Организационно-педагогические условия использования дыхательной гимнастики как средство оздоровления детей дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


В современных условиях проблема здоровья детей приобретает глобальный характер. Особенно остро она стоит перед педагогическими коллективами, работающими в условиях Крайнего Севера. Одним из факторов оказывающих неблагоприятное воздействие на здоровье ребенка, проживающего в условиях этого региона, являются специфические климатические условия. Климат Якутии резко-контитентальный, короткое лето и продолжительная зима, резкие перепады температуры воздуха. Из-за разреженного воздуха наблюдается недостаток кислорода, и как следствие этого недостаточное питание кровообращения всех органов и систем, в первую очередь сосудов головного мозга. По аналитическим данным Якутского республиканского медико-информационно-аналитического центра (ЯРМИАЦ) количество заболеваний органов дыхания у детей по Республике Саха (Якутия) за последние три года увеличилось на 4774 (75,1%), а по городу Якутску – на 1461 (75,3%) что составляет ? из всех нозологических форм заболеваний. Исследования, проведенные специалистами института российской академии образования в последние годы, показывают, что практически здоровыми можно считать только от 10 до 17 % детей дошкольного возраста, остальное подавляющее большинство имеют заболевания, связанные с отклонениями дыхательной системы – бронхит, ларинготрахеит, и т.д. Поэтому одним из важнейших элементов оздоровления дошкольников является обучение их рациональному дыханию, способствующему сохранению и укреплению здоровья.

В связи с этим, для оздоровления ребенка в детском саду и семье были определены следующие направления: создание оздоровительных режимов, обеспечивающих укрепление дыхательной системы и формирование навыков правильного рационального дыхания.

Целью работы являлось выявление и внедрение организационно-педагогических условий использования дыхательной гимнастики с детьми дошкольного возраста в систему физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении.

Важное место в физическом воспитании детей дошкольного возраста занимают специальные дыхательные упражнения, которые обеспечивают полноценный дренаж бронхов, очищают слизистую дыхательных путей, укрепляют дыхательную мускулатуру. У ребенка дыхательные мышцы, так же как вся мышечная система, силой не отличаются, их надо развивать. Нарушение, затруднение или отсутствие носового дыхания у ребенка ведут к серьезным изменениям со стороны этих функций и ряда органов и систем организма.

В настоящее время в связи со значительным количеством респираторных заболеваний, аллергией дыхательных путей эта работа приобретает особую значимость и как профилактическая мера, и как средство полноценного развития детей, перенесших легочные заболевания.

Нами рассмотрены и внедрены в систему физкультурно-оздоровительной работы методики, позволяющие приучать детей правильному носовому дыханию, предложенными следующими авторами: А.Н. Стрельниковой, М. Л. Лазарева “Звуковое дыхание”, “Очистительное дыхание” (на основе древнекитайских оздоровительных систем), “Закаливающее носовое дыхание”.

Изучив различные формы организации оздоровительных систем, педагогами детского сада разработана комплексная программа “Неболейка”, включающая систему физкультурно-оздоровительной и лечебно-профилактической работы. Одним из важнейших направлений программы является – использование комплексов дыхательных упражнений как средства совершенствования произвольной регуляции дыхания, тренировки механизмов и составных компонентов дыхательного акта детей дошкольного возраста. Положительных результатов в оздоровлении дошкольников можно достигнуть только при умелом сочетании разных форм сотрудничества педагогов и родителей воспитанников. Поэтому работа по использованию дыхательной гимнастики в оздоровительном режиме имеет три направления: работа с детьми среднего и старшего дошкольного возраста, работа с воспитателями групп, работа с родителями.

Первое направление включает проведение основных и дополнительных форм работы: организация физкультурных занятий, утренней гимнастики, физкультминуток, подвижных игр на прогулках, бесед, различных форм активного отдыха, элементы точечного массажа, самомассажа, пальчиковой гимнастики.

С целью систематического использования дыхательных упражнений и результативности мы стали вносить их в структуру физкультурного занятия с уменьшенной дозировкой, заменяя ими обычный комплекс общеразвивающих упражнений. При этом мы помнили о том, что дыхательные упражнения не могут заменить собой другие упражнения, а только дополняют их. В связи с этим, чередовались на занятиях по физической культуре. Так, из восьми занятий в месяц – одно занятие полностью построено на использовании комплекса дыхательных упражнениях. В остальные же занятия мы лишь включали различные варианты элементов дыхательной гимнастики во вводной и заключительной частях. Использовались специальные игры для профилактики заболевания дыхательной системы – “Король ветров”, “Воздушный шар”, и другие.

Единство оздоровительных и образовательных аспектов работы с детьми обеспечивало сочетание дыхательных и звуковых упражнений.

В процессе утренней гимнастики чередовались общеразвивающие упражнения с комплексами дыхательной и звуковой гимнастики в соотношении 1:1. Элементы дыхательной гимнастики нами проводились с детьми 4-х лет, так как в этом возрасте дети выполняют эти упражнения более осознанно, а с детьми младшей группы проводились упражнения игрового характера.

Итогами использования дыхательной гимнастики становятся досуги, развлечения, которые построены на основе хорошо знакомых детям упражнений и подвижных игр.

Второе направление – работа с воспитателями, которая включала проведение консультаций на темы “Дыхание – залог здоровья”, “семинара-практикума с использованием дыхательных и звуковых упражнений, элементов дыхательной гимнастики мо методу А.Н. Стрельниковой, М.Л.Лазарева и их применение в режиме дня.

В течение дня воспитателями проводились разные дыхательные и звуковые упражнения: во время занятий (для снятия напряжения и усталости), физкультминутках, гимнастике пробуждения, индивидуальные занятия с дидактическим материалом. Для воспитателей и родителей были оформлены тематические папки-передвижки, включающие материал об актуальности обучения детей носовому дыханию, комплексов дыхательной гимнастики и др. для дальнейшего использования в работе с детьми дошкольного возраста.

Третьим направлением является работа с родителями. С целью получения дополнительной информации об оздоровлении ребенка посредством использования дыхательной гимнастики для родителей были организованы индивидуальные беседы и консультации. В ходе проведения практикума “Дыхание – залог здоровья” родители познакомились с комплексами дыхательных и звуковых упражнений, с особенностями их использования в домашних условиях. Для них была составлена памятка выполнения дыхательных упражнений дома. Данная форма работы позволила родителям приобрести практические навыки использования дыхательной гимнастики.

Сочетание всех трех направлений использования дыхательной гимнастики в оздоровительном режиме и внедрение в систему физкультурно-оздоровительной работы, позволило нам получить следующие результаты.

  1. Количество детей, состоящих на диспансерном учете по ЛОР заболеваниям, с 47 % снизилось до 40,5 %.
  2. По заболеваемости дыхательной системы у детей с 3-х до 7 лет снизились – бронхит с 20,5%до 13,5%; – ларинготрахеит с 7,9% до 0,6%; пневмония с 2,6% до 0,6%.

Таким образом, использование дыхательной гимнастики, как средство оздоровления в работе с детьми дошкольного возраста по физическому воспитанию создает возможность уменьшения заболеваний дыхательной системы. Только при совместном овладении педагогами и родителями элементов дыхательной гимнастики дает положительный результат в оздоровлении ребенка не только на физическое развитие, но и на резистентность (иммунитет) организма в целом. Важным условием применения дыхательной гимнастики является варьирование комплексов по дыхательной гимнастике; правильное сочетание в разных частях физкультурного занятия и в режимных моментах; совместное сотрудничество с педагогами и родителями.

Одними из положительных моментов применения дыхательной гимнастики в системе оздоровления дошкольников является во-первых то, что не требует высоких экономических затрат и поэтому может применяться в любом дошкольном учреждении, а во-вторых, доступность рекомендуемых средств и методов дыхательной гимнастики позволяет использовать ее воспитателями и родителями с их детьми.

Методические рекомендации к проведению дыхательной гимнастики

  1. Педагоги и родители предварительно должны сами освоить дыхательные упражнения.
  2. Не заниматься за 20 минут до еды и 1 час после еды.
  3. Комплексы можно использовать в работе с детьми разного дошкольного возраста, но начинать надо с упрощенной формой выполнения с постепенным усложнением.
  4. Комплексы необходимо чередовать в течении двух недель, можно варьировать.
    • Закаливающую носовую гимнастику можно делать сидя, стоя, лежа. Если сначала дышать носом трудно, делайте время от времени вдох ртом. Следует заниматься несколько раз в день по 2-3 минуты. Во время болезни, высокой температуры упражнения не выполняются. Вдыхать и выдыхать воздух через нос. Можно включать во все комплексы дыхательной гимнастики, в режимные моменты в течение дня.
    • Упражнения по методу очистительного дыхания рекомендуется проводить во время физкультурных пауз на занятиях педагогами, после физической нагрузки, как можно чаще для снятия напряжения, усталости. Делать глубокий вдох носом и полный удлиненный выдох через рот. Чтобы ребенок дышал правильно, научить его выполнять упражнения в виде разных игровых образов.
    • Звуковые дыхательные упражнения могут выполняться ежедневно во время утренней гимнастики, в течение дня, гимнастике пробуждения, на занятиях, как способ коррекции психического состояния детей. В летнее время лучше проводить на свежем воздухе во время прогулки. Наиболее интенсивно проводить в осенне-весенний период, когда идет подъем заболеваний верхних дыхательных путей. Выполняется как в покое, так и ходьбе. Для эффективности дыхание должно выполняться не менее 3 минут.
    • Дыхательная гимнастика по методу А.Н. Стрельниковой доступна детям с 3-4 лет, но для лучшего эффекта следует начинать с 4 лет. Комплексы можно выполнять на утренней гимнастике, физкультурном занятии, физкультминутках, на прогулках при температуре 10-12 градусов тепла без резких порывов ветра. Освоение комплекса необходимо начинать с трех первых упражнений: “Ладошки”, “Погончики, “Насос”. Уделять внимание активному вдоху носом и пассивному выдоху ртом. Каждую последующую неделю можно осваивать по одному новому упражнению. Легче начинать по 4 вдохов–движений (4 серии, т.е. 16 движений вдохов), отдыхая 3-5 секунд после каждых 4 вдохов-движений. Если появляется выраженное головокружение, то гимнастику надо делать сидя, с перерывами до 5-10 секунд.