Цели: познакомить детей с растительным и животным миром саванн и тропических лесов; познакомить детей с особенностями каждого животного и растения.
Задачи: расширять кругозор учащихся; развивать логическое мышление, воображение, монологическую речь, произвольное внимание, память; воспитывать любовь к природе; воспитывать бережное отношение к растениям и животным.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: учебник А.А. Плешакова “Мир вокруг нас”, рабочая тетрадь к учебнику, мультимедийная презентация, раздаточный материал (раскраска “Слон”), маски животных, карточки “Саванна”, “Тропический лес”, фонограмма с записью звуков живой природы, репродукции картин русского леса.
I. Организационный момент.
(Включаются звуки живой природы)
- Ребята, как вы думаете, где мы с вами очутились на сегодняшнем уроке? Мы с вами попали в лес, но не в обычный лес, а в лес, который находится в жарких странах.
- Как вы считаете, на каком материке всегда жарко? (Африка) – но жарко, ребята, не только в Африке. И вот в этих жарких странах существуют свои леса.
- А что такое лес?
(Показ иллюстраций русского леса). Посмотрите внимательно на доску - здесь вы видите репродукции картин русского художника Шишкина. Расскажите, какие растения вы встречали в лесу, каких животных.
II. Изучение нового материала.
-В Африке тоже существуют леса, но называются они саванна и тропический лес
(на доске Саванна Тропический лес )
- Сейчас мы познакомимся с саванной
Слайд 1. Презентация
- Название "Саванна" произошло от испанского слова “сабана”, что означает “дикое ровное место”.
Слайд 2.
В саванне очень много различных деревьев и кустарников. Все деревья и кустарники в саванне опутаны лианами. В саванне бывают периоды, когда постоянно идет дождь, а бывают периоды, когда дождя нет. Здесь мы можем встретить такие травы, которые будут так высоки, как человек!
- А сейчас мы с вами окажемся в одной саванне. Мы будем вести себя тихо, чтобы не спугнуть животных. Прислушайтесь внимательно к звукам, которые вы услышите.
Слайд 3 (слышны звуки саванны).
-Каких животных и птиц мы услышали? Давайте познакомимся с некоторыми животными этого леса.
Слайд 4.
Желтоклювый токо обитающий в саваннах Африки, относится к птицам-носорогам, одному из самых интересных видов птиц. Птицы-носороги примечательны своими огромными клювами. Хотя птицы-носороги питаются в основном плодами, они всеядны.
Слайд 5.
- Кто же это? (Носорог). Давайте послушаем его. Какие звуки он издает (крик носорога). Сейчас нам расскажут про это замечательное животное (выступление подготовленного ученика).
В африканских саваннах живет такое животное, как носорог. Это одно из самых больших животных. Носорог питается травой, листьями с деревьев. Носороги весьма опасны. Они легко впадают в ярость и могут догнать обидчика. Знаменитый рог носорога стал причиной того, что на них много охотятся.
Слайд 6.
- А кто же это такой, ребята? (Леопард).
Послушаем его (рык леопарда): Леопард распространен очень широко — по всей Африке. Это свирепый хищник. Хотя он уступает льву и тигру в силе, зато превосходит их в ловкости, позволяющей ему с легкостью взбираться на высокие деревья или крутые скалы. Леопарды охотятся главным образом на животных среднего размера — кабанов, обезьян, оленей, антилоп. Из-за прекрасной желтой шкуры с темными пятнами леопарды повсеместно сильно истреблены и в настоящее время внесены в Красную книгу Международного Союза охраны природы и природных ресурсов.
Слайд 7.
- Всем нам хорошо знакомый? (Африканский слон). Послушаем, как он трубит (звук слона).
Африканский слон самое крупное из ныне существующих наземных животных, может иметь высоту до 4 м. Огромные изогнутые бивни старых самцов достигают более 3,5 м. Огромное количество слонов было истреблено охотниками за слоновой костью А так как взрослый слон съедает в день около 300 кг веток, плодов и травы, для жизни этим гигантам требуются большие свободные территории, которых в Африке почти не осталось.
Слайд 8.
Жираф - обитатель африканских саванн. Кажущийся удивительным внешний вид жирафа (относительно короткое тело при огромном росте тем не менее вполне оправдан. Питаются жирафы растительным кормом, который достают в основном с высоты. Чтобы напиться воды, жирафу приходится широко расставлять передние ноги.
Слайд 9.
- Про льва нам сейчас расскажет… (выступление подготовленного ученика): Льва принято называть “царем зверей”. Днем львы отдыхают, растянувшись в траве или лёжа на невысоком дереве, охотятся же они вечером. Обычная добыча львов — зебры и антилопы. Известны случаи нападения львов на людей.
Физминутка для глаз
Слайд 10.
- А кто же эта проказница? Давайте послушаем ее (крик мартышки): Мартышки довольно крупные. Хорошо бегают на четырех лапках, при испуге и волнении встают на задние ноги, опираясь при этом на хвост, как на третью ногу. При опасности непрерывно прыгают с места на место. В пищу употребляют все, что могут найти — траву, плоды, семена, насекомых, птиц и их яйца, мед.
Слайд 11.
- Кто эта полосатая лошадка? Послушаем ее (звук зебры): Дикие полосатые лошади — зебры — живут только в Африке. Большая, размером с лошадь, саванная зебра. Все зебры обладают отважным характером и при случае могут постоять за себя, поэтому жертвами хищников становятся, как правило, старые и больные животные. Приручить этих животных очень сложно.
Слайд 12.
- А это кто, ребята? Опишите страуса. Какую особенность имеет?
Слайд 13.
- Что это за житель саванны? Послушаем (звук бегемота).
- А расскажет нам стихотворение про бегемота… (выступление ученика).
Бегемот, бегемот,
У него огромный рот,
Что-то он весь день жует,
Видно, не напрасно.
Он в округе знаменит.
Каждый скажет: “Прямо стыд
Бегемота аппетит
Вам не знать прекрасный!”
Кто же только в гости вот
Пригласить тебя рискнет?
Слайд 14.
- Что же это за зубастый житель? Послушаем его (звук крокодила). А расскажет нам про крокодила… (выступление ученика).
Я - огромный крокодил,
Всех в округе победил!
Но не стоит так бояться,
Ведь люблю и я смеяться.
Слайд 15.
- Эта обезьянка имеет название “бабуин”. Послушаем его (звук бабуина).
Бабуин - обезьяна из рода павианов. Обитают бабуины в саванновых лесах и саваннах. Хотя бабуины - наземные животные, они проводят на деревьях больше времени, чем другие павианы. Это всеядные животные. Главный в их семье - это самец.
Слайд 16.
- Ребята, эта необычная птичка имеет и необычное название.
- Кто такой “секретарь”?
Птица-секретарь - это высокая, подчас более метра, длинноногая птица, живущая в африканских саваннах. Свое название секретарь получил за имеющийся на его голове пучок перьев, который обычно свисает, как перо за ухом у писца, а при возбуждении птицы поднимается кверху. Большую часть времени секретарь проводит, расхаживая по земле и высматривая добычу: ящериц, змей, мелких зверьков, саранчу.
Физминутка
Покажите как ходит жираф, зебра, крокодил, слон, бегемот, носорог, лев, мартышка.
Слайд 17.
- А сейчас мы с вами поговорим о еще одной разновидности леса – тропическом лесе. Один из таких лесов располагается на острове Мадагаскар. Наверняка вы смотрели мультфильм с таким названием. Давайте вспомним, какие растения и животные там встретились?
- Мы попадаем из саванны в этот тропический лес. Внимательно прислушайтесь. Кого вы услышите.
Слайд 18 (звуки тропического леса).
- Кого мы с вами услышали? Что еще услышали? (Дождь). Правильно, ребята – тропический лес еще известен тем, что в нем часто идут дожди.
Слайд 19.
- В тропиках растут папоротники – их в лесу довольно много.
- Познакомимся с некоторыми животными тропического леса. Так как этот лес тоже жаркий, то и животные будут такие же как и в саванне.
Слайды с 20 по 27.
- А сейчас наши ребята расскажут вам стихотворения о животных саванны и тропического леса.
1. Бегемоту в грязной луже
Никакой курорт не нужен.
Он в грязи купаться может.
Грязь ему смягчает кожу,
Заменяет крем и мазь.
Замечательная грязь!
2. Отважен, строен и силён
Живёт в пустыне Лев,
У Льва большая голова
И очень страшный зев.
Он может когти обнажить
И грозно зарычать,
И деткам маленьким никак
Со Львом нельзя играть
3. Рог большой - у носорога,
У медведя гризли - лапы.
Подрасту и я немного -
Будут бивни как у папы.
Физминутка под музыку
Слайд 29.
Наклоны влево - вправо, вперед - назад, руки вверх - в стороны - вперед - вниз.
III. Закрепление изученного материала.
- Так давайте ответим на вопрос любопытного жирафа – где же живут слоны? Давайте проверим – правильно ли мы назвали животных саванны и тропического леса? (Учебник стр. 10-11)
- А каких животных еще не назвали?
IV. Итог урока.
- Где мы побывали на сегодняшнем уроке?
- Почему саванна так называется?
- Какие животные живут в саванне? Какие в тропическом лесу?
- Так как главным героем сегодня у нас был слон – он за хорошую работу на уроке дарит всем свою фотографию (вручение раскрасок).