Урок развития речи. 2-й класс. Система Л.В. Занкова

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


“Всё, что люди совершают в мире человеческого, совершается при участии и посредством языка. Язык есть важнейшее орудие общения между людьми. Умело и с наибольшей пользой применять любое оружие может лишь тот, кто его глубоко, тщательно изучил, кто знает, как оно устроено, из каких частей состоит, как работает, какого обращения требует с собой”. Л. Успенский

Совершенное знание родного языка – дело очень трудное. Наиболее слабым звеном в общей системе обучения родному языку является работа по развитию связной речи учащихся. Важно уделять особое внимание урокам развития речи, совершенствовать у детей навыки лингвистического анализа, повышать уровень языкового развития школьников, воспитывать познавательный интерес к родному языку, решать проблемы интеллектуального развития младших школьников.

Данный урок развития речи проводится во втором классе, во второй учебной четверти, в системе уроков русского языка или в системе уроков развития речи.

Тема: Изложение-описание. Волк.

Тип урока: урок-закрепление по теме.

Технологии: диалоговая, деятельностная основа.

Цели:

  1. Закрепить понятие о тексте-описании, его признаках, особенностях плана.
  2. Учить передавать небольшой текст на определённую тему посредством письменной речи.
  3. Развивать внутреннюю речь учащихся, зрительную, слуховую память.
  4. Развивать эмоциональную сферу учащихся.
  5. Воспитывать чувство любви к родной природе (животным).

Задачи: формировать навык письменного изложения текста на заданную тему; навык осознанного грамотного письма, через работу над знакомыми орфограммами; воспитывать аккуратность при выполнении работы.

Оборудование: картинка с изображением волка, плакат с записью текста, схема текста – описания, план текста, тетради по развитию речи.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

2. Стадия вызова.

Учитель: Ребята, сегодня на уроке нам предстоит большая, интересная работа. Будем размышлять, доказывать, делать выводы, работать самостоятельно. Успех в работе зависит от правильной организации рабочего места, от того, как мы сидим (обратить внимание на плакат с изображением правильно сидящего за партой ученика); и хорошего настроения. Посмотрите все на меня, улыбнитесь и приступаем к работе.

3. Мотивация урока.

Учитель: Один древнегреческий учёный сказал: “Человек должен говорить и писать искусно, умело, успешно”.

- Как вы понимаете высказывание ученого?! (Ответы детей)

Обобщение: любому человеку приятно слышать красивую речь.

- Поднимите руки те, кто хотел бы красиво писать, умело говорить. Это мастерство помогут нам постичь наши уроки развития речи.

4. Закрепление понятия о тексте – описании, его признаках.

а) Первичное знакомство с текстом:

  • прочитайте внимательно “про себя” то, что написано на плакате (приложение; плакат с текстом расположен на доске);
  • прочитайте “вслух”.

б) Беседа по вопросам:

  • что вы прочитали? (Текст)
  • докажите, что это текст? (Состоит из нескольких предложений, связанных по смыслу)
  • определите тему этого текста. (О волке)
  • дадим название рассказу. (Волк)
  • сколько картинок нужно для этого текста? (1)
  • почему? (Всё, о чем говорится в тексте, можно увидеть на одной картинке)

На доске вывешивается картинка с изображением волка.

- Какой мы сделаем вывод о виде текста?

Вывод: Текст описывает животного (волка). Это текст-описание.

5. Сообщение темы урока.

Учитель: Сегодня на уроке мы попытаемся записать “по памяти” описание волка. Для этого вспомним схему текста – описания и составим план рассказа.

(Схема открывается постепенно)

а) Работа по схеме. Составление плана рассказа.

- Читаем первую схему.

1. Общий признак.

- Что вы должны показать в рассказе? (Мощь волка)

Волк – мощный зверь.

- Читаем вторую схему.

2. Признаки частей.

- На какие части тела волка обращается наше внимание? (Голова, лоб, уши, глаза, шерсть, шея, хвост)

Внешний вид волка.

- Итак, мы видим внешний вид волка.

  • Какая у волка голова? (Большая)
  • Лоб? (Широкий)
  • Найдите в тексте описание ушей и прочитайте. (Толстые, стоят торчком)

Словарная работа.

- Как вы понимаете выражение “стоят торчком”? (Тянутся, выдаются вверх). Посмотрите на картинку.

- Глаза? (Зачитайте). Расставлены косо, горят.

- Как объяснить выражение “расставлены косо?” (Смотрят в разные стороны)

- Шерсть? (Грубая, густая, длинная, окружает, как воротник)

- Шея? (Кажется толстой)

- Что сказано про хвост? (Опущен, висит, как полено)

- Объясните лексическое значение слова “полено”. (Распиленное и расколотое бревно для топки печи)

- Итак, какую оценку мы дадим нашему предмету? (Страшный, красивый, удивительный)

б) Экологическая минутка.

Если у нас сложился образ волка, как большого, мощного, но в то же время страшного зверя, то нужен ли он в природе? Может он приносит вред? (Ответы детей)

Обобщение: волк – полезное животное, санитар леса. Для того чтобы мы лучше представили себе волка, какой приём использует автор? (Сравнение)

- Обратите внимание: похож на… (собаку); как… (воротник, как полено).

- Для того чтобы вы красиво, без ошибок записали текст в тетрадь, наши глазки должны отдохнуть.

6. Физкультминутка для глаз.

7. Орфографическая подготовка.

- Прочитай текст “про себя”.

- Для чего я в тексте подчеркнуты некоторые слова, в словах отдельные буквы, сочетания? (Чтобы обратили внимание на написание слов, в них прячутся орфограммы)

- Прочитаем текст орфографическим способом, четко выделяя голосом орфограммы.

8. Пересказ по плану.

- Итак, мы составили план, прочитали еще раз весь текст. Теперь попробуем устно описать волка (2-3 человека).

Текст убирается.

9. Гимнастика для рук.

- Сейчас предстоит потрудиться вашим пальчикам. Приготовим их к работе.

10. Самостоятельная работа.

- Используя план, слова помощники, опиши волка. Проговори предложение – потом запиши. Лучшие работы мне бы хотелось зачитать в классе.

11. Выборочное чтение (2-3 работы).

12. Итог урока.

Пока вы работали, посмотрите, что – то появилось на рамке – лист с надписью “Молодцы!”. Что означает это слово? Конечно, это слово благодарность за вашу работу. Спасибо! Урок закончен!

Приложение

Волк

Волк – мощный зверь. Он похож на крупную собаку. Голова у волка большая, лоб широкий. Его толстые уши стоят торчком. Глаза расставлены косо и горят злобно желтоватым блеском. Волчья шерсть грубая, густая и длинная. Она окружает шею зверя, как воротник. Поэтому шея кажется особенно толстой. Хвост у волка опущен и висит, как полено.

План.

1. Волк – мощный зверь.

2. Внешний вид волка.

а) голова;

б) лоб;

в) уши;

г) глаза;

д) шерсть;

е) шея;

ё) хвост.

3. Волк – полезное животное.