенно толстой. Хвост у волка опущен и висит, как полено.
План.
1. Волк – мощный зверь.
2. Внешний вид волка.
а) голова;
б) лоб;
в) уши;
г) глаза;
д) шерсть;
е) шея;
ё) хвост.
3. Волк – полезное животное.