Традиции казаков: прошлое и настоящее

Разделы: История и обществознание, Внеклассная работа


Цели викторины: приобщение учащихся к изучению культуры своей Родины.

Задачи:

  1. Формирование у учащихся личностного подхода к изучению истории Отечества.
  2. Формирование национального самосознания, уважения к историческому и культурному наследию предков.
  3. Воспитание патриота, знающего и уважающего традиции своего народа. 

Оборудование: картинки с изображением цветков чабреца, вербы, мимозы, гвоздики; Петра и Февронии Муромских, Св. Валентина; блины, крашеное яйцо, торт со свечами; два текста с описанием православных праздников; жетоны за правильные ответы; 2 грамоты.

Опережающее задание (учащиеся заранее делятся на 2 команды) подготовить сценки:

1-я команда - колядки,

2-я команда - щедровки (для этого обратиться в библиотеку или опросить родственников, соседей).

I. Организационный момент.

Подготовка к проведению викторины.

II. Сообщение темы викторины.

Каждый уголок России уникален, имеет свои черты истории, культуры. Кубань уникальное место - здесь проживали наши предки - казаки - защитники России. Казаков называли рыцарями православия. Их службу во благо Отечества высоко ценили современники. Культура казаков не утратилась, даже когда им пришлось жить на чужбине. Многие праздники с тех пор забыты, но сегодня они возрождаются, вытесняя западные, “пришлые”. Наша задача узнать насколько хорошо мы знакомы с культурой своей Родины.

III. Проведение викторины.

1. Задание: какие виды праздников вы знаете (команды совещаются - кто больше назовёт тот победитель). (Ответ: православные, языческие, социальные, семейные)

2. На доске написано задание - сопоставить:

Православные 8 Марта

Социальные Пасха

Языческие День рождения

Семейные Масленица

3. На магнитной доске расположены рисунки – блины, яйцо, мимоза, торт со свечами (приложение 1-3).

Задание: соотнести рисунок с праздником православным, социальным, семейным.

4. Задание на сообразительность. Работа с текстом: определить о каком празднике идёт речь (учащиеся получают листочки с текстами описаниями праздников), (приложение 2).

5. Выберите из предложенного: Какие праздники отмечались нашими предками – казаками?

Покров, 8 марта, 1 мая, Рождество, 23 февраля, Троица, день независимости России, Пасха.

Дополнительное задание:

- Какой из перечисленных праздников особо почитался казаками?

- Когда он празднуется? (Ответ Покров Божьей Матери – 14 октября)

6. Символами, каких праздников являются: чабрец, верба, мимоза, гвоздика (приложение 3). (Троица, Вербное воскресенье, 8 марта, День Победы)

7. Что вы знаете о праздниках (5 минут на подготовку):

- День Святого Валентина

- День Петра и Февронии Муромских

Дополнительное задание:

- Что объединяет эти праздники? (Праздник влюблённых)

- Что является символами этих праздников? (Св. Валентин-сердце, Пётр и Феврония – ромашка).

8. Домашнее задание: сценки (оценивается правильность).

IV. Подведение итогов.

Награждение победителей.

Для того чтобы не прослыть “Иванами, не помнящими родства“ надо знать историю своей Родины, предков, чтить и уважать их традиции.