Цели:
Оборудование:
- набор слайдов (презентация), текст, физминутка для глаз, музыкальное сопровождение для физминутки, компьютер, видеопроектор, магнитофон, тест (9 шт.), буквы на магнитах “А”, “О”, “Е”, “И”, “Я”.
ХОД УРОКА
1. Организация класса.
- Прозвенел звонок, начинается урок русского языка. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. Мы все здоровы. Глубоко вздохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть раннего утра, тепло солнечных лучей, чистоту рек. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг другу.
- Откройте тетради. Запишите число. Классная работа.
2. Актуализация знаний. Объявление темы урока.
- Внимание на экран! СЛАЙД № 1. Презентация
1. Прочитайте слова. Поставьте ударение в каждом слове.
- Как мы называем такие гласные? (Ударные)
2. Определите, в какой части слов пропущена буква. (Буква пропущена в корне слова)
3. - Вставьте пропущенные буквы. (В слове линейка вставили букву “И”, в слове лесной – “Е”, в слове водить – “О”)
- Какие это буквы? (Они гласные)
- Что можно сказать об этих гласных? (Гласные в корнях - безударные)
СЛАЙД № 2
– Тема урока: “Безударные гласные в коне слов. Проверочные и проверяемые слова”.
СЛАЙД № 3
- Для этого мы отправляемся на воздушном шаре в “Путешествие за буквами-ловушками”. Во время путешествия нам будут помогать добрые друзья. Дружно подули, чтобы наш воздушный шар набрал высоту (дети дуют).
3. Формирование новых знаний.
СЛАЙД № 4
- На нашем пути мы встречаем первое задание. Прочитайте слова. Подумайте, какое из этих слов является проверочным для остальных. (Слово бег является проверочным для остальных)
- Почему? (В корне слова гласная “Е” хорошо слышится, т.к. она ударная)
- Запишите сначала проверочное слово, а потом остальные однокоренные слова. Вставьте пропущенные буквы. Выделите корень, подчеркните буквы на месте безударных гласных звуков.
- Какие буквы вставили?
- Подведем итог. Чем отличаются проверочные слова от проверяемых? (В проверочных словах гласная в корне слова ударная, а в проверяемых она безударная)
4. Закрепление новых знаний.
СЛАЙД № 5
– Сейчас вы будите работать в парах. Выполните тест.
Второе задание. Выбери правильный ответ. Букву правильного ответа вставьте в кружочки.
- Какие буквы вы поместили в кружочки? (Дети называют буквы, а учитель помещает их на доску)
- Где мы можем встретиться с этими буквами-ловушками? (В слова с безударной гласной в корне)
5. Физминутка для глаз.
СЛАЙДЫ № 6, 7, 8
- Сейчас проведем физминутку для глаз “Нарисуй солнышко”. Ваша задача смотреть на экран и следить глазками за лучиками солнышка.
6. Словарная работа.
- Запишите словарь.
СЛАЙД № 9
Третье задание. Поберите по смыслу словарные слова. (Дети читают и дополняют предложение, на месте пропущенного слова появляется картинка)
- Какое слово лишнее и почему?
- Откройте учебник и найдите на с. 109 “Словарик”. В “Словарике” найдите слова, которые соответствуют данным картинкам, запишите их в тетрадь, поставьте ударение, подчеркните буквы, которые нужно запомнить в данных словах. (Взаимопроверка)
7. Работа над текстом.
СЛАЙД № 10
Четвертое задание. Прочитайте и озаглавьте текст. (“Пестрый ковер”, “Луг” и т.д.)
- Подумайте и скажите, какой это текст (повествование, описание). (Текст - описание)
- Почему? (В этом тексте использовано много прилагательных)
- На какие вопросы отвечают прилагательные? (Какой?, какая?, какая?, какое?)
- Найдите их в тексте. (Пестрый, красные, синие, серых, голубые)
- Найдите предложения с однокоренными словами. (Пышно цветет луг. Вот красные цветы мака. На цветочки садятся бабочки.)
- Назовите однокоренные слова. (Цветет, цветы, цветочки)
- Какие это слова проверочные или проверяемые? (Проверяемые)
- Подберите к ним проверочное слово. (Цвет)
- Прочитайте и запомните первое предложение. Запишите его по памяти. (Дети пишут, а потом проверяют)
- В этом предложении определите, подчеркните главные члены предложения.
- Второе предложение спишите самостоятельно, с проговариванием.
- Третье предложение прокомментирует …
- В третьем предложении определите, напишите часть речи слов.
8. Физминутка.
СЛАЙД № 11. Танец “Утят”
9. Творческое задание.
СЛАЙД № 12
Задание пятое. Прочитайте. Угадайте, что это за зверь.
- Кто это? (Лиса)
- А сейчас вы самостоятельно составьте и запишите в тетради рассказ-загадку о животном и птице. (Дети работают самостоятельно под мелодию, проверить 2-3 человека)
Если останется время, сделать задание на слайде № 13.
13. Итог урока.
Услышим скоро мы звонок,
Пора заканчивать урок.
- Расскажите вместе со мной про безударные гласные в корне:
Безударных гласных пять
Тех, что надо проверять
Вы запомните, друзья,
Буквы (учитель показывает буквы, дети произносят громко):
А, О, Е, И, Я!
- Приведите примеры проверяемых слов, которые окружают нас в классе. Подберите к ним проверочные.
14. Оценка.
- Вы славно потрудились. Сегодня на уроке работали все хорошо, но особенно мне хочется отметить следующих учеников … (оценка)
15. Домашнее задание. С. 50 упр. 14.
- Я благодарна вам. У меня хорошее настроение. А у вас?
- Спасибо всем! Урок окончен!
Тест (приложение 1)