Технология развивающего обучения на уроках истории "Художественная культура XVIII в." (7-й класс)

Разделы: История и обществознание

Класс: 7


Цель: изучить особенности развития художественной культуры XVIII века.

Задачи урока:

  • познакомиться с жанрами живописи и выделить наиболее популярные в изучаемый период;
  • назвать архитектурные стили.
  • продолжить работу над развитием исторического мышления, умений анализировать, обобщать, сравнивать, начать работу по выработке навыков системно-научного подхода к истории культуры России. Выдвигать собственную точку зрения и моделировать историческое пространство.

Оснащение: учебное пособиеДанилов А. А. , Косулина Л.Г.История России конец 16-XVIII век”, Учебная карта “Российская империя в XVIII веке”

Средства урока: мультимедийный комплекс, презентация к уроку, музыкальное сопровождение.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма урока: урок – погружения, с элементами исследования.

Ход урока

Постановка проблемы: Случайно или нет, XVIII век вошел в историю русской культуры как Век Просвещения?

1. Познавательная мотивация – создание ситуации вызывающей у ребят желание узнать материал данного урока, привлечение учащихся к объяснению темы урока.

Что бы вы хотели сегодня узнать?

Целеполагание:

  • В чем особенности культуры XVIII века?
  • Как повлияли идеи Просвещения на развитие культуры XVIII века?
  • Какие выдающиеся памятники зодчества и искусства характерны?

Проблемное задание:

Какие изменения происходят в культуре XVIII века?

Исследование – включение учащихся в поиск самостоятельных ответов на поставленные вопросы, решение познавательных задач, на проверку выдвинутых задач

1. Актуализация знаний.

1 этап.

Работа с термином “культура”

Задание классу:

1) объясните понятие “Культура”;
2) на какие виды делится культура, назовите, раскройте;
3) в виде чего можно представить культуру?

Ответы учащихся:

Культура (лат.) – возделывание, обрабатывание.

  • культура – все виды преобразовательной деятельности человека и общества, а также все их результаты;
  • культура является исторической совокупностью производственных, общественных и духовных достижений человечества;
  • в основе культуры лежит преобразующая человеческая деятельность, поэтому культура включает в себя как материальные результаты деятельности людей по преобразованию окружающего мира, так и человеческие способности.

В узком смысле: культура – идейное и нравственное состояние общества;

В широком смысле: культура – все, что создано человеческим обществом благодаря физическому и умственному труду людей.

4. Культура создается с одной стороны путем накопления опыта и культурных ценностей предыдущих поколений, с другой стороны, путем приращения культурного богатства в процессе творчества

Обучающиеся предлагают разные варианты ассоциаций культуры.

Учитель подводит итоги и предлагает рассматривать культуру в виде дерева, на доске прикрепляет нарисованное дерево и прикрепляет все составляющие (живопись, скульптура, архитектура) Определяет хронологические рамки рассматриваемого периода –XVIII в. и прикрепляет у основания дерева, объясняя тем, что на данном уроке мы проанализируем этапы развития культура XVIII века

План работы:

  1. Живопись и скульптура.
  2. Архитектура.

Мы рассматриваем с вами период XVIII века. Давайте вспомним:

Задание классу:

1 этап “разминка”

1.а. у доски 1 обучающийся восстанавливает хронологию правления императоров XVIII века (прикрепляет к дереву имена императоров)

2.а. весь класс играет в “историческое лото”

3.а. Каким был XVIII век?

XVIII в ______исторический переломный период

_______время глубоких перемен во всех сферах общественной жизни (докажите)

XVIII в_______начало века – страна?--– средневековая, экономически отсталая

________конец века – страна?---сильная, развитая держава

XVIII в _______ культура? (какие изменения происходят?)

(На этот вопрос вы ответите в конце урока)

2 этап изучение новой темы

Развитие культуры XVIII века можно разделить на несколько этапов

1 этап 2 этап 3 этап
к. XVII - н. XVIII вв.

Реформы Петра I:

– ломка русской культуры
– внедряются европейские просветительские идеи

30-50 гг. XVIII в

Анна Иоанновна

Елизавета Петровна

Стиль барокко
Красочность
Декоративность
Использование драгоценных металлов

Правление Екатерины II

Период расцвета русского классицизма
Строгая симметрия
Наличие колонн
Строгость в форме интерьера

XVIII век стал периодом расцвета отечественной живописи и скульптуры. Давайте познакомимся с наиболее известными мастерами живописи.

Задание классу:

Первый ряд Второй ряд Третий ряд
Просмотреть слайды и ответить на вопрос?

Какие жанры живописи были наиболее популярны во второй половине века?

Ответ:

Бытовой жанр, пейзаж, портреты

Просмотреть слайды и назвать наиболее известных мастеров живописи

Ответ:

Алексей Петрович Антропов
Иван Петрович Аргунов
Федор Степанович Рокотов
Дмитрий Григорьевич Левицкий
Боровиковский
Алексеев

Просмотреть слайды и назвать, какие краски используют художники?

Ответ: коричневый, зеленый, голубой

Какие качества характера выделяют? (достоинство, уверенность, индивидуальность)

Задание классу:

Назовите особенности живописи XVIII века (повышается художественное мастерство, отражается современная действительность)

Во второй половине XVIII века были заложены основы русской скульптуры. Изменения коснулись и скульптуры.

Задание классу:

Определить, в чем проявилось мастерство скульпторов? Какую они ставили цель.

На экране демонстрируются слайды и видеофрагменты творчества скульпторов. (Федот Шубин, Этьен-Морис Фальконе, Михаил Козловский)

После просмотра подводятся итоги:

В скульптуре XVIII века ощущается небывалый подъем. Изменения коснулись эмоционального строя скульптуры. Мастера все чаще предпочитают передать внутренний мир переживаний. Особенно ярко эти черты выражаются в творчестве крупнейшего скульптора –портретиста Федота Шубина. Ему принадлежит множество бронзовых изваяний, любимым материалом был мрамор, в обработке которого он проявлял исключительное мастерство. Наиболее удачными работами были: бюст Голицына, Статуя “Екатерины– законодательницы”, Бюсты Ломоносова, Румянцева и др.

Выдающимся скульптором, создавшим один из лучших памятников Петру 1, был Этьен-Морис Фальконе, который в этом памятнике выразил свое понимание личности Петра, ее исторической роли в судьбах России. Конь, вставший на дыбы, усмиряется твердой рукой могучего всадника.

С 70 гг. в Петербурге формируется яркая школа отечественных скульпторов. Известность получили работы Михаила Козловского (статуя Екатерины 2, памятник Суворову в Петербурге, Петергофский фонтан “Самсон, разрывающий пасть льва”).

Цель скульпторов передать внутренние переживания, показать в движении тела движение души.

Недаром говорят, что архитектура – это душа народа, воплощенная в камне.

К середине XVIII века архитектура достигла очень высокого уровня мастерства. Овладела искусством создания огромного комплекса.

Давайте познакомимся.

Задание классу:

  1. Просмотреть фрагменты архитектурных памятников;
  2. соотнести, какие, на ваш взгляд архитектурные памятники могли относиться к рассматриваемому периоду, а какие к более раннему;
  3. объяснить свой выбор;
  4. выразить свои чувства при просмотре.

(Ответы учащиеся записывают на рабочих листах, в виде таблицы, проставляют №№; объясняют свой выбор.)

Под сопровождение колокольного звона, учитель показывает слайды.

Архитектура Х-ХIII вв.

Архитектура XIV-XVI вв.

Архитектура XVIII в.

     

После просмотра учащиеся называют свои ответы, объясняют свой выбор, выделяют особенные черты архитектуры XVIII вв.

Дополнение учителя:

Вопросы классу: В чем вы видите отличия и что общего?

После сравнительной работы учитель предлагает познакомиться с некоторыми архитектурными памятниками более подробно.

Заданию классу: просматривая сюжеты заполнить таблицу (в рабочих листах)

Название, дата

Особенные черты

Какие вызывает чувства

     

Учитель характеризует наиболее знаменитые архитектурные произведения изучаемого периода.

В русском зодчестве вт. пол. XVIII века явно прослеживаются 2 этапа развития. Ранний классицизм 60-80-гг. (общественные здания), и строгий классицизм – 80-90 гг. (городские частные дворцы и усадьбы)

Величайшим мастером русского классицизма, чьи работы способствовали признанию русского зодчества в Европе был Василий Баженов. Самой известной постройкой Баженова в Москве является дом Пашкова, ныне – здание Российской государственной библиотеки, Царицынский дворцовый ансамбль под Москвой, Михайловский замок в Петербурге. Высокое мастерство и огромная одаренность позволили зодчему соединить разнохарактерные мотивы в единый гармоничный художественный образ. Характерной особенностью его творчества было то, что он первым предложил органично вписывать архитектурные сооружения в пейзаж или городскую среду.

Вместе с Баженовым в процессе становления русского классицизма участвовал Матвей Казаков, наиболее ярко выразивший стиль московской школы зодчества.

Московский университет Казаков возводил с 1768-1793 гг. Большой парадный университетский двор с трех сторон окружен корпусами.

Самой крупной фигурой в архитектуре XVIII века был Варфоломей Растрелли. Он родился в Италии в семье скульптора. Вместе с отцом 16 летним юношей приехал в Россию. Он был автором крупнейших дворцовых ансамблей, построенных в Петербурге и его пригородах: Зимнего дворца, Большого дворца в Петергофе, Большого Екатерининского дворца в Царском селе, Смольного монастыря. Они были выполнены в стиле барокко, для которого характерно обилие колонн, пышность внешнего и внутреннего убранства зданий, обилие лепных украшений.

Рефлексия

Задание: Выразите свое отношение к изученной теме.

Выводы по уроку:

Художественная культура XVIII века нагляднее всего свидетельствовала о том, что Россия за короткий период превратилась не только в великую военную державу, но и в одну из крупнейших и признанных культурных держав Европы.

Главными направления в культуре XVIII века были: барокко (одно из главных направлений в искусстве, отличающееся торжественностью, фундаментальностью, многообразием и сложностью форм и рисунков) и классицизм (стиль и направление в литературе и искусстве, отличающееся обращением к античному наследию как образцу).

Где бы человек ни находился, где бы ни жил, его всегда тянет в родную землю, в родную сторону, потому, что прекрасней своей Родины ничего нет.

Закрепление.

Обучающимся выдаются “листочки”, которые они должны будут прикрепить к дереву, но каждый должен на нем написать свои впечатления о культуре XVIII века, все, что запомнилось на уроке.

Д\З § 33. 

Имел тягу к военному делу, создал два “потешных” полка – “Семеновский и Преображенский”

М. В. Ломоносов

Эта война длилась 21 год

Петр I

Петр II

При ней был образован Верховный Тайный Совет

Северная

Как назывался период, когда 5 раз при помощи оружия произошла смена правителей на троне?
Как звали императора, который лишил Меньшикова всего имущества и отправил его в ссылку вместе с семьей?

Эпоха Дворцовых переворотов.

Екатерина I

Ей были предложены “кондиции” для вступления на престол

Им был принят “Манифест о вольности дворянской”

Анна Иоанновна

Петр III

Он рассылал “прелестные грамоты”, в которых обещал всех участников движения сделать свободными
Она переписывалась с французскими философами просветителями

Пугачев

Екатерина II

О ком говорили: “С лошадьми разговаривал как с людьми, а с людьми как с лошадьми”?
Прославленный полководец, блестящий стратег, написал книгу: “Наука побеждать”

Бирон

Суворов

О деятельности этого человека Пушкин А. С. писал: “Историк, механик, химик, художник, стихотворец, он все испытал и во все проник”.