Начало новой эры - эры полетов человека в космос

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Цели и задачи:

  • расширение кругозора;
  • знакомство с первооткрывателями космической эры, являющимися примером трудолюбия, упорства в достижения цели;
  • рассмотрение основных этапов развития космонавтики;
  • совершенствование знаний и умений при работе с чертежно-измерительными инструментами;
  • развитие пространственного мышления.

Материалы и инструменты. Цветная бумага и картон, простые и цветные карандаши, ножницы, циркули, клей.

План занятия:

  1. Организационная часть (подготовка к работе) - 5 мин.
  2. Актуализация опорных знаний. - 10 мин.
  3. Введение нового материала, рассказ-беседа “Начало новой эры – эры полетов человека в космос”. - 15 мин.
  4. Практическая работа, объяснение и показ основных методов выполнения работы. - 35 мин.
  5. Подведение итогов занятия, обсуждение выполненной работы. - 10 мин.
  6. борка рабочих мест.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Проверка готовности к занятию. Инструктаж по технике безопасности.

Разминка.

Графический диктант. Дорисуйте дорожку до конца строчки (рис. 1).

Упражнение “Волшебная линия” (рис. 2).

А теперь поиграем в игру “Волшебная линия”.

- Как называется линия, которую мы будем использовать? (Линия симметрии)

- Скажите, а какие ещё линии чертежа вы знаете.

- Нарисуйте фигуры симметричные той, что у вас нарисована.

- Игра “Волшебный мешок”.

А вот и наш волшебный мешок. В нём геометрические тела. Попробуйте найти их, и назвать.

Физминутка.

Утром бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась
Раз - росой она умылась
Два - изящно покружилась
Три - нагнулась и присела
На четыре - улетела.

А какого геометрического тела в мешке не оказалось? (Пирамиды)

Чтобы пирамиде не было обидно, что в мешок её не взяли, мы возьмём её за основу нашей ракеты, на которой отправимся в полёт, навстречу тайнам и загадкам вселенной.

2. Введение нового материала, рассказ-беседа.

Мечта о космосе, пожалуй, одна из самых первых, которая родилась у человечества. Мир звезд всегда привлекал астрономов и философов. Мечта о полетах к звездам всегда была с человеком. Человека манили голубые дали. Во многих странах люди, пытались преодолеть земное притяжение. И все-таки эта мечта осуществилась.

Большой вклад в развитие ракетостроения внес К.Э. Циолковский.

Он не только смог теоретически обосновать возможность космических полетов, но и рассчитать отдельные параметры ракетоносителя. Именно он является родоначальником ракетостроения в нашей стране. Самые большие достижения в области покорения космоса принадлежат нашей стране.

- А как называется наша страна? (Россия)

4 октября 1957 г. При помощи ракеты был выведен на орбиту первый искусственный спутник Земли. Это сделала группа ученых под руководством С.П. Королева. Вес спутника составлял 83,6 кг, корпус имел форму шара диаметром 0,58 метров. Аппаратура и источники питания располагались в герметичном корпусе. Три недели активно работал первый космический исследователь.

3 ноября 1957 года был запущен второй искусственный спутник Земли, в кабине которого находилась собака.

- Кто может сказать, как звали собаку? (Лайка)

19 августа 1960 года был запущен корабль-спутник, в кабине которого находились собаки, которые благополучно вернулись на Землю.

- Как звали этих собак? (Белка и Стрелка)

Также в космосе побывали собаки Пчёлка и Мушка, Чернушка и Звёздочка и т.д. Всего в космосе побывало 11 собак из 28 отобранных. Только 6 собак вернулись назад.

- Как вы думаете, первыми космонавтами в других странах были, какие животные? (В космосе первыми в Китае были змеи, во Франции – кошки, в США – обезьяны)

Всё было направлено для подготовки полёта человека в космос.

Рассвет. Ещё не знаем ничего.
Обычные. Последние известия.
А он уже летит через созвездия.
Земля проснётся с именем его.
Земля ждала, как ожидала слова,
Когда ещё никто не говорил,
А он уже обнялся с Королевым,
А он уже прощался и шутил.
В предчувствии неведомой отваги
Ракета серебрилась, как мороз.
Земля ждала. В степи алели маки.
Друзья молчали. Он улыбку нёс.
В нехожено – нелетное счастье.
Он гнал ракетных, огненных коней,
Высокого события участник,
Которое с Земли ещё видней.

- О ком эти стихи? (О первом космонавте Ю.А. Гагарине)

12 апреля 1961г. был совершен первый полет человека в космос. Им стал Ю.А. Гагарин. На корабле “Восток” совершил космический полет вокруг нашей планеты. Этот день вошел в историю человечества как начало новой эры — эры полетов человека в космос. Как ликовал весь мир! “Гражданин Вселенной” — так звали Гагарина люди на всех континентах Земли.

В скафандре, по рабочему, как был.
У Волги на виду, ему знакомой,
На вспаханную землю он ступил
И зашагал, растаптывая комья.
На перелески, пашни посмотрел.
Земля! И вид её не изменился.
Сегодня в космос он с неё взлетел,
Сегодня ж на неё и возвратился.
Всё так же низко облака бегут,
Все так же небо сосны стерегут.
Все тот же день,
Часов всё та же мера…
Прошло лишь сто,
Сто с небольшим минут.
А на Земле уже иная эра,
Которую космической зовут!

В 1963 году, весь мир восхищался новым подвигом – полётом первой женщины-космонавта.

- Как звали первую женщину космонавта? (Валентина Владимировна Терешкова)

- На космическом корабле “Восток-6” Терешкова совершила 48 витков вокруг Земли, находясь на орбите трое суток, и благополучно вернулась на Землю.

Развитие космонавтики во многом зависит от возможности активной деятельности человека в открытом космическом пространстве.

Первый шаг в этом направлении был сделан в полете космического корабля “Восход-2” космонавтами Павлом Ивановичем Беляевым и Алексеем Архиповичем Леоновым. Корабль “Восход-2”, выведенный на околоземную орбиту 18 марта 1965 года, был оснащен шлюзовой камерой и оборудованием для выхода человека в космическое пространство. В полете космонавт Алексей Леонов, в специальном скафандре, впервые в историй космонавтики, вышел в открытое космическое пространство. Вне шлюзовой камеры он находился в течение 12 минут, удаляясь от корабля на расстояние до 5 метров. Проведенный эксперимент подтвердил возможность пребывания человека в открытом космосе и полного сохранения его работоспособности в специальном снаряжении.

Физминутка.

Для полета в космос мы должны быть сильными и выносливыми и пройти тест на проф. пригодность.

Мы ногами топ, топ;
Мы руками хлоп, хлоп;
Мы глазами миг, миг;
Мы плечами чик, чик.
Раз сюда, два сюда
Повернись вокруг себя.
Раз присели, два привстали.
Сели, встали, сели, встали,
Словно ванькой-встанькой стали.
А потом пустились вскачь
Будто мой упругий мяч
Раз, два, раз, два
Вот и кончилась игра.

3. Практическая работа. “Изготовление ракеты”.

Изготовление ракеты (на основе 3-х гранной пирамиды).

- Корпус ракеты (развёртка 3-х гранной пирамиды) строится на листе цветного картона форматом А4, с использованием треугольника и циркуля.

Высота пирамиды – 140 мм, ширина боковой грани 60 мм.

- Стабилизаторы изготовляются по шаблонам, и клеятся к корпусу ракеты.

- Иллюминаторы и другие элементы оформления ракеты, изготовляются по собственному замыслу.

4. Итог занятия.

Мы сегодня приоткрыли несколько страничек из истории космонавтики. Надеемся, вы и в дальнейшем будете интересоваться космосом, следить за космическими достижениями, наблюдать за небесными телами и мечтать о полётах в космос.

Конкурс на лучшую ракету.

5. Уборка рабочих мест.