Цель: изучить особенности развития художественной культуры
XVIII века.Задачи урока:
- познакомиться с жанрами живописи и выделить наиболее популярные в изучаемый период;
- назвать архитектурные стили.
- продолжить работу над развитием исторического мышления, умений анализировать, обобщать, сравнивать, начать работу по выработке навыков системно-научного подхода к истории культуры России. Выдвигать собственную точку зрения и моделировать историческое пространство.
Оснащение: учебное пособие – Данилов А. А. , Косулина Л.Г. “История России конец 16-XVIII век”, Учебная карта “Российская империя в XVIII веке”
Средства урока: мультимедийный комплекс, презентация к уроку, музыкальное сопровождение.
Тип урока: урок изучения нового материала
.Форма урока: урок – погружения, с элементами исследования.
Ход урока
Постановка проблемы: Случайно или нет, XVIII век вошел в историю русской культуры как Век Просвещения?
1. Познавательная мотивация – создание ситуации вызывающей у ребят желание узнать материал данного урока, привлечение учащихся к объяснению темы урока.
Что бы вы хотели сегодня узнать?
Целеполагание:
- В чем особенности культуры
Проблемное задание:
Какие изменения происходят в культуре XVIII века?
Исследование – включение учащихся в поиск самостоятельных ответов на поставленные вопросы, решение познавательных задач, на проверку выдвинутых задач
1. Актуализация знаний.
1 этап.
Работа с термином “культура”
Задание классу:
1) объясните понятие “Культура”;
2) на какие виды делится культура, назовите, раскройте;
3) в виде чего можно представить культуру?
Ответы учащихся:
Культура (лат.) – возделывание, обрабатывание.
- культура – все виды преобразовательной деятельности человека и общества, а также все их результаты;
- культура является исторической совокупностью производственных, общественных и духовных достижений человечества;
- в основе культуры лежит преобразующая человеческая деятельность, поэтому культура включает в себя как материальные результаты деятельности людей по преобразованию окружающего мира, так и человеческие способности.
В узком смысле: культура – идейное и нравственное состояние общества;
В широком смысле: культура – все, что создано человеческим обществом благодаря физическому и умственному труду людей.
4. Культура создается с одной стороны путем накопления опыта и культурных ценностей предыдущих поколений, с другой стороны, путем приращения культурного богатства в процессе творчества
Обучающиеся предлагают разные варианты ассоциаций культуры.
Учитель подводит итоги и предлагает рассматривать культуру в виде дерева, на доске прикрепляет нарисованное дерево и прикрепляет все составляющие (живопись, скульптура, архитектура) Определяет хронологические рамки рассматриваемого периода –XVIII в. и прикрепляет у основания дерева, объясняя тем, что на данном уроке мы проанализируем этапы развития культура XVIII века
План работы:
- Живопись и скульптура.
- Архитектура.
Мы рассматриваем с вами период XVIII века. Давайте вспомним:
Задание классу:
1 этап “разминка”
1.а. у доски 1 обучающийся восстанавливает хронологию правления императоров XVIII века (прикрепляет к дереву имена императоров)
2.а. весь класс играет в “историческое лото”
3.а. Каким был XVIII век?
XVIII в ______исторический переломный период
_______время глубоких перемен во всех сферах общественной жизни (докажите)
XVIII в_______начало века – страна?--– средневековая, экономически отсталая
________конец века – страна?---сильная, развитая держава
XVIII в _______ культура? (какие изменения происходят?)
(На этот вопрос вы ответите в конце урока)
2 этап изучение новой темы
Развитие культуры XVIII века можно разделить на несколько этапов
1 этап | 2 этап | 3 этап |
к. XVII - н. XVIII вв. Реформы Петра I:– ломка русской культуры |
30-50 гг.
XVIII в Анна Иоанновна Елизавета Петровна Стиль барокко |
Правление Екатерины II Период расцвета русского
классицизма |
XVIII век стал периодом расцвета отечественной живописи и скульптуры. Давайте познакомимся с наиболее известными мастерами живописи.
Задание классу:
Первый ряд | Второй ряд | Третий ряд |
Просмотреть слайды и ответить
на вопрос? Какие жанры живописи были наиболее популярны во второй половине века? Ответ: Бытовой жанр, пейзаж, портреты |
Просмотреть слайды и назвать
наиболее известных мастеров живописи Ответ: Алексей Петрович Антропов |
Просмотреть слайды и назвать,
какие краски используют художники? Ответ: коричневый, зеленый, голубой Какие качества характера выделяют? (достоинство, уверенность, индивидуальность) |
Задание классу:
– Назовите особенности живописи XVIII века (повышается художественное мастерство, отражается современная действительность)
Во второй половине XVIII века были заложены основы русской скульптуры. Изменения коснулись и скульптуры.
Задание классу:
– Определить, в чем проявилось мастерство скульпторов? Какую они ставили цель.
На экране демонстрируются слайды и видеофрагменты творчества скульпторов. (Федот Шубин, Этьен-Морис Фальконе, Михаил Козловский)
После просмотра подводятся итоги:
В скульптуре XVIII века ощущается небывалый подъем. Изменения коснулись эмоционального строя скульптуры. Мастера все чаще предпочитают передать внутренний мир переживаний. Особенно ярко эти черты выражаются в творчестве крупнейшего скульптора –портретиста Федота Шубина. Ему принадлежит множество бронзовых изваяний, любимым материалом был мрамор, в обработке которого он проявлял исключительное мастерство. Наиболее удачными работами были: бюст Голицына, Статуя “Екатерины– законодательницы”, Бюсты Ломоносова, Румянцева и др.
Выдающимся скульптором, создавшим один из лучших памятников Петру 1, был Этьен-Морис Фальконе, который в этом памятнике выразил свое понимание личности Петра, ее исторической роли в судьбах России. Конь, вставший на дыбы, усмиряется твердой рукой могучего всадника.
С 70 гг
. в Петербурге формируется яркая школа отечественных скульпторов. Известность получили работы Михаила Козловского (статуя Екатерины 2, памятник Суворову в Петербурге, Петергофский фонтан “Самсон, разрывающий пасть льва”).Цель скульпторов передать внутренние переживания, показать в движении тела движение души.
Недаром говорят, что архитектура – это душа народа, воплощенная в камне.
К середине XVIII века архитектура достигла очень высокого уровня мастерства. Овладела искусством создания огромного комплекса.
Давайте познакомимся.
Задание классу:
- Просмотреть фрагменты архитектурных памятников;
- соотнести, какие, на ваш взгляд архитектурные памятники могли относиться к рассматриваемому периоду, а какие к более раннему;
- объяснить свой выбор;
- выразить свои чувства при просмотре.
(Ответы учащиеся записывают на рабочих листах, в виде таблицы, проставляют №№; объясняют свой выбор.)
Под сопровождение колокольного звона, учитель показывает слайды.
Архитектура Х-Х III вв. |
Архитектура XIV- XVI вв. |
Архитектура XVIII в . |
После просмотра учащиеся называют свои ответы, объясняют свой выбор, выделяют особенные черты архитектуры XVIII вв.
Дополнение учителя:
Вопросы классу: В чем вы видите отличия и что общего?
После сравнительной работы учитель предлагает познакомиться с некоторыми архитектурными памятниками более подробно.
Заданию классу: просматривая сюжеты заполнить таблицу (в рабочих листах)
Название, дата |
Особенные черты |
Какие вызывает чувства |
Учитель характеризует наиболее знаменитые архитектурные произведения изучаемого периода.
В русском зодчестве вт. пол. XVIII века явно прослеживаются 2 этапа развития. Ранний классицизм 60-80-гг
. (общественные здания), и строгий классицизм – 80-90 гг. (городские частные дворцы и усадьбы)Величайшим мастером русского классицизма, чьи работы способствовали признанию русского зодчества в Европе был Василий Баженов. Самой известной постройкой Баженова в Москве является дом Пашкова, ныне – здание Российской государственной библиотеки, Царицынский дворцовый ансамбль под Москвой, Михайловский замок в Петербурге. Высокое мастерство и огромная одаренность позволили зодчему соединить разнохарактерные мотивы в единый гармоничный художественный образ. Характерной особенностью его творчества было то, что он первым предложил органично вписывать архитектурные сооружения в пейзаж или городскую среду.
Вместе с Баженовым в процессе становления русского классицизма участвовал Матвей Казаков, наиболее ярко выразивший стиль московской школы зодчества.
Московский университет Казаков возводил с 1768-1793 гг. Большой парадный университетский двор с трех сторон окружен корпусами.
Самой крупной фигурой в архитектуре XVIII века был Варфоломей Растрелли. Он родился в Италии в семье скульптора. Вместе с отцом 16 летним юношей приехал в Россию. Он был автором крупнейших дворцовых ансамблей, построенных в Петербурге и его пригородах: Зимнего дворца, Большого дворца в Петергофе, Большого Екатерининского дворца в Царском селе, Смольного монастыря. Они были выполнены в стиле барокко, для которого характерно обилие колонн, пышность внешнего и внутреннего убранства зданий, обилие лепных украшений.
Рефлексия
Задание: Выразите свое отношение к изученной теме.
Выводы по уроку:
Художественная культура XVIII века нагляднее всего свидетельствовала о том, что Россия за короткий период превратилась не только в великую военную державу, но и в одну из крупнейших и признанных культурных держав Европы.
Главными направления в культуре XVIII века были: барокко (одно из главных направлений в искусстве, отличающееся торжественностью, фундаментальностью, многообразием и сложностью форм и рисунков) и классицизм (стиль и направление в литературе и искусстве, отличающееся обращением к античному наследию как образцу).
Где бы человек ни находился, где бы ни жил, его всегда тянет в родную землю, в родную сторону, потому, что прекрасней своей Родины ничего нет.
Закрепление.
Обучающимся выдаются “листочки”, которые они должны будут прикрепить к дереву, но каждый должен на нем написать свои впечатления о культуре XVIII века, все, что запомнилось на уроке.
Д\З § 33
.Имел тягу к военному делу, создал два “потешных” полка – “Семеновский и Преображенский” | М. В. Ломоносов |
Эта война длилась 21 год | Петр I |
Петр II |
При ней был образован Верховный Тайный Совет |
Северная |
Как назывался период, когда 5 раз при помощи оружия произошла смена правителей на троне? |
Как звали императора, который лишил Меньшикова всего имущества и отправил его в ссылку вместе с семьей? | Эпоха Дворцовых переворотов. |
Екатерина I |
Ей были предложены “кондиции” для вступления на престол |
Им был принят “Манифест о вольности дворянской” | Анна Иоанновна |
Петр III |
Он рассылал “прелестные грамоты”, в которых обещал всех участников движения сделать свободными |
Она переписывалась с французскими философами просветителями | Пугачев |
Екатерина II |
О ком говорили: “С лошадьми разговаривал как с людьми, а с людьми как с лошадьми”? |
Прославленный полководец, блестящий стратег, написал книгу: “Наука побеждать” | Бирон |
Суворов |
О деятельности этого человека Пушкин А. С. писал: “Историк, механик, химик, художник, стихотворец, он все испытал и во все проник”. |