Цели викторины: приобщение учащихся к изучению культуры своей Родины.
Задачи:
- Формирование у учащихся личностного подхода к изучению истории Отечества.
- Формирование национального самосознания, уважения к историческому и культурному наследию предков.
- Воспитание патриота, знающего и уважающего традиции своего народа.
Оборудование: картинки с изображением цветков чабреца, вербы, мимозы, гвоздики; Петра и Февронии Муромских, Св. Валентина; блины, крашеное яйцо, торт со свечами; два текста с описанием православных праздников; жетоны за правильные ответы; 2 грамоты.
Опережающее задание (учащиеся заранее делятся на 2 команды) подготовить сценки:
1-я команда - колядки,
2-я команда - щедровки (для этого обратиться в библиотеку или опросить родственников, соседей).
I. Организационный момент.
Подготовка к проведению викторины.
II. Сообщение темы викторины.
Каждый уголок России уникален, имеет свои черты истории, культуры. Кубань уникальное место - здесь проживали наши предки - казаки - защитники России. Казаков называли рыцарями православия. Их службу во благо Отечества высоко ценили современники. Культура казаков не утратилась, даже когда им пришлось жить на чужбине. Многие праздники с тех пор забыты, но сегодня они возрождаются, вытесняя западные, “пришлые”. Наша задача узнать насколько хорошо мы знакомы с культурой своей Родины.
III. Проведение викторины.
1. Задание: какие виды праздников вы знаете (команды совещаются - кто больше назовёт тот победитель). (Ответ: православные, языческие, социальные, семейные)
2. На доске написано задание - сопоставить:
Православные 8 Марта
Социальные Пасха
Языческие День рождения
Семейные Масленица
3. На магнитной доске расположены рисунки – блины, яйцо, мимоза, торт со свечами (приложение 1-3).
Задание: соотнести рисунок с праздником православным, социальным, семейным.
4. Задание на сообразительность. Работа с текстом: определить о каком празднике идёт речь (учащиеся получают листочки с текстами описаниями праздников), (приложение 2).
5. Выберите из предложенного: Какие праздники отмечались нашими предками – казаками?
Покров, 8 марта, 1 мая, Рождество, 23 февраля, Троица, день независимости России, Пасха.
Дополнительное задание:
- Какой из перечисленных праздников особо почитался казаками?
- Когда он празднуется? (Ответ Покров Божьей Матери – 14 октября)
6. Символами, каких праздников являются: чабрец, верба, мимоза, гвоздика (приложение 3). (Троица, Вербное воскресенье, 8 марта, День Победы)
7. Что вы знаете о праздниках (5 минут на подготовку):
- День Святого Валентина
- День Петра и Февронии Муромских
Дополнительное задание:
- Что объединяет эти праздники? (Праздник влюблённых)
- Что является символами этих праздников? (Св. Валентин-сердце, Пётр и Феврония – ромашка).
8. Домашнее задание: сценки (оценивается правильность).
IV. Подведение итогов.
Награждение победителей.
Для того чтобы не прослыть “Иванами, не помнящими родства“ надо знать историю своей Родины, предков, чтить и уважать их традиции.