Интегрированное занятие (математика + информатика) "Задачи на разрезание и складывание фигур"

Разделы: Математика, Информатика


Цели:

  • Закрепить понятие фигуры на плоскости
  • Развивать глазомер, наблюдательность, способность к конструированию
  • Закрепить навыки работы с инструментами в графическом редакторе Paint
  • Закрепить навыки работы с графическими объектами в текстовом редакторе Word
  • Дать представление о компьютерном конструировании

Оборудование:

Занятие проводится в компьютерном классе. Проектор, карточки с алгоритмом выполнения заданий по числу учащихся, презентация Приложение 1 Презентация ученика Приложение 2

В каждом компьютере заранее подготовлены файлы с заданиями. Рисунок 1, Рисунок 3, Приложение 3.

План

  1. Организационный момент
  2. Задание-разминка «Зашифрованный круг»
  3. Решение задач
    • «Землемеры»
    • Математическая пауза (сценка)
    • «Дизайнеры»
  4. Итог занятия
  5. Рефлексия

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель математики знакомит детей с темой занятия, целями занятия (слайд №1). Сообщается план занятия (слайд №2)

Учитель математики: Какие фигуры вы знаете?

2. Презентация ученика «Фигуры на плоскости»

Сегодня для вас ученица 7 класса подготовила презентацию «Фигуры на плоскости» (выступление ученицы). Приложение2

3. Решение задач

Учитель математики просит детей сесть за компьютеры. Детям предлагается на листе изобразить свое настроение

Задание – разминка «Зашифрованный круг» (слайд №3).

Учитель математикичитает задание. Разделите круг двумя пересекающимися прямыми линиями на четыре части таким образом, чтобы сумма чисел в каждой части равнялась 13

Учитель информатики: Откройте файл на рабочем столе под именем «Зашифрованный круг». Рисунок 1. Откройте файл для редактирования в графическом редакторе PAINT . Каким инструментом будете выполнять деление круга? Приступаем к выполнению задания, используя алгоритм выполнения задания (слайд №4)

Алгоритм

  1. Откройте файл на рабочем столе под именем «Зашифрованный круг»
  2. Откройте изображение для редактирования
  3. Разделите круг двумя пересекающимися прямыми линиями на четыре части таким образом, чтобы сумма чисел в каждой части равнялась 13
  4. Раскрасьте части разными цветами
  5. Сохраните работу

После окончания работы учитель демонстрирует правильное решение. Ответ демонстрируется с помощью гиперссылки с презентации Рисунок 2.

Решение задач

«Землемеры» (слайд №5)

Учитель математики: Перед вами жизненная ситуация. Два фермера приобрели участок прямоугольной формы с колодцем посередине. Как им можно разделить данный участок на два равных? (слайд №6) Мы поедем к фермерам в гости или поможем им не выходя из класса? Сформулируйте, пожалуйста математическую задачу.

Ответ: Надо прямоугольник разделить на две равные части.

Вопрос: Какие фигуры называются равными?

Ответ: Фигуры называются равными, если их можно совместить наложением.

Для облегчения работы прямоугольники разделены на квадраты.

Учитель информатики: откройте файл на рабочем столе под именем «Землемеры» Рисунок 3. Откройте его для редактирования. Приступайте к работе используя алгоритм. (Слайд №7)

Алгоритм

  1. На рабочем столе откройте файл под именем «Землемеры»
  2. Найдите пять способов деления прямоугольника без центральной клетки на две равные части по линии клеток
  3. Сохраните свою работу на рабочем столе

После выполнения работы учащимся демонстрируется правильное решение. Ответ демонстрируется с помощью гиперссылки с презентации Рисунок 4

Математическая пауза

Упражнения для глаз

Встаньте. Закройте глаза ладонями, чтобы им было темно, глаза должны быть открыты. Вращайте глазные яблоки в одну сторону затем в другую. Откройте глаза. Потрите щечки. Молодцы!

Сценка «Треугольник и квадрат»

Ведущий:

Жили-Были 2 брата
Треугольник с квадратом.
Старший - квадратный,
Добродушный, приятный.
Младший - треугольный,
Вечно недовольный.
Стал расспрашивать квадрат:

Квадрат:

«Почему ты злишься, брат?»
Ведущий: Тот кричит ему:

Треугольник:

«Смотри, Ты полней меня и шире
У меня углов лишь три,
У тебя же их четыре!»
Но квадрат ответил:

Квадрат:

«Брат!
Я же старше, я квадрат».
И сказал ещё нежней.
«Неизвестно, кто нужней!»

Ведущий:

Но настала ночь, и к брату.
Натыкаясь на столы.
Младший лезет воровато
Срезать старшему углы.
Уходя сказал:
«Приятных
Я тебе желаю снов. Спать
Ложился - был квадратом,
А проснешься без углов!»

Ведущий:

Но наутро младший брат
Страшной мести был не рад.
Поглядел он- нет квадрата.
Онемел... Стоял без слов...

Треугольник:

Вот так месть! Теперь у брата
Восемь новеньких углов!

Перерыв 15 минут

«Дизайнеры» (слайд №8)

Учитель математики: Перед вами фрагмент напольного покрытия (Слайд №9).Сегодня вы будете составлять своё напольное покрытие. Оно состоит из плитки в форме прямоугольного треугольника и будет двухцветным.

Учитель информатики: откройте файл на рабочем столе под именем «Дизайнеры». Приложение 3 Пользуясь алгоритмом выполните задание. (слайд №10)

Алгоритм

  1. Откройте файл на рабочем столе под именем «Дизайнер
  2. Изобразите два равных прямоугольных треугольника разного цвета
  3. Скопируйте каждый треугольник 5 раз
  4. Из 12 треугольников составьте покрытие пола треугольной плиткой в прямоугольной комнате разными способами (4 способа)
  5. Для каждого способа нужен новый набор прямоугольных треугольников для этого надо перейти на следующий лист
  6. Сохраните работу

После выполнения работы учащимся демонстрируется правильное решение. Ответ демонстрируется с помощью гиперссылки с презентации. Приложение4

4. Итог занятия

Учитель математики: Какие задачи сегодня решали? С какими программами работали? Какие задания понравились больше всего?

5. Рефлексия

Изобразите свое настроение в конце занятия. (Звучит Музыка)

Литература:

  1. З.Н. Альхова А.В.Макеева. Внеклассная работа по математике. Саратов ОАО Издательство «Лицей».
  2. В.В Трошин. Занимательные дидактические материалы по математике выпуск 2 Москва «Глобус» 2008 г.