Цель: обобщить и закрепить знания о насекомых, создать условия для ос- мысления новой и изученной информации. Проверить степень усвоения материала.
Образовательные задачи: способствовать пониманию связи между образом жизни и строением насекомых.
Развивающие задачи: продолжить обучение устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы. Способствовать развитию познавательных процессов и умственных способностей.
Воспитывающие задачи: продолжить формирование ценностных ориентаций, эмоциональных качеств личности. Воспитывать бережное отношение к живому миру нашей планеты.
Методы: репродуктивный, поисковый, творческий.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Средства обучения: таблицы, рисунки, коллекции насекомых, видеофрагменты, мультимедийная презентация.
Межпредметные связи: литература, рисование, география, медицина, экология.
Здоровьесберегающие технологии: дыхательная гимнастика.
Литература:
- Журнал “Биология в школе” № 4, 12/1997 г.
- Б.М.Мамаев. “Энтомология для учителя”, М., 1985 г.
- Электронный атлас для школьника “Зоология-7” М., 2004 г.
- Мультимедийная “Энциклопедия животных Кирилла и Мефодия”, М., 2006 г .
- Электронное учебное пособие “Жизнедеятельность животных”, Е., 2002 г.
- С.С.Молис. “Активные формы и методы обучения биологии”, М.,1988.
ХОД УРОКА
Слайд № 2.
Тема урока: всем вам знакомые разнообразные насекомые.
Цель: обобщение, систематизация.
Вот предварительная информация.
Надеюсь на ваш интерес и активность.
Хорошая будет тогда эффективность.
Интерес к насекомым зародился с глубокой древности, и первые письменные упоминания встречаются в папирусах трёхтысячелетней давности. Насекомые – самые многочисленные животные на земном шаре, их насчитывается около 10 миллиардов. Это больше, чем звезд в нашей Галактике. Поэтому всем нам становится понятно, что при таком огромном количестве насекомые играют важную роль в природе и жизни человека. Какова роль насекомых в природе и в жизни человека? Большую пользу человеку в борьбе с вредителями приносят хищные жуки.
Слайд № 3. Жуки-могильщики закапывают мертвых мелких животных и, питаясь разложившимися останками, способствуют очищению почвы от трупов, накопления перегноя в ней. Жуки-навозники, мухи, скарабеи выполняют функцию санитаров и почвообразователей. Большинство насекомых активно посещают цветки растений и переносят пыльцу с цветка на цветок. Без насекомых опылителей огромное количество растений было бы обречено на вымирание. Божьи коровки приносят пользу хозяйству человека, уничтожая вредителей растений: тлю, червеца, паутинных клещиков, белокрылку. Насекомые, живущие в почве способствуют ее рыхлению и снабжению кислородом. Питаются другими насекомыми, ограничивают их численность (стрекозы, наездник).
Жуки-плавунцы вредят рыболовству, они нападают на мальков рыб. Майские жуки, или хрущи объедают корни растений. Хлебные жуки повреждают зерна злаковых культур: ржи, ячменя, пшеницы. Жуки-бронзовки объедают цветки различных растений. Жуки-щелкуны и их личинки (проволочники) повреждают подземные части растений (корнеплоды). Личинки жуков-дровосеков, или усачей - опасные вредители леса. Слоники, или долгоносики также вредят садам, огородам, лесам. Оводы наносят ощутимый вред животноводству. Вши, блохи являются переносчиками инфекций, вызывают такие заболевания как сыпной тиф, чума. Многие красивые насекомые вызывают у человека чувство восхищения и побуждают бережно относится к природе. Многие насекомые подлежат охране.
Слайд № 4, 5, 6.
Сколько отрядов описано в ХМАО? Описано до 30 видов. Лучше всего видовой состав изучен в государственных заповедниках: “Юганский”, “Малая Сосьва”. Редкие и охраняемые насекомые ХМАО: красотка девушка, красотка блестящая, стрелка изящная, щитовидка, майка синяя. Т.о. оценивая тех или иных насекомых как полезных, так и вредных, нельзя забывать, что в большинстве своем они необходимые природе, она сама компенсирует их вред и регулирует их численность.
Среди такого обилия насекомых всего 1% прямо или косвенно причиняют вред человеку.
Почему насекомые получили такое название? За характерные насечки на брюшке. С глубокой древности человек научился делить насекомых по различным признакам на группы, т.е. классифицировать.
Слайд № 7, 8.
Какие таксономические единицы используются при классификации насекомых? (Одновременно с ответом учащихся учитель показывает таксономические единицы)
ТИП КЛАСС ОТРЯД РОД ВИД. На столах у учеников лежат карточки “таксономические единицы”. Покажите самую крупную таксономическую единицу. Тип. А теперь самую маленькую. Вид.
Задание: Найдите соответствие, используя таксономические единицы.
Майский |
ВИД |
Жук |
РОД |
Жесткокрылые |
ОТРЯД |
Насекомые |
КЛАСС |
Членистоногие |
ТИП |
(Показать соответствующую таксономическую единицу к каждому слову)
Чтобы выполнить следующее задание нужно иметь не только знания, но и ваше внимание. Что обозначают данные термины?
Слайд № 9.
ЭНТОМОЛОГИЯ - наука о насекомых.
ПАРТЕНОГЕНЕЗ - размножение без оплодотворения, когда самка откладывает неоплодотворённые яйца. Из которых развиваются только самки.
ХИТИН - органическое вещество, входящее в состав наружных покровов членистоногих.
ТРАХЕИ - органы дыхания насекомых
ИНСТИНКТ - это последовательная цепь врождённых ответных реакций на различные раздражители. (Деятельность пчёл является врождённой или инстинктивной)
ЖУЖЖАЛЬЦА - задние крылья у представителей отряда Двукрылые.
МИМИКРИЯ - сходство формы тела и окраски незащищённых животных с несъедобными для хищников объектами.
Сколько цветов вы видели? 7.
С каким явлением природы они связаны? Радуга.
На каком фоне было написано слово “хитин”. На жёлтом.
Какие классы, кроме насекомых относятся к типу Членистоногие? Ракообразные и Паукообразные.
Слайд № 10, 11.
Дать сравнительную характеристику по плану:
Признаки |
Ракообразные |
Паукообразные |
Насекомые |
Число пар усиков |
2 пары |
_ |
1 пара |
Число пар ног |
5 пар |
4 пары |
3 пары |
Органы дыхания |
жабры |
лёгочные мешки, трахеи |
трахеи |
Мы немного обобщили, Что читали и учили. А теперь мы для разрядки, Отгадаем все загадки. Будем голову ломать, Будем верно, отвечать. Приложение 1.
Слайд № 12.
Отгадай слова-перевёртыши. (Переставить буквы так, чтобы получилось название насекомого)
ДРЯКОПЛЕШ - шелкопряд, отряд Чешуекрылые, или Бабочки.
ЧАПЕЛ - пчела, отряд Перепончатокрылые.
ЗУКЧИКЕН - кузнечик, отряд Прямокрылые.
Слайд № 13, 14. (Игра “Третий лишний”)
ЖУК, СКОРПИОН, БАБОЧКА - скорпион, класс Паукообразные.
КРАБ, СТРЕКОЗА, МУРАВЕЙ - краб, класс Ракообразные.
К нам по электронной почте пришли письма, в которых насекомые рассказывают о себе.
Задание: по описанию узнать какое это насекомое.
Обожаю, растения семейства крестоцветных, от их запаха я теряю голову. За это меня недолюбливает человек. Всё норовит уничтожить кладки моих яиц и моих гусениц. (Капустная белянка)
Я живу 3-4 года. Я самое сильное животное на Земле. Вот только крылья у меня не сохранились, да это не беда, они мне только мешали трудиться. (Рабочий муравей)
Я красавец! Да ещё и лекарственный. В старину из меня и моих собратьев готовили отличное мочегонное средство. Я самый сообразительный и отлично поддаюсь дрессировке. Даже если вы не пригласите меня к обеду не замедлю явиться, мне достаточно немного хлебных крошек или плохо вымытых тарелок. (Таракан)
Я всеяден, люблю спелые ягоды и плоды, животных, кто помельче, в крайнем случае - просто зелень. Мне принадлежат рекорды по прыжкам в длину и в высоту. Я музыкант, меня называют “скрипачом”. (Кузнечик)
Найди ошибку в стихотворении А.Фета.
Ты прав. Одним воздушным очертаньем
Я так мила.
Весь бархат мой с его живым миганьем -
Лишь два крыла.
Не спрашивай: откуда появилась? Куда спешу?
Здесь на цветок я лёгкий опустилась и вот дышу.
(У бабочки не два, а четыре крыла)
Рассказ-задача “Непонятные глаза”
Сидят на подоконнике муха и стрекоза. Обе смотрят в одну сторону - в комнату.
Муха говорит стрекозе:
- Какое прекрасное варенье стоит на столе, полетим, полакомимся.
А стрекоза отвечает:
- Где ты увидела варенье, я вижу только комаров, которые летают около той дальней стены.
Отвечает ей муха сердито:
- Не вижу я никаких комаров, тем более около той дальней стенки. Я дальше варенья вообще ничего не вижу.
Тогда ей также сердито отвечает стрекоза:
- А я твоего варенья не вижу. Хочешь, ешь его сама. Объясните в чём тут дело.
(У них совершенно разная пища: Стрекоза охотится, а муха берет готовое. Муха видит на расстоянии 40-70 см, а стрекозы на расстоянии 1,5-2 м. Стрекоза ловит насекомых при помощи глаз. Мухе ловить пищу не надо, она питается тем, что лежит рядом и неподвижно.)
Слайд № 15.
Внимательно посмотрите на портреты насекомых. Кто здесь изображён? Какой ротовой аппарат характерен для данных насекомых?
(Бабочка-сосущий, жук-грызущий, муха-лижущий, комар-колюще-сосущий)
Какие насекомые совсем не имеют крыльев?
(Вши, блохи, постельные клопы. Они их утратили в связи с паразитическим образом жизни)
Какой тип развития характерен для насекомых? (Полный, неполный)
Слайд № 16.
Но настало время, когда мы должны восстановить наши силы. Проводим для всех вам известную знакомую дыхательную гимнастику. Она действует на мозг, как массаж на тело.
И - мозг, зрение, слух.
Е - горло.
О - сердце.
У - живот.
А - конечности.
М и Ш. - не организм в целом.
ИГРА-МОЛЧАНКА
+1.У всех насекомых тело состоит из головы, груди, брюшка.
-2.У насекомых” две пары усиков.
+3.У жуков наружные жёсткие крылья не участвуют в полёте.
-4.Все насекомые, развившиеся из яиц, проходят стадию личинки и куколки.
+5. Органы выделения насекомых - Мальпигиевы сосуды.
-6. У гусениц ротовой аппарат-сосущий.
+7.Насекомые живут не только на суше, но и в воде.
Задание: “Ты мне, я тебе” по принципу “змейка”
- Как называются отверстия по бокам брюшка насекомых. (Дыхальца)
- Как можно одним словом назвать вшей, блох по отношению к человеку и животным? (Паразиты)
- Каков состав пчелиной семьи? (Матка, трутень, рабочая пчела)
- Назовите одомашненные виды насекомых? (Пчела, тутовый шелкопряд)
- Почему много стрекоз встречается у водоёмов? (Так как откладывают яйца в воду или водные растения)
- Что такое роение? (Создание новой семьи)
- Органы дыхания насекомых. (Трахеи)
- Почему водомерки могут скользить по поверхности воды? (Этому способствует жировая капелька на конце ноги)
- Сколько ног у насекомых? (Б)
- Назовите стадии неполного развития насекомых? (Яйцо-личинка-взрослое насекомое)
- Как называется пчелиный клей, который вырабатывается пчёлами для обмазывания стенок улья и заделки щелей? (Прополис)
- Чем питается тля? (Соками растений)
- Назовите страну, впервые одомашнили тутового шелкопряда? (Китай)
- Кто является единственным опылителем какао? (Муравьи)
- Чем объяснить, что у комаров кровью питаются только самки? (Без кровососания не созревают яйца)
- Почему взрослые особи оводов ничем не питаются? (Их ротовые органы недоразвиты)
- Как называется место, где выставляются улья с пчёлами? (Пасека)
- Почему муравьи не могут жалить? (Жало короткое)
Ребята! Вы знаете, что наблюдательные люди умеют находить связи между различными явлениями в природе. Так рождаются приметы.
Попробуйте угадать к чему бы это?
Слайд № 17, 18, 19.
- Большие муравьиные кучи к осени… на суровую зиму.
- Комары появляются поздней осенью… зима обещает быть тёплой.
- Если пчёлы отправляются за нектаром рано утром… к хорошему дню.
- Если пчёлы летают вблизи улья… перед дождём.
- Кузнечики сильно стрекочут… к хорошей погоде.
- Если в хорошую погоду на муравейнике не видно муравьёв… к ненастью.
- Если бабочка залетает в комнату и садится в тёмный угол… перед самой грозой.
Слайд № 18.
К концу подходит наш урок
А что итог? Каков итог?
Мы занимались не напрасно
Вы отвечали все прекрасно
Сегодня всем вам ставлю “пять”
И завтра всё начнем опять.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Отгадайте загадки
(Напишите название насекомого и к какому отряду
оно относится)
1. Сам мал, незаметно хожу. Но больше себя ношу.
2. Сам всех обижает, а на всех жалуется.
3. У кого усы длиннее ног.
4. Сидит бык, у него 6 ног, и все без копыт.
5. Вокруг носа вьётся, а в руки не даётся.
Ответы:
- Сам мал, незаметно хожу. Но больше себя ношу. (Муравей, отряд Перепончатокрылые)
- Сам всех обижает, а на всех жалуется. (Комар, отряд Двукрылые)
- У кого усы длиннее ног (Таракан, отряд Таракановых)
- Сидит бык, у него 6 ног, и все без копыт. (Жук, отряд Жёсткокрылые)
- Вокруг носа вьётся, а в руки не даётся. (Муха, отряд Двукрылые)
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ТЕСТ
1. Для насекомых характерны следующие признаки:
А - 4 пары ног и ни одной пары усиков;
Б - 3 пары ног и 1 пара усиков;
В - головогрудь и брюшко;
Г - голова, грудь, брюшко.
2. Из перечисленных насекомых к отряду Перепончатокрылые относит:
А - майского жука;
В - зеленого кузнечика;
Б - белянкового наездника;
Г - медоносную пчелу.
3. Дышат насекомые при помощи:
А - легких;
В - жабр;
Б - легких и трахей;
Г - трахей.
4. К биологическим особенностям, дающим насекомым преимущества для распространения, можно отнести:
А - наличие сложных рефлексов;
Б - способность к полету;
В - их небольшие размеры;
Г- разнообразие ротовых аппаратов.
5. Мальпигиевы сосуды - это:
А - вид кровеносных сосудов;
Б - органы выделения;
В - органы пищеварительной системы;
Г - сердце.
6. При развитии с полным превращением насекомое проходит следующие стадии:
А - яйцо - взрослое насекомое;
Б - яйцо - личинка-куколка;
В - яйцо - личинка-куколка - взрослое насекомое.
7. Комар из рода анофелес является:
А - возбудителем малярии;
Б - переносчиком возбудителя малярии;
В - организмом-хозяином;
Г - промежуточным хозяином паразита.
8. Для представителей отряда Чешуекрылые характерны следующие признаки:
А - развитие с неполным превращением;
Б - сосущий ротовой аппарат в стадии имаго;
В - развитие с полным превращением;
Г - личинка-гусеница.
9. Уничтожение вредных насекомых с помощью их естественных врагов называют:
А - дезинфекцией;
Б - биологическим способом борьбы;
В - искусственным отбором;
Г - химическим способом борьбы.
Ответы: 1-Б, Г; 2-Б, Г; 3-Г; 4-А, Б, Б, Г; 5-Б; 6-В; 7-Б; 8-Б, В, Г; 9-Б.