Урок-игра – это яркий и эмоциональный праздник. Руководство игровой деятельностью должно включать в себя заботу о том, чтобы дети получили максимум радости, наслаждения, удовольствия, то есть не подходить к игре сугубо прагматически, а содействовать ощущению радости детства.
Цели:
1. Узнать, какой вклад внесла древневосточная цивилизация в мировую культуру.
2. Создать условия для развития личности ребёнка в процессе общения.
3. Формировать потребность в самообразовании и повышении культурного уровня учащихся.
4. Продолжить формирование умений работы с текстом учебника, иллюстрациями, дополнительными источниками, выделять главное.
Задачи урока:
Образовательные - обобщить и закрепить знания учащихся по теме “Древний Восток”.
Развивающие - развивать умение анализировать и обобщать знания, творчески их применять, способствовать развитию коммуникативных умений и навыков учащихся (высказывать свою точку зрения, работать в группе, прислушиваться к мнению других её членов.)
Воспитательные - способствовать развитию у школьников интереса к истории, приобщать их к культурному наследию прошлого, способствовать воспитанию интеллектуально и духовно богатой, развитой личности.
Здоровьесберегающие - предупреждать переутомление детей путём смены деятельности. Содействовать эмоциональному подъёму.
Тип урока: урок закрепления знаний и умений учащихся.
Вид урока: дидактическая игра.
Оборудование:
1. Учебник: А.А.Вигасин Г.И.Годер И.С. Свенцицкая. История Древнего мира. Учебник для 5-го класса общеобразовательных уч. заведений, М 2007 г.
2. Карты “Древний Восток”, “Древняя Индия и Китай”.
3. Выставка дополнительной литературы.
4. АРМ, презентации “Древний Восток”.
5. Восточная музыка.
6. Дидактический материал:
- карточки с заданиями;
- кроссворд “Древний Восток”.
Учащиеся получили опережающее задание: самостоятельно найти информацию о “Чудесах света” древнего Востока, подготовиться к уроку- игре.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
Вступительное слово учителя. Актуализация темы урока. (Презентация, слайд № 1)
Объяснение условий игры. Представление жюри.
2. Приветствие команд.
3. Разминка в виде понятийного диктанта. (Работа учащихся на рабочих листах). Возле порядкового номера поставить букву, соответствующую названию страны. Каждый правильный ответ принесёт команде 1 балл.
Е – Египет; Ф – Финикия; К – Китай. (Презентация, слайд № 2)
Диктант:
- Слайд №3 - пирамида – ответ Е.
- Слайд №4 - корабли разбойников - мореплавателей – ответ Ф.
- Слайд №5 - бамбуковые книги – ответ К.
- Слайд №6 - шадуфы – ответ Е.
- Слайд №7 - стеклянные маски – ответ Ф.
- Слайд №8 - глиняные воины – ответ К.
- Слайд № 9 - саркофаг – ответ Е.
- Слайд № 10 - алфавит – ответ Ф.
- Слайд № 11- великая стена – ответ К.
- Слайд № 12 - папирус- ответ Е.
Учащиеся сдают рабочие листы, жюри проверяет работы.
4. Конкурс капитанов.
Историческая рыбалка на берегах рек – колыбелей древних цивилизаций.
(капитаны на магнитные удочки ловят рыбок, на которых отмечены даты.
Капитаны должны назвать события, личности, соответствующие данным датам, и страны, где они произошли.)
538 г. до н.э.- Вавилон завоёван персами. (Персидский царь Кир)
612 г. до н.э. – гибель Ассирийской державы. (Ашшурбанапал)
1792–1750 гг. до н.э. – царствование Хаммурапи.
2600 г. до н.э. – построена пирамида Хеопса.
1500 г. до н.э. – походы Тутмоса.
221 г. до н.э. – объединение Китая. Воцарение династии Цинь. (Цинь Шихуан)
5. Конкурс – объясни выражения (представители команд выбирают карточки с выражениями и объясняют их смысл).
- “Логовище львов” (Ниневия - столица Ассирии)
- “Царство стран” (Персия)
- “Живые Убитые” (рабы в древнем Египте)
- Законы Хаммурапи (законы древнего Междуречья)
6. Конкурс юных археологов.
(В конвертах лежат “осколки древних памятников”, необходимо собрать из частей изображения и объяснить, в какой стране они найдены и что обозначают)
Слайд № 13 - сфинкс (сфинкс охранял вход в долину пирамид)
Слайд № 14 - крылатый бык (охранял вход во дворец царя Ассирии)
7. Конкурс-Библейские мифы.
Командам предлагается цепочкой пересказать мифы:
- Миф о всемирном потопе. (Слайд № 15, 16)
- Суд царя Соломона. (Слайд № 17)
- Миф о сотворении мира.
- Миф о первых людях.
8. Проверяем домашнее задание команд. “Чудеса света древнего мира”.
- Команде нужно было приготовить рисунок и рассказ о чуде древнего Египта. (Слайд № 18)
- Команде нужно было приготовить рисунок и рассказ о чуде древнего Вавилона. (Слайд № 19)
9. Конкурс “У современной карты мира”.
Показать на современной карте древние государства и сделать вывод. Какие из названных государств сохранили свои названия до наших дней?
- В древности жители этого государства поклонялись богу Амону. (Слайд № 20). Египет.
- Около четырёх тысяч лет назад царствовал здесь справедливый царь Хаммурапи. (Слайд № 21). Междуречье - Иран.
- На этой земле жили люди, которые изобрели игру для царей – шахматы. (Слайд № 22). Индия.
- На этой древней земле появились предания, вошедшие в “Библию”. (Слайд №.23). Израиль, Палестина.
- В этом государстве изобрели бумагу, фарфор и шелк. (Слайд № 24). Китай.
10. Разгадывание кроссворда. (Смотри приложение 1)
11. Подведение итогов. Объявление результатов игры.
Приложение 1: Кроссворд Древний Восток.
Вопросы:
По горизонтали: 5. В древних религиях: приносимый в дар божеству предмет или живое существо. 6. Мастер по выделке глиняной посуды. 10. Главный город государства Урарту. 11. Каста слуг Древней Индии. 12. Поэма, памятник древнеиндейской литературы. 15. Древнеегипетский бог – покровитель мертвых. 16. Устье Нила (или другой реки) с его разветвленными на отдельные рукава. 17. Русское научное название древнего человека, жившего за сотни тысяч лет до нашего времени. 18. Драгоценный металл, из которого изготовлен гроб египетского правителя Тутанхамона. 22. столица древнего египетского царства. 23. Одно из первых земледельческих орудий труда - палка с прикрепленным к ней наконечником из рога. 27. речной тростник, из стеблей которого в Древнем Египте изготовляли писчий материал. 29. Государство на древнем востоке, где в 184 г. н.э. вспыхнула восстание “Желтых повязок”. 30. Земельный участок, предоставлявшийся в пользование семьям из общинной собственности. 31. Коллектив родственников, который имел общее имущество. 32. Прибор, указывающий направление на север, изготовлен в древнем Китае.
По вертикали: 1. Древнеегипетский фараон, для которого была построена самая большая пирамида. 2. Одна из двух рек Междуречья. 3. Удлиненная низменная местность в даль речного русла Нила. 4.Устройство, помогающее древнем египтянам поднимать воду в сады и высоко расположенные поля. 7. одно из первых орудий труда древнего человека. 8. одна из двух главных рек Китая, “река. Тысячи бедствий”. 9. Древнейшее государство в Закавказье. 13. Столица Ассирии, “логовище львов”. 14. древнейший историк, рассказавший в своих книгах о больших городах, некогда процветавших в Междуречье. 19. Громадный слой льда, медленно сползавший с севера на юг около 100 тысяч лет назад. 20. Один из материков Земли, считающийся родиной человечества. 21. Государство, где построен сфинкс. 24. Огромный слон с длинной рыжей шерстью, на которого охотились древние люди. 25. Имя египетского фараона, который около 1500г.до н.э. завоевал часть Передней Азии. 26. Насыпь в виде вала из глины с тростником, который в Египте огораживали низины. 28. Один из древнейших городов Междуречья, где была найдена статуя правителя.