Цель:
- познакомить учащихся с особенностями природных условий различных участков земного шара в связи с их расположением на Земле и с характером их освещения солнечными лучами;
- закрепить знания учащихся о положении нашей планеты относительно солнца и причине смены времён года.
Оборудование: компьютер, экран, теллурий.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
Вы любите путешествовать?
Сегодня мы отправимся с вами в путешествие, но для этого нам необходимо повторить изученный материал.
- Какую форму имеет Земля? (Земля имеет форму шара)
- Как вращается Земля? (Земля вращается вокруг своей оси. Это вращение вызывает смену дня и ночи )
- Куда направлена ось Земли? (Земная ось направлена на Полярную звезду)
- Какие точки на Земле остаются без вращения? (Северный полюс и Южный полюс)
- В какое время года солнце расположено выше над горизонтом? (Летом солнце поднимается высоко над поверхностью земли)
- В чём причина смены времён года? (Причина смены времён года - наклон земной оси и движение Земли вокруг солнца)
3. Объяснение нового материала.
Презентация. 1 слайд
Наши знакомые Миша и Лена о чём-то разговаривают. Давайте послушаем о чём? (разыгрывается сценка: Где на Земле теплее?)
Учитель: Где на Земле теплее?
Лена: Теплее на юге. Там даже зимой жарко.
Миша: А как же Южный полюс? Там ведь Антарктида!
Учитель: А вы как думаете, ребята? (Дети высказывают свои предположения)
Попробуем разобраться в этом вопросе. На столе у учителя находится теллурий . Перед вами модель Земли и солнца. Посмотрите, одинаково ли солнце освещает нашу Землю? Мы с вами видим, что разные участки земли получают разное количество света. А значит и разное количество тепла.
2 слайд
Посмотрите на схему на ней видно. Что в области Северного и южного полюса солнечные лучи падают на Землю наклонно. И зимой и летом они скользят по поверхности Земли и очень слабо нагревают её. Северный и Южный полюса получают только косые лучи и остаются холодными.
Учитель: А вы хотели бы побывать на северном полюсе? На чём бы вы предложили добраться?
Я предлагаю вам воспользоваться способом, который использовала героиня сказки Валентина Катаева “Цветик-семицветик”.
3 слайд
Давайте произнесём волшебные слова:
Лети, лети лепесток
Через запад на восток
Через север, через юг
Возвращайся сделав круг
Лишь коснёшься ты земли
Быть по-нашему вели
Вели чтобы мы оказались на Северном полюсе.
4 слайд
Северный полюс находится в центральной части северного Ледовитого океана. В декабре солнечные лучи вообще не попадают на Северный полюс.
5 слайд
Зимой несколько месяцев подряд Солнце совсем не показывается над горизонтом. Такой период называется – полярная ночь. В небе светит луна и мерцают звёзды.
6 слайд
Иногда возникают полярные сияния. Дуют сильные ветры, часто бушует пурга. Зимой температура опускается до-60 градусов.
7 слайд
А летом в Арктике – полярный день. Это когда солнце светит круглые сутки. Очень редко температура поднимается до +2 градусов.
Посмотрите на карту полушарий найдите Северный полюс и прерывистую линию, окружающую полюс. Эта линия ограничивает холодный пояс Земли – область, где бывает полярная ночь и полярный день. Прочтите, как она называется. (Северный полярный круг)
8 слайд
А теперь проговорим волшебные слова и перенесёмся в самую южную точку нашей планеты.
Лети, лети лепесток
Через запад на восток
Через север, через юг
Возвращайся сделав круг
Лишь коснёшься ты земли
Быть по нашему вели
Вели чтобы мы оказались на южном полюсе.
9 слайд
В Южный полюс это материк Антарктида – край вечной зимы.
10 слайд
Антарктида- материк вместе с окружающими его южными районами океанов.
11 слайд
Здесь всё наоборот в декабре – лето и полярный день, температура опускается до -36 градусов. Полгода не заходит солнце, нещадно слепит глаза отражаясь от снега и льда.
12 слайд
А в июне – зима и полярная ночь с жестокими морозами, ураганами, бурями, когда ветер рвёт одежду и сбивает с ног.
13 слайд
В 10-15 градусов мороза у тебя мёрзнут руки и нос. В Антарктиде морозы бывают до -80 градусов.
14 слайд
Поверхность Антарктиды покрыта ледяным панцирем толщиной в 3-4 километра.
Посмотрите на карту полушарий найдите Южный полюс и прерывистую линию, окружающую полюс. Эта линия тоже ограничивает холодный пояс Земли – область, где бывает полярная ночь и полярный день. Прочтите, как она называется. (Южный полярный круг)
15 слайд
Лети, лети лепесток
Через запад на восток
Через север, через юг
Возвращайся сделав круг
Лишь коснёшься ты земли
Быть по нашему вели
Вели чтобы мы оказались на экваторе.
16 слайд
При вращении земли вокруг своей оси её экваториальная часть всегда получит тепла больше, чем отдалённые от экватора земли. Здесь круглый год жарко, т.к.
17 слай
Солнце поднимается высоко и посылает на Землю почти прямые лучи, они сильно нагревают земную поверхность в течении всего года. Здесь лето похоже на зиму.
18 слайд
Вместо лета и зимы здесь различают сухой и дождливый сезоны. На северной и южной окраинах жаркого пояса находятся самые засушливые места на Земле. За целый год может не выпасть ни одного дождя.
19 слайд
Чем ближе к экватору, тем дольше длится сезон дождей.
20 слайд
Когда пройдёт дождь земля насыщается влагой вся природа оживает и благоухает.
21 слайд
В этом поясе есть пустыни в них песок раскаляется, как сковорода. А температура поднимается до+50 градусов. Солнце стоит над головой в зените(самой высокой точке). Посмотрите на карту полушарий, найдите экватор, а чуть ниже и чуть выше прочитайте название линий, которые ограничивают жаркий пояс Земли.(Северный и южный тропики.) Мы побывали с вами в разных районах земли, посмотрели, что условия жизни везде разные. Где же на Земле теплее? Почему? А в каких условиях живем мы? (Мы с вами живём в умеренном поясе. Здесь хорошо видны различия между временами года.)
22 слайд
Вывод:
По количеству получаемого тепла принято различать тепловые пояса.
- холодный
- жаркий
- умеренный
4. Закрепление изученного материала.
В тетради по окружающему миру на страницах 20-21 есть задания для закрепления в виде тестов. Дети выбирают правильные ответы и раскрашивают изображение глобуса, выделяя тепловые пояса соответствующим цветом.
5. Домашнее задание.
Попробуйте ответить на вопрос: Почему белый медведь и пингвин никогда не могут встретиться?
6. Рефлексия.
- Что больше всего понравилось на уроке?
- О чём вы расскажете дома?