Цели:
- Закрепить понятие фигуры на плоскости
- Развивать глазомер, наблюдательность, способность к конструированию
- Закрепить навыки работы с инструментами в графическом редакторе Paint
- Закрепить навыки работы с графическими объектами в текстовом редакторе Word
- Дать представление о компьютерном конструировании
Оборудование:
Занятие проводится в компьютерном классе. Проектор, карточки с алгоритмом выполнения заданий по числу учащихся, презентация Приложение 1 Презентация ученика Приложение 2
В каждом компьютере заранее подготовлены файлы с заданиями. Рисунок 1, Рисунок 3, Приложение 3.
План
- Организационный момент
- Задание-разминка «Зашифрованный круг»
- Решение задач
- «Землемеры»
- Математическая пауза (сценка)
- «Дизайнеры»
- Итог занятия
- Рефлексия
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель математики знакомит детей с темой занятия, целями занятия (слайд №1). Сообщается план занятия (слайд №2)
Учитель математики: Какие фигуры вы знаете?
2. Презентация ученика «Фигуры на плоскости»
Сегодня для вас ученица 7 класса подготовила презентацию «Фигуры на плоскости» (выступление ученицы). Приложение2
3. Решение задач
Учитель математики просит детей сесть за компьютеры. Детям предлагается на листе изобразить свое настроение
Задание – разминка «Зашифрованный круг» (слайд №3).
Учитель математикичитает задание. Разделите круг двумя пересекающимися прямыми линиями на четыре части таким образом, чтобы сумма чисел в каждой части равнялась 13
Учитель информатики: Откройте файл на рабочем столе под именем «Зашифрованный круг». Рисунок 1. Откройте файл для редактирования в графическом редакторе PAINT . Каким инструментом будете выполнять деление круга? Приступаем к выполнению задания, используя алгоритм выполнения задания (слайд №4)
Алгоритм
- Откройте файл на рабочем столе под именем «Зашифрованный круг»
- Откройте изображение для редактирования
- Разделите круг двумя пересекающимися прямыми линиями на четыре части таким образом, чтобы сумма чисел в каждой части равнялась 13
- Раскрасьте части разными цветами
- Сохраните работу
После окончания работы учитель демонстрирует правильное решение. Ответ демонстрируется с помощью гиперссылки с презентации Рисунок 2.
Решение задач
«Землемеры» (слайд №5)
Учитель математики: Перед вами жизненная ситуация. Два фермера приобрели участок прямоугольной формы с колодцем посередине. Как им можно разделить данный участок на два равных? (слайд №6) Мы поедем к фермерам в гости или поможем им не выходя из класса? Сформулируйте, пожалуйста математическую задачу.
Ответ: Надо прямоугольник разделить на две равные части.
Вопрос: Какие фигуры называются равными?
Ответ: Фигуры называются равными, если их можно совместить наложением.
Для облегчения работы прямоугольники разделены на квадраты.
Учитель информатики: откройте файл на рабочем столе под именем «Землемеры» Рисунок 3. Откройте его для редактирования. Приступайте к работе используя алгоритм. (Слайд №7)
Алгоритм
- На рабочем столе откройте файл под именем «Землемеры»
- Найдите пять способов деления прямоугольника без центральной клетки на две равные части по линии клеток
- Сохраните свою работу на рабочем столе
После выполнения работы учащимся демонстрируется правильное решение. Ответ демонстрируется с помощью гиперссылки с презентации Рисунок 4
Математическая пауза
Упражнения для глаз
Встаньте. Закройте глаза ладонями, чтобы им было темно, глаза должны быть открыты. Вращайте глазные яблоки в одну сторону затем в другую. Откройте глаза. Потрите щечки. Молодцы!
Сценка «Треугольник и квадрат»
Ведущий:
Жили-Были 2 брата
Треугольник с квадратом.
Старший - квадратный,
Добродушный, приятный.
Младший - треугольный,
Вечно недовольный.
Стал расспрашивать квадрат:
Квадрат:
«Почему ты злишься, брат?»
Ведущий: Тот кричит ему:
Треугольник:
«Смотри, Ты полней меня и шире
У меня углов лишь три,
У тебя же их четыре!»
Но квадрат ответил:
Квадрат:
«Брат!
Я же старше, я квадрат».
И сказал ещё нежней.
«Неизвестно, кто нужней!»
Ведущий:
Но настала ночь, и к брату.
Натыкаясь на столы.
Младший лезет воровато
Срезать старшему углы.
Уходя сказал:
«Приятных
Я тебе желаю снов. Спать
Ложился - был квадратом,
А проснешься без углов!»
Ведущий:
Но наутро младший брат
Страшной мести был не рад.
Поглядел он- нет квадрата.
Онемел... Стоял без слов...
Треугольник:
Вот так месть! Теперь у брата
Восемь новеньких углов!
Перерыв 15 минут
«Дизайнеры» (слайд №8)
Учитель математики: Перед вами фрагмент напольного покрытия (Слайд №9).Сегодня вы будете составлять своё напольное покрытие. Оно состоит из плитки в форме прямоугольного треугольника и будет двухцветным.
Учитель информатики: откройте файл на рабочем столе под именем «Дизайнеры». Приложение 3 Пользуясь алгоритмом выполните задание. (слайд №10)
Алгоритм
- Откройте файл на рабочем столе под именем «Дизайнер
- Изобразите два равных прямоугольных треугольника разного цвета
- Скопируйте каждый треугольник 5 раз
- Из 12 треугольников составьте покрытие пола треугольной плиткой в прямоугольной комнате разными способами (4 способа)
- Для каждого способа нужен новый набор прямоугольных треугольников для этого надо перейти на следующий лист
- Сохраните работу
После выполнения работы учащимся демонстрируется правильное решение. Ответ демонстрируется с помощью гиперссылки с презентации. Приложение4
4. Итог занятия
Учитель математики: Какие задачи сегодня решали? С какими программами работали? Какие задания понравились больше всего?
5. Рефлексия
Изобразите свое настроение в конце занятия. (Звучит Музыка)
Литература:
- З.Н. Альхова А.В.Макеева. Внеклассная работа по математике. Саратов ОАО Издательство «Лицей».
- В.В Трошин. Занимательные дидактические материалы по математике выпуск 2 Москва «Глобус» 2008 г.