Семена растений

Разделы: Биология


Цели:

Обучающие – обобщение основных знаний и умений, полученных на предыдущих уроках;

Развивающие – развитие творческих способностей учащихся, развитие навыков самостоятельного применения знаний во время выполнения заданий;

Воспитательные – продолжать формирование у учащихся сознательного и творческого отношения к полученным знаниям, воспитание бережного отношения к природе.

Тип урока: обобщение.

Вид урока: беседа, сообщения, игра.

Методы урока:

Обучения – диалогический, показательный.

Преподавания – информационно– сообщающий, объяснительный.

Оснащение урока: химическая посуда, гербарии растений, вода, пшеничная мука, йод, семена растений, муляжи растений.

Ход урока

Класс делится на две команды.

1 конкурс “ Приветствие”

Во время приветствия каждая команда представляет своё название, эмблему и девиз своей команды.

2 конкурс “ Кроссворд”

Ответив правильно на все вопросы кроссворда, мы получим ключевое слово (выделенном столбце по вертикали) – особую запасающую ткань.

Вопросы:

  1. Наука, изучающая взаимоотношения организмов с окружающей средой? (экология)
  2. Как называется процесс поглощения семенами кислорода и выделение углекислого газа? (дыхание)
  3. Что защищает семенная кожура? (зародыш)
  4. Из неё развиваются листья? (почка)
  5. Как называется процесс высева семян в почву? (посев)
  6. Как называется способ прорастания семян, при котором семядоли остаются в почве? (подземный)
  7. Назовите способность семян к прорастанию? (всхожесть)
  8. Как называется развившееся из семени растеньице? (проросток)
  9. Как называются зародышевые листья? (семядоли)

Ключевое слово – эндосперм.

3 конкурс “Черный ящик”.

По описанию, определить какое растение находится в черном ящике.

Вопрос для 1 команды:

Родина этого растения – Южная Америка. В Европу он был завезен испанцами в начале XVI века и сначала выращивался как декоративное растение. В Россию он попал в XVII веке и долго оставался декоративным и “грызовым” растением. Лишь в XVIII веке было опубликовано сообщение о том, что из этих семян можно добывать масло.

(Подсолнечник).

Вопрос для 2 команды:

Родина этого растения – Закавказье, Турция. Это одна из древнейших культур. Её возделывают во всех умеренных районах земного шара. Из семян этого растения изготавливают манную крупу, макароны, кондитерские изделия.

(Пшеница).

4 конкурс “ Расчетный”.

Командам необходимо решить задачу.

Задача:

подсчитайте сроки хранения всхожести семян различных растений, если известно, что семена ржи могут сохранять всхожесть три года, а пшеница в три раза дольше; кукуруза в четыре раза дольше, чем рожь, а клевер в семь раз дольше, чем пшеница.

(рожь – 3 года,
пшеница – 9 лет,
кукуруза – 12 лет,
клевер – 63 года).

5 конкурс “ Практический”.

Капитаны команд выполняют опыты “Вещества семени” на демонстрационном столе.

1. Докажите опытным путем, что пшеничная мука содержит крахмал.

(Из небольшого количества пшеничной муки сделать небольшой комочек теста. Завернуть комочек теста в марлю и тщательно промыть его в стакане с водой. В полученный раствор капнуть 1– 2 капли раствора йода. Раствор окрасится в синий цвет– это качественная реакция на крахмал).

2. Докажите опытным путем, что семена подсолнечника содержат жир.

(Семя подсолнечника заверните в лист белой бумаги. Надавите на семя тупым концом карандаша. Разверните лист и увидите маслянистое пятно.)

6 конкурс загадок и пословиц “Ты – мне, я – тебе”

Учащиеся заранее подготавливают пословицы и загадки о растениях. Побеждает команда, которая называет пословицу или загадку о растениях последней.

Подведение итогов игры.

Награждение победителей игры.