Задачи: Познакомить учащихся с методами изучения наследственности человека.
Цели:
- Сформулировать у учащихся знания о распространении законов наследования на человека, рассмотреть особенности генетики человека.
- Показать учащимся, что формирование биологических особенностей и социальных черт личности происходит как под влиянием наследственности, так и под влиянием окружающей среды, воспитания.
Ход урока
I. Особенности и задачи изучения наследственности человека. Причины, усложняющие изучение наследственности. (экран)
II. Методы изучения наследственности человека – работа с учебником, составление схемы: (экран)
III.
IV. Обсуждение схемы, изучение методов:
а). Генеалогический – был предложен Ф. Гальтоном в 1865 году (экран), с помощью этого метода получены интересные данные о доминантных и рецессивных признаках, о наследственном характере различных заболеваний, которых у человека насчитывается до 1500 и из них 1/3 являются серьёзными(разные виды слабоумия, шизофрения, эпилепсия и др.) т. е. сбор сведений в нескольких поколениях.
Вопрос – вспомните, какие признаки у человека наследуются по аутосомно-доминантному типу (темный цвет волос ,темный цвет глаз, праворукость, резус фактор, группы крови)
Решение задачи: (устно) У кареглазых родителей – голубоглазый ребенок. Определите генотип каждого.
Вопрос – как осуществляется наследование групп крови (множественные аллели гена J)
Решение задачи:
- Определить группы крови у детей, если у – I гр., а у – IVгр.
- Наследование резус – фактора: у матери RH+, у отца RH–. Какой будет резус – фактор у сына.
Вопрос – в каком случае говорят о резус – конфликте (экран).
– Основной генеалогического метода является составление родословных, которые всегда начинаются с пробанда, это человек в отношении которого составляется родословная, его братья и сестры называются сибсы.
Этапы составления родословной:
– является ли данный признак наследственным;
– во всех ли поколениях встречается;
– есть ли случаи рождения больных детей от
здоровых родителей и наоборот
Символика, используемая при составлении родословной.
Родословная королевы Виктории (экран)
Решение задачи: Определение генотипов членов семьи Николая II по гену гемофилии (4 дочери – здоровы, сын – болен)
XX * XY
Б) близнецовый метод – был предложен в 1876 году Гальтоном. Статистика рождения близнецов была предложена французом Элленом:
На 87 одиночек рождается 1 двойня, на 87 двоен – 1 тройня, на 87 троен – 4 и т. д
Больше всего близнецов рождается у негров в Америке, реже у японцев.
Однояйцевые и разнояйцевые близнецы (экран).
Конкордантность(экран).
В) цитогенетический метод – позволяет выявить хромосомные и геномные мутации. Исследования по цитогенетике начались с работ Арнольда и Флеминга. Хромосомный набор человека (экран), болезни, диагностика (амниоцентез – забор околоплодной жидкости.)
Г) Биохимический метод – позволяет обнаружить нарушения в обмене веществ, вызванные мутациями генов и, как следствие, изменением активности различных ферментов. Болезнь фенилкетонурия относится к болезням аминокислотного обмена. При заболевании блокируется превращение незаменимой кислоты фенилаланин в тирозин, и фенилаланин превращается в фенилпировиноградную кислоту, которая выводится с мочой. Заболевание приводит к слабоумию. Ранняя диагностика и диета позволяют приостановить заболевание.(экран).
Д) популяционный метод – в его основе лежат задачи изучения генетического состава популяций человека. Он позволяет выяснить распространение генов в человеческих популяциях. (экран )
В основе этого метода лежит закон Харди – Вайнберга, смысл этого закона заключается в том, что при определенных условиях соотношение частот доминантных и рецессивных генов сохраняется неизменно в ряду поколений. При этом соотношение генов в популяции следующее:
P2 АА : 2PG Аа : G2аа
С помощью этого метода устанавливается частота генов, обуславливающих ряд заболеваний (альбинизм, дальтонизм). В малых популяциях (горах) распространен альбинизм.
4) повышенный интерес вызывает лечение и предупреждение наследственных заболеваний.
Методы генетики позволяют предупреждать и лечить:
А) заболевания, связанные с обменом веществ
Б) резус-конфликт
В) цитогенетические изменения.
5) медико-генетическое консультирование, его роль .
6) влияние среды на здоровье человека(составление рассказа по таблице.).
7) факторы, способствующие сохранению здоровья (экран).
8) закрепление изученного материала (экран).
А) ответь на вопросы
Б) найди пару
В) реши задачу