Непременными условиями успешного использования приемов при работе над лексикой являются организация речевого взаимодействия на коммуникативной основе, развитие творческих и познавательных качеств учащихся, мотивация для речевой деятельности знаний ступеней активизации лексических образований.
Поэтому уже на начальной стадии изучение слов учитель включает очень большое количество упражнений, стихотворений. Стихотворения требуют обработки структур, звуков, правильной интонационной и эмоциональной сформированности. Они способствуют формированию положительных качеств у ребенка.
Так после обработки образцов I have. The books are red. I can see, разучивается стихотворение:
I have two books
And I can see
The books are red
In front of me.
При работе над цветами разучиваются такие стихотворения:
Lovely blue violets
Sweet yellow daffodils
Pansies and red roses
Who will buy my flowers
День мамы мы отмечаем стихотворениями:
Mother is busy
From morning till night
Keeping our family
Happy and bright
Help your Mother to clear the table
Take the knife, the fork and the spoon
Help your Mother to clear the table
Morning, night and afternoon.
Mother is the dearest of all
My friends I know
Mother helps me to work
That’s why I love her so.
Для папы учащиеся разучивают следующее стихотворение:
Father is the kindest of all
My friends I know
He takes me out
That’s why I love him.
Рассказывая о себе и используя стихотворение:
- can you ride a bike?
- No, I can’t.
But when I am ten
I’ll ride my bike
Like my brother Mike,
учащийся вводит в высказывание I can’t ride a bike. But I think when I am ten I’ll ride my bike like my brother Mike.
У школьников вызывают интерес также и песни. Дети знают песни про алфавит: “What’s your name?”, “This is the way”, “The more we get together”, “Where do you live, clap Polly?” и другие. Дети водят хороводы, песни инсценируются.
Эффективным приемом активизации лексики являются игровые упражнения.
Слова по темам “Classroom” и “Animals” даются в разбивку:
Pen, cat, dog, pencil, duster, flower, tiger, table, lion, bookcase, mouse, blackboard, window.
Дети подбегают к доске и пишут слова в правильной последовательности. Или:
P1 Oh, where is my boll? Oh, where, where?
P2 It is in the box or under the chair.
P1 Oh, here it is. Here is my pretty yellow ball under the table, near the wall.
Это упражнение можно выполнять с другими предметами.
Игра в мяч: кто скажет больше слов на определенную букву, кто скажет слово из изученных последним или предложение по устной теме. Победивший получает сувенир.
Другая игра: кто скажет 7 предложений или слов на 7 шагов.
Практикуются и рифмовки, способствующие закреплению и лексики, и временных форм глаголов:
One and two and three and four
I am setting on the floor
I am playing with a ball
And a pretty little doll.
Или
One and two and three and four
I am sitting on the floor
I am playing with my car
And a pretty little star.
Приказания учителя, а позднее и подготовленного ученика, тоже позволяют закреплять слова.
- Give her your pen!
- Take the diaries!
- Hold your diaries!
- Show me your pencil-boxes!
- Open your diaries!
- Write your homework!
- Put them on the desks!
Или
- Show me your right leg!
- Point to your head!
- Point to your left leg!
- Touch your right eye!
- Pull your left ear!
Считалочки также занимают важное место в закреплении слов:
I saw a little bird
Come hop, hop, hop
I cried little bird
Will you stop, stop, stop, stop?
And I am going to the window
I say How do you do?
But away the bird flew.
One, two, three, four, five
I caught a fish a live
Six, seven, eight, nine, ten
I let him go again.
Скороговорки способствуют правильному звучанию звуков, отсутствующих в русском языке:
На звук [w]
Why do cry, Willy?
Why do you cry?
Why, Willy, why, Willy?
Why, Willy, why?
На звук [r]
Robert Rowley rolled
Around roll round
Around roll Robert Rowley.
Rolled round
Where did the round roll roll
Robert Rowley rolled around?
Пантомима развивает психические свойства учащихся. Один учащийся называет действие, другой комментирует.
You are eating
You are drinking tea
You are running
You are swimming
You are going to your place
И сам учащийся тоже может показывать действие, потом комментирует в первом лице.
I am putting my books into my bag
I am putting my pencils into my pencil-box
I am going to school
I am looking for my book
I am playing with my pet.
Учитель может быстро убирать какие-то рисунки, поставить на доску другие. Глаза при этом у детей закрыты. Или учитель говорит, что в воскресенье его не было дома и быстро меняет картинки с изображением бассейна, выставки, музея, книжного магазина (закрепляются формы was, were и учащиеся употребляют новые слова в речи).
Определенную роль играют физкультминутки, которые надо во время урока проводить дважды.
Hands up! Clap! Clap!
Turn to the right!
Turn to the left!
Hands on the shoulders!
Hands on hips!
Hands on your heads!
Hands down! Sit down!
На уроках английского языка используются и кроссворды (Рисунок 1, 2)
Также применяется прием “снежный ком”, в значительной степени способствующий активизации лексики.
На доске изображение кролика.
It is a rabbit. It is a grey rabbit. It is a small rabbit. It is a young rabbit. It is my rabbit. It is a fine rabbit. It is in the room.
После хоровой работы предложения постепенно стираются. Один ученик говорит первое предложение, второй говорит уже два предложения, третий учащийся говорит предыдущие и новой и т.д. Некоторые слова можно записать в транскрипции. Кто сказал все предложения, получает оценку и сувенир. Это упражнение можно использовать в устных высказываниях по темам: “About myself”., “My friends”, “My house”.
Хорошим приемом для активизации лексики являются загадки.
I am in your body
I am red
I am symbol of love. (heart)
We have got it
It is not a room
It is big
It is in the street
We work on it in spring
And autumn. (a plot)
What has a tail, but not an animal? (a kite)
Большую роль в активизации лексики играет речевая зарядка с новыми словами.
Учитель спрашивает:
Do you like chilly or sunny weather?
What weather do you hate?
Does Nick like hot weather?
What do you do in rainy weather?
When are there thunderstorms?
Учитель: But the main thing is the weather at home and in our country.
Ученики: Perfectly right you are!
На продвинутом этапе обучения могут использоваться микродиалоги.
- Hello, Nick. How are you?
- Fine, thanks. And how are you, Ann?
- Not quite well. It is cold today, isn’t, Nick?
- Yes, you are right, Ann. And you must put on your warn court I suppose.
- No, I don’t think so, Nick.
Далее учащиеся вспоминают дни недели, месяцы, времена года, расписание уроков (оно красиво изображено на картинке на доске).
Через несколько уроков учащиеся в роли учителя могут задавать подробные вопросы о погоде или с помощью учителя составить свое высказывание.
Дети говорят о сегодняшнем дне:
- It is autumn.
- I am fond of autumn because we have a lot of fruits.
- I think the day is wonderful.
- In my opinion it’s a lovely day!
- To my mind the weather is fantastic today!
- It isn’t windy.
- It is a bright day!
- It is a cheerful day!
- We can play after school. Do you agree?
- It’s a nice idea!
Средством активизации лексики является расширение грамматической структуры, позволяющее организовать диалоги с предметами.
- Have you got a car?
- Yes, I have got.
- What is it like?
- You see it’s small.
- What colour is your car?
- It is grey.
- Where is it now?
- In my bag. Here it is.
- Have you got any kittens?
- Yes, I have.
- What are they like?
- They are very funny.
- Can they swim?
- You see they swim with pleasure.
- Really? I’d like to see them now.
- It’s a good idea.
После отработки этого упражнения дети ведут диалог-расспрос с другими предметами, о их качественных характеристиках, местонахождении, или могут описать игрушку, изображение домашнего питомца, предмет классного обихода:
Misha has got a bear.
His bear isn’t small.
It’s white and strong.
It is nice.
It is on his desk.
I like his bear.
Dima can draw.
It’s his pencil.
It’s brown.
It’s new.
Dima often shows us his pictures.
He has got a “5” in drawing.
Использование кукол обеспечивает употребление новой лексики. Чаще всего на уроке присутствует Mr. Rule. Куклы описывают игрушки, задают вопросы о цвете, например, одежды некоторых учащихся. Они могут называть цвета или вместо синего нарисовать серый и написать по английски “blue”, также поступить и с другими цветами, задавать вопросы о предметах на отгадывание и на закрепление “there is/are” и лексики.
Примеры:
Кукла Алиса прячет два предмета из классного обихода. Учащиеся задают вопросы во множественном числе:
- Are these maps? (desks, walls, pens)
- Are these pens red (yellow, blue, red)
- Are the pens on the table? (on the desk, in the bag, in the book-case).
Любознательный Винни задает общие вопросы с “there is, there are”. Типовые предложения на доске с ответами:
- Is there your pen in the pencil-box?
- Is there his diary on the desk?
- Are there their books in the bags?
- Are there flowers on the table?
- Is there a map on the door?
- Is there chalk on the black-board?
- Are there dusters on the floor?
Хорошую реакцию у детей вызывает выученный диалог приветствия, осведомленности о здоровье, расширяющий рамки речевой деятельности с добавлением различных приглашений:
- How do you do, Andrew?
- How do you do, Nike?
- I hope you are well, Nick!
- I hope you are too!
После его разучивания учитель предлагает фразы:
Let’s sledge!-
With pleasure.
Ученики отвечают в парах, строят свои высказывания:
- Let’s go to my sick friend. – It’s a good idea
- Let’s go to skating-rink? – Why not?
- Let’s go to the books shop! – Just lovely!
Заученные такие диалоги формируют этические и поведенческие ориентиры.
Цели активизации слов отвечает использование осветленной пленки, на которой тонким пером пишутся простые задания с новыми словами, задания проецируются на экран. Этот прием устанавливает уровень приобретенных лексических навыков. Предложение должно занимать одну перфорацию. Работа требует сосредоточенности и аккуратности. Например, надо проверить знание слов дом, цветы, карандаш. На пленке:
This is a , These are two , We can see a , He has a .
Дети читают предложения, заменяя картинки английскими понятиями.
Учитель может использовать уплотненный метод: двое учеников выполняют задание на новые слова (докончить предложения, слова которых записаны через запятую), остальные дети аудируют небольшие тексты с новыми словами, после чего учитель задает вопросы по контролю понимания, вопросы могут быть записаны на доске, на бумаге. Учитель может также использовать прием False или True statements.
Предлагаемые тексты на аудирование:
1. The doctor examined Mike’s lag. He found no pain in it.
Then Mike said his teeth ached. As all his teeth ached the doctor pulled them all out.
2. Mrs. Smith with a ball in her hand came into Andrew’s house. She told his mother her son has kicked the boll into her garden and had smashed all lovely roses.
3. Kate wanted a book about football. But she didn’t like football at all. But the student has a competition: Who knows sport games better?
Приемы по активизации слов связаны с тренировочными упражнениями в простых структурах This is, These are, We can see, One can find, They have got, My friend has got…There is, There are со знаниями простых грамматических категорий.
Этот процесс обучения лексике и языковому материалу возможен только в организованном контексте с использованием структурного направления. Этот процесс со строительным материалом происходит одновременно, постепенно, обдуманно. Кроме того, учащимся приходится запоминать на I ступени изучения английского языка большее количество языковых знаний, понятий: знакомство с алфавитом, с транскрипционными значками, правилами чтения, чтения слов-исключений, со словообразованием, с синонимами, омонимами, антонимами, с простыми грамматическими категориями и т.д. Но в связи с тем, что все каналы восприятия у детей развиты и активны, усвоение материала не представляет трудности. Наоборот, заучивание материала позволяет учащимся моделировать общение при прохождении тем в дальнейшем, приобщает к иноязычной культуре, обеспечивает сохранение слов по семантическому признаку.
Поэтому важным звеном в цепи при разработке содержания упражнений, целей ведущим моментом является работа со словом, чтобы система упражнений развивала мыслительные способности, имела логичность, личную значимость для учащихся.