Цели:
- Обрабатывать вычислительные навыки счета; закреплять знания и умения решать задачи, анализировать и составлять схему анализа; закреплять умения находить площадь фигуры разными способами.
- Развивать логическое мышление, математическую речь, мыслительную деятельность, интеллектуальные умения.
- Воспитывать аккуратность, умение слушать, чувство взаимопомощи; уважение и гордость на историческом наследии русского народа.
Оборудование для учителя:
- Карта “Золотое кольцо России”.
- Физическая карта.
- Книга с игрушками.
- Карточки.
- Схемы.
Оборудование для учащихся:
- Индивидуальная карта.
- Маркер.
- Жетоны.
ХОД УРОКА
I. Вступительное слово.
Ребята, любите путешествовать? (Да)
Сегодня у нас урок-путешествие. Мы не только будем считать, мы отправимся по Золотому кольцу России.
- Знает кто-нибудь, что это такое?
Это маршрут по древним русским городам. А в какой город мы отправимся вы решите сами. Для этого вам нужно найти значение выражения. За правильный ответ вы получите золотую звезду, потому что мы отправляемся в путь по ЗОЛОТОМУ КОЛЬЦУ лучших городов России.
Итак: Математическая разминка на порядок действий и проверим ваши вычислительные способности.
Д 7 х 7 – 22 = 27
Ь 9 х 9 – 78 = 3
А 8 х 8 – 44 = 20
У 67 – 6 х 6 = 31
С 4 х 4 + 17 = 33
Л 5 х 5 – 8 = 17
З 6 х 9 – 25 = 29
- Читают.
- Какое выражение лишнее?
Поставьте буквы в порядке убывания значений выражений.
Суздаль
- Так в какой же город мы попали?
- Посмотрите на фото этого города.
- Чем же интересен этот город?
Суздаль – всемирно известный город-музей. 33 церкви. Удивительно чувствуешь себя на улицах Суздаля – как будто перенесся в далекое прошлое.
- Покажите на карте России, глее находится этот город.
- Ребята, из этого города к нам гости.
Выступление. Танец “Хоровод”
II. Работа над задачами.
Посмотрим, как умеете логически мыслить. Выполним задание, сделаем открытие для себя.
Задача: Для гостей из города Суздаля разрезали торт на половину. Каждую половину еще на 2 части. На каждые 12 блюдец положили по кусочку. Сколько тортов приготовили? (3)
- Прочитайте задачу:
На фабрике русских народных игрушек ученик делает 16 игрушек, а его мастер в 2 раза больше. Сколько игрушек делает ученик?
- Попробуем решить ее. (Вопрос не соответствует условию задачи)
- Измените вопрос задачи. (Сколько игрушек делает мастер?)
Краткая запись.
- Подходит ли вопрос к краткой записи? Восстановите текст.
- А подходит ли эта краткая запись? (Нет)
- Какой вопрос надо поставить?
1 в. – сделайте схему анализа к I.
2 в. – ко II.
Проверка:
1 в. – проанализируйте
2 в. –
- Сравните схемы. (Одинаковые)
- А решение тоже одинаковое? (Нет)
Решите ту задачу, где последнее действие выполняется сложением. Решив эту задачу, мы попадем в старинный русский город, где нас ждет сюрприз.
Решение.
68 – Ростов
48 – Загорск
32 – Новгород
- Какое открытие мы сделали? (Решая задачи, рассуждая, анализируя, мы попали в город Загорск)
- Кто догадался, чем этот город славится? Почему именно там оказались? Может задача поможет?
Карта. Этот город славится игрушками. Не простыми, а деревянными. Они интересны тем, что игрушки двигаются. Мужик и медведь – кузнецы.
Выступление. Русская народная песня “Во кузнице”.
III. Физминутка.
Русские люди были всегда трудолюбивыми. Мы побывали в кузнице, увидели, как работали кузницы, а мы ведь тоже на уроке работали. Пора и отдохнуть.
IV. Работа в парах.
Вместе решите, какую карточку возьмете. Найдите площадь данных фигур. Цветом покажите, какой способ выбрали для нахождения площади.
Проверка:
- Кто выбрал карточку с красным сигналом? Чему равна площадь? (покажите)
S=
Мне бы хотелось бы увидеть способ нахождения площади.
Карточка с зеленым сигналом.
S=56 кв.см (расскажите).
Молодцы! Сколько разных вариантов вы смогли увидеть. В решении этого задания вам помогла дружба и умение слушать друг друга. Русский народ всегда славился своей дружбой. А в награду вам выступление.
Выступление. Потешки.
- Так где мы побывали? (Костроме)
Карта. Кострома – если посмотреть на план города, можно увидеть, что улицы расположены в виде веера. Есть легенда, которая объясняет это. Когда императрица Екатерина II приказала перестроить город, ее спросили, какой она хочет видеть Кострому? В этот момент императрица развернула веер. Вот и город сделали таким необычным.
- Покажите на карте.
V. Рефлексия урока.
- На уроке мы считали, вычисляли, решали, но и еще путешествовали по некоторым городам Золотого Кольца. Побывали в Загорске, Суздале, Костроме. А еще об одном городе, чем он знаменит, вы узнаете дома. Это Ростов Великий. Карта.
- Скажите мне, почему Золотое Кольцо?
- Оцените свою работу в тетради. Зажгите маяк.
- Кто заработал больше 5 звездочек? (5, меньше 5)
- Ребята, русский человек всегда славился гостеприимством и хлебосольством.
Угощение гостей хлебом-солью.