Цели:
Обучающие – обобщение основных знаний и умений, полученных на предыдущих уроках;
Развивающие – развитие творческих способностей учащихся, развитие навыков самостоятельного применения знаний во время выполнения заданий;
Воспитательные – продолжать формирование у учащихся сознательного и творческого отношения к полученным знаниям, воспитание бережного отношения к природе.
Тип урока: обобщение.
Вид урока: беседа, сообщения, игра.
Методы урока:
Обучения – диалогический, показательный.
Преподавания – информационно– сообщающий, объяснительный.
Оснащение урока: химическая посуда, гербарии растений, вода, пшеничная мука, йод, семена растений, муляжи растений.
Ход урока
Класс делится на две команды.
1 конкурс “ Приветствие”
Во время приветствия каждая команда представляет своё название, эмблему и девиз своей команды.
2 конкурс “ Кроссворд”
Ответив правильно на все вопросы кроссворда, мы получим ключевое слово (выделенном столбце по вертикали) – особую запасающую ткань.
Вопросы:
- Наука, изучающая взаимоотношения организмов с окружающей средой? (экология)
- Как называется процесс поглощения семенами кислорода и выделение углекислого газа? (дыхание)
- Что защищает семенная кожура? (зародыш)
- Из неё развиваются листья? (почка)
- Как называется процесс высева семян в почву? (посев)
- Как называется способ прорастания семян, при котором семядоли остаются в почве? (подземный)
- Назовите способность семян к прорастанию? (всхожесть)
- Как называется развившееся из семени растеньице? (проросток)
- Как называются зародышевые листья? (семядоли)
Ключевое слово – эндосперм.
3 конкурс “Черный ящик”.
По описанию, определить какое растение находится в черном ящике.
Вопрос для 1 команды:
Родина этого растения – Южная Америка. В Европу он был завезен испанцами в начале
XVI века и сначала выращивался как декоративное растение. В Россию он попал в XVII веке и долго оставался декоративным и “грызовым” растением. Лишь в XVIII веке было опубликовано сообщение о том, что из этих семян можно добывать масло.(Подсолнечник).
Вопрос для 2 команды:
Родина этого растения – Закавказье, Турция. Это одна из древнейших культур. Её возделывают во всех умеренных районах земного шара. Из семян этого растения изготавливают манную крупу, макароны, кондитерские изделия.
(Пшеница).
4 конкурс “ Расчетный”.
Командам необходимо решить задачу.
Задача:
подсчитайте сроки хранения всхожести семян различных растений, если известно, что семена ржи могут сохранять всхожесть три года, а пшеница в три раза дольше; кукуруза в четыре раза дольше, чем рожь, а клевер в семь раз дольше, чем пшеница.
(рожь – 3 года,
пшеница – 9 лет,
кукуруза – 12 лет,
клевер – 63 года).
5 конкурс “ Практический”.
Капитаны команд выполняют опыты “Вещества семени” на демонстрационном столе.
1. Докажите опытным путем, что пшеничная мука содержит крахмал.
(Из небольшого количества пшеничной муки сделать небольшой комочек теста. Завернуть комочек теста в марлю и тщательно промыть его в стакане с водой. В полученный раствор капнуть 1– 2 капли раствора йода. Раствор окрасится в синий цвет– это качественная реакция на крахмал).
2. Докажите опытным путем, что семена подсолнечника содержат жир.
(Семя подсолнечника заверните в лист белой бумаги. Надавите на семя тупым концом карандаша. Разверните лист и увидите маслянистое пятно
.)6 конкурс загадок и пословиц “Ты – мне, я – тебе”
Учащиеся заранее подготавливают пословицы и загадки о растениях. Побеждает команда, которая называет пословицу или загадку о растениях последней.
Подведение итогов игры.
Награждение победителей игры.