Цель урока:
- научить самостоятельно разрабатывать принципы действия бытовых приборов;
- правильно решать практические задачи, использованные в быту.
“ Ученые те же фантазеры и художники;
они не вольны над своими идеями;
они могут хорошо работать, долго
работать только над тем,
к чему лежит их мысль,
к чему влечет их чувство.
В них идеи сменяются: появляются
самые невозможные, часто сумасбродные;
они роятся, кружатся, сливаются, переливаются.
И среди таких идей живут и для
таких идей они работают.”
В. И. Вернадский
Ход урока
Добрый день, ребята. Тема нашего урока: “Применение знаний о видах теплопередачи в быту”. Но в начале урока мы проверим домашнее задание. На прошлом уроке вам было задано составить рассказ – сказку о видах теплопередачи.
Ученики по желанию зачитывают свои рассказы. (Можно провести выставку работ)
Замечательно. Вы все творческие личности.
Но сегодня на уроке вы будете не учениками, а сотрудниками Научно-исследовательского института, вы попытаетесь самостоятельно разработать принципы действия некоторых бытовых приборов, и сделает проекты некоторых устройств, облегчающих нашу жизнь. В нашу лабораторию поступили заявки на создание некоторых бытовых приборов для домохозяек и предпринимателей, а так же некоторых тур операторов. Для решения этих проблем нам необходимо создать лаборатории и выбрать заведующих этими лабораториями. Те учащиеся, которые правильно ответят на вопросы – будут являться заведующими и они сами себе выберут состав сотрудников.
Предлагаемые вопросы:
– Зачем кусты роз на зиму укрывают опилками?
– Почему шерстяная одежда лучше предохраняет от холода, чем синтетическая?
– Почему баки для хранения горюче-смазочных материалов красят серебристой краской, а не черной?
– Какая земля прогревается солнечными лучами быстрее: чернозем или песчаники?
– Почему сосуд с жидкостью нагревают снизу?
Теперь ученики, правильно ответившие на данные вопросы, становятся заведующими лабораториями и выбирают себе сотрудников. Для каждой лаборатории свои задания, а чтобы узнать задания опять проведем конкурс на решения практических задач.
Для этого вы должны ответить на следующие вопросы:
– Зачем нам нужны знания, полученные при изучении темы “Виды теплопередачи”
– Какие задачи можно назвать практически значимыми в быту?
– Какие задачи могут быть связаны с жилищем?
– Какие задачи можно сформулировать относительно одежды?
– Какие задачи мы связываем с хранением пищи?
– Какие задачи мы связываем с приготовлением пищи?
Лаборатория №1 работает над заказом директора кафе: придумайте устройство, позволяющее хранить мороженое без холодильника и термоса летом, чтобы оно не растаяло в течение одного часа.
Лаборатория №2 работает над заказом операторов тур агентства: чтобы привлечь как можно больше отдыхающих на черноморском побережье краснодарского края, операторы предложили необычную услугу: придумать одежду, в которой было бы летом не жарко в ней, хотя в этом сезоне популярные темные тона.
Лаборатория № 3 работает над заказом домохозяек: как улучшить качество печеных изделий, что для выпечки необходимо сделать?
Лаборатория №4 работает над заказом дачников:
Зимой нет теплее,
Летом нет холоднее.
Что это? Погреб.
Как улучшить погреб, чтобы летом было прохладно, а зимой тепло?
Лаборатория №5 выполняют заказ обувщиков.
Два арапа – родные братья.
Ростом по колено,
Везде с нами гуляют,
От мороза защищают.
Что это? Правильно, сапоги.
Разработайте обувь, чтобы ноги зимой не мерзли.
В каждую лабораторию передается задание, лист ватмана. Для выполнения данного задания устанавливается время– 10 минут, для выступления - 3 минуты. Через 10 минут проводится жеребьевка выступающих заведующих лабораторий. Докладчикам могут задавать вопросы сотрудники и заведующие лабораториями. Ученики показывают свои проекты разработок заданий.
Оценивается: грамотность выступления, наглядность, практическое применение данного проекта.
Подведение итогов
Молодцы! Все поработали на славу. Я думаю, что передо мной будущие инженеры и строители. Конструкторы одежды и модельеры и сказочники. Вы еще раз убедились в том, что как много бытовых приборов, предметов, окружающих нас, связаны с физическими законами. Для того, чтобы сконструировать любой бытовой прибор, нам необходимо учить физические законы и понимать физические явления.
Домашнее задание
Раз у нас урок сегодня был творческий, то и домашнее задание тоже творческое. Подумайте, как можно было бы сделать правильное утепление дома или квартиры. Как правильно провести отопление комнат и как защитить комнаты с окнами на юг от солнечных лучей. Дописать рассказ или сказку на тему “Виды теплопередачи”.