Нетрадиционные формы изучения личности учащихся

Разделы: Школьная психологическая служба


На современном этапе уровень образования каждого человека и интеллектуально-профессиональный потенциал общества в целом рассматриваются как стратегический ресурс. Отсюда вытекают принципиально новые требования общества к системе образования, о необходимости радикальной дифференциации образования. Модернизация российского образования имеет целью поднять работу школы на качественно новый уровень, соответствующий условиям и потребностям общества. Нахождение оптимальных путей интеллектуального и личностного развития учащихся является одним из основных условий повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Для этого необходимо глубокое и разностороннее знание о способностях школьника, об основных качествах его личности, которые еще недостаточно изучаются и учитываются в учебно-воспитательном процессе. Все больше учителей-предметников осознают, что только через воспитание личности ученика можно по- настоящему решить задачи обучения. Изучение опыта учителей свидетельствует о том, что не все они хорошо знают и понимают своих учеников, хотя их теоретическая и практическая подготовка в области психологии в последнее время значительно улучшилась.

Однако их практическая подготовка все еще отстает от требований жизни и многие учителя не умеют использовать психологические знания в работе с детьми. Именно это качество учителей низко оценивается и учениками и администрацией, и требует повышения профессиональной и психологической компетентности.

Изучение личности ученика всегда должно быть направлено на решение определенной педагогической задачи, строго придерживаясь возрастных особенностей учащихся.

Учителю при изучении личности ученика в условиях учебной деятельности необходимо выявить взаимосвязь трех основных личностных характеристик, которые обеспечивают успешность его учебно-познавательной деятельности, это:

  • Отношение к предмету, содержанию, процессу, результату учебно-познавательной деятельности, выражающейся в мотивации учения;
  • Характер взаимоотношений ученика с участниками учебного процесса, который проявляется в эмоционально-оценочных отношениях ученика и учителя друг к другу, учащихся между собой;
  • Способности саморегуляции учебных действий, состояний и отношений как показатель развития самосознания.

Учитель осуществляет «проектирование личности». Для этого необходимо представить себе конечную цель «проектирования» (что я хочу сформировать в ученике?) и исходные данные (каков мой ученик сегодня?), чтобы психологически обоснованно планировать учебно-воспитательную работу, правильно оценивать ее эффективность, поддерживать отношения с учащимися, выпустить из школы компетентную личность. В учебном процессе мотивация ребенка имеет большое значение.

Изучить мотивацию учебной деятельности, выявить возможности для удовлетворения познавательных интересов учащихся во внеучебной деятельности можно путем организации исследовательской игры «Консультант».

Положительная сторона предлагаемой диагностики заключается в том, что проводят и обрабатывают методики, изучают возможные пути изменения учебного процесса учителя совместно с учениками.

Усложняет проведение диагностики в предлагаемой форме необходимость тщательной длительной подготовки. После проведения игры учащимся вместе с учителями-предметниками разрабатываются годовые планы внеклассной работы по предметам.

Ввод в игру следующий: Учитель-организатор излагает на заседании совета школы основную идею игры. Кто загорелся идеей игры, становится членом инициативной группы. Инициативная группа готовит объявления, примерно такого содержания:

«Внимание! Впервые в нашей школе начинает работу институт учебных проблем. Первой темой нашей работы является самая острая школьная проблема-почему не всем интересно учиться? Учение с увлечением – возможно ли? Что для этого надо сделать? Если вы хотите, чтобы наша школа стала лабораторией мысли, творчества, радости, чтобы каждый ученик стал учиться победно, приходите работать в наш институт! Мы ждем всех желающих, (дата) … (время) … (место).
Инициативная группа».

На собрании учеников и учителей, выразивших желание принять участие в работе института, представитель инициативной группы разъясняет задачи игры, цель создания исследовательских групп: диагностической, статистической обработки, теоретического анализа.

В каждой группе выбирается руководитель из числа учеников в центр управления.

Многочисленной является группа диагностов, т.к. диагностика может проводиться в V-XI классах, и ученики этих параллелей изучают мотивы учебной деятельности в своих классах. Эта же группа выявляет возможности родителей и учителей в организации новых кружков, проведения факультативов и предметов по выбору.

Членам группы предлагается использовать методики изучения мотивации, хорошо известные учителям:

  1. Составь расписание на неделю.
  2. «Методика с конвертами». Школьнику предлагается выбрать среди других конвертов, на котором написано название наиболее интересующего его учебного предмета, затем открыть конверт и выбрать из лежащих там карточек ту, на которой написан наиболее интересный для него тип задания в этом учебном предмете.
  3. Методика незаконченных предложений. Дописать предложения типа:
    Чтобы ученику было на уроках интересно, нужно…
    Больше всего на уроках мне нравится…
    У меня всегда вызывают интерес задания, которые…
    Я часто читаю научно-популярную литературу по…
  4. С целью определения стойкости интереса, ученику предлагается заполнить таблицу.
    Мой любимый предмет Кружок (факультатив), в котором занимаюсь Самостоятельное изучение учебного предмета Регулярное чтение книг по предмету
      да (нет) да (нет) да (нет)
  5. С целью определения, что именно вызывает интерес ученика в любимом предмете, учащимся предлагается заполнить шкалу следующего вида:
    Наибольший интерес при изучении любимых предметов у меня вызывает:
    • новизна учебного материала;
    • история развития науки;
    • современные достижения науки;
    • практическая значимость изучаемого;
    • занимательность;
    • многообразие самостоятельной работы;
    • исследовательские и творческие задания;
    • практические работы;
    • доброжелательное отношение на уроке;
    • что-то еще.

Такой подбор методик дает возможность получить следующую информацию. Во-первых, выявить интересы учащихся (методика 1), во-вторых проверить осознанность выбора (сравнение результатов методики 1 и 2 – выбор конверта), стойкость интереса (методика 4), по методике 3 выявить ожидания ребят, узнать о стимулах интереса (методика 5 и сравнение полученных результатов с результатами методики 2 – выбор задания из конверта).

Рациональнее провести методики во время классного часа. Члены диагностической группы заранее заготавливают бланки методик 3, 4, 5 на одном листе, на чистом листе ученик выполнит задание методики 1.

Методику 2 разрабатывают учителя-предметники, учитывая возраст учащихся, результаты выборов фиксируют ученики, ведущие диагностику в данном классе.

Выбранные задания можно на классном часе не выполнять, а предложить как домашнее задание и на ближайшем уроке обсудить правильность решения.

Диагностическая группа обобщает полученные результаты и передает их в группу статистической обработки. Результаты методики 3 (незаконченные предложения) можно сдать в группу статистической обработки.

Обобщение делается по таблице..

Фамилия Имя Выбранные предметы Самостоятельная работа вне урока Тип выбранного задания Что привлекает больше всего
Методика 1 Методика 2 Кружок, факультатив Чтение дополнит. литературы

Диагностики изучают возможности родителей и школы в организации и проведении кружковой работы, факультативов и предметов по выбору.

Предлагается учителям и родителям ответить на вопросы анкеты:

Если у вас есть возможность принять участие в организации внеклассной работы в нашей школе, просим ответить:

  1. Чем Вы увлекаетесь в свободное время? Ваши хобби?
  2. Хотели бы передать ребятам свои увлечения?
  3. Какой кружок, факультатив Вы могли бы вести в школе7
  4. Для учеников какого возраста? Как часто?
  5. Какое время работы кружка наиболее удобно для Вас?
  6. Какое оборудование необходимо для организации работы кружка?
  7. Какие объединения по интересам могли бы быть интересными для современных подростков?

Все передается в статистическую обработку.

Задача исследовательской группы (статистической): выявление предметов, вызывающих в данной школе наибольший интерес, определение предметов, привлекающих каждую возрастную группу учащихся; определение групп, характеризующихся общей предметной направленностью интересов.

Задача группы теоретического анализа: предложить новые формы внеклассной работы, а также новые, нестандартные формы проведения уроков.

Методика «Творческий коллектив» основана на ролевом распределении участников процесса. Ролевая структура творческого коллектива определяется следующим образом:

И-Г-Р-К
/=А=/

И – «изыскатели» задачи;
А – «активаторы» – управляют процессом поиска;
Г – «генераторы» – выдают идеи;
Р – «радиаторы» – подхватывают и развивают идеи;
К – «критики» – осуществляют отбор идей.

Роль изыскателя в учебном процессе выполняет учитель. Поэтому структура ученического творчества коллектива выглядит следующим образом:

Г-Р-К
/А/

Цель методики заключается в определении индивидуального своеобразия творческого потенциала участников коллективного решения творческих задач. Она может быть использована в работе с учащимися V-XI классов. Класс делится на группы. Каждая группа выполняет 5 заданий.

Состав будет меняться после выполнения каждого задания. Учитель наблюдает за работой каждого, раздает карточки (цветные). Красные – «генераторам», синие – «резонаторам», зеленые – активаторам, желтые – «критикам». Белые карточки получают те ребята, которые себя никак не проявили при выполнении задания. При коллективном решении творческой задачи ученики проявляются в разных «ролях». «Генераторы» выдвигают идеи решения, «активаторы» поддерживают эмоциональный настрой группы, «резонаторы», подхватив предложенную идею, предлагают пути ее реализации, «критики» отмечают недостатки, противоречия выдвинутых предложений.

Затем учитель производит перемещение с целью составить группы таким образом, чтобы в каждой

присутствовали исполнители всех ролей, необходимые для успешной работы творческого коллектива. При этом первоначальное количество групп не обязательно сохранять, групп может стать больше. Делается это для того, чтобы все ученики смогли проявить себя. Есть ученики, которые при выполнении нескольких заданий не проявляют себя, остаются пассивными, то можно организовать группу из таких учащихся. Индивидуальные особенности творческой деятельности учащихся могут быть отражены в таблице:

Фамилия, имя учащегося Номер задания и «роль» Предпочитаемые виды заданий Успеваемость
1 2 3 4 5 Знания Умения
                 

Данная методика поможет учителю:

  • Определить своеобразие индивидуальных особенностей творческой деятельности;
  • Выбрать задания для последующей индивидуальной работы с учеником для развития его дальнейшей творческой деятельности;
  • Разработать задания, ситуации, необходимые при коллективном решении творческих задач.

Результаты обсудить с ребятами: Какую позицию я занимал при коллективном решении задачи? Чем Я могу быть интересен для творческих коллективов? Какие черты личности, способности мне следует развивать, чтобы успешнее решать творческие задачи? Проанализировать способы решения. Такой анализ способствует развитию рефлексии.

Успешность решения творческих учебно-познавательных задач во многом связана с позицией, которую занимает личность (уровень притязаний, самооценка).

«Жизненный лабиринт» (игра).

Диагностическая цель: анализ поведения учащихся, который ставится в различные ситуации выбора стратегии и тактики поведения, принятия самостоятельного решения.

Игра позволяет выявить, насколько ученик умеет сознательно ориентироваться в возникающих учебно-жизненных ситуациях, трудностях, какой канал саморегуляции (сознание, воля, эмоции) являются доминирующим и чем руководствуется ученик в своих действиях:

  • ценностными ориентациями,
  • принципами, идеалами,
  • потребностями, интересами,
  • совестью, опытом.

Учащиеся получают задания-карточки под названием, соответствующим той или иной учебно-жизненной ситуации: «Конфликт», «Творческий проект», «Менеджер», «Общение», «Самоотчет», каждое задание предусматривает для учеников выбор: в первом случае - нравственного поступка, во втором – творческого выбора, а в третьем – рационального, в котором проявилась бы его предприимчивость, в четвертом-выбор напарника в совместной деятельности, в пятом – выбор способа самосовершенствования. Предлагается 5 вариантов принятия самостоятельного решения-действия-поведения. Оценка выбора фиксируется с помощью таблицы:

Варианты выбора Типы заданий
          1                     2                     3                     4                     5          
I вариант
а –
б –
в –
         
II вариант
а –
б –
в –
         
III вариант
а –
б –
в –
         
IV вариант
а –
б –
в –
         
V вариант
а –
б –
в –
         

Рассмотрены некоторые возможные способы диагностики развития личности ученика, как в процессе обучения, так и во внеурочное время. Предложенные методики апробированы в практической работе психолога совместно с учителями-предметниками. Привлекая к работе всех

учителей и учащихся, осуществлялось сотрудничество в поиске интересных подходов и форм организации учебного процесса. Таким образом школа может найти конкретные пути демократизации и гуманизации жизни ученика в школе.