Цели урока:
- познакомить детей с новым понятием” периметр многоугольника”;
- совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи;
- развивать умение рассуждать, сопоставлять,сравнивать.
Оборудование: рисунок замка, рисунки деревьев, солнце ,геометрические фигуры,“Золушка”,”Кот в сапогах”, рисунок моста, цветы.
Ход урока
1. Орг момент.
Мы отправляемся с вами в увлекательное путешествие по королевству”Математика”. В нашем путешествии нас ждёт множество приключений, встреч и знакомств. Нас ждёт незабываемая встреча с одним из жителей королевства. А с кем именно – мы узнаем позже. Итак, в путь.
2. Устный счёт.
Дорога в королевство пролегает через прекрасную поляну, на которой растут разнообразные цветы. Мы не можем пройти мимо. Я предлагаю вам набрать небольшой букет. Но собирать цветы на поляне мы будем необычно. Кто-то собирёт розы, кто-то – ромашки, а кто-то – тюльпаны. Примеры разной сложности. На доске у меня ответы на примеры и цветы, а у вас примеры. Вы решаете пример, идёте к доске и срываете цветок там, где увидите свой ответ.
3. Работа в тетради
Мы собираемся в путешествие, а какого числа оно будет проходить ? Да, 15. Дайте характеристику этому числу. Двузначное, в нём 1 дес и 5 ед.
Чтобы войти в замок ,нам нужно оставить при входе свои пожелания жителям королевства “Математика”. А записи мы сделаем в своих тетрадях. Записываем число, классная работа. Нашим чистописанием будет цифра спрятавшаяся в загадке:
Есть, друзья, такая птица:
Если сядет на страницу,
Очень рад бываю я,
А со мною – вся семья.
(пятёрка)
5 5
5 5
Наш путь пролегает через мост и пройдём мы по нему, если запишем арифметический диктант. (один ученик у доски)
- Сумма чисел 9 и 8;
- Разность чисел 11 и 7;
- Сколько в см в 1 м;
- Сколько минут в 1 ч;
- Запишите число стоящее перед числом 44;
- На сколько 10 дм больше 10 см.
(17, 4, 100 см, 60 мин, 43, 90 дм)
На мосту сделает запись ученик, а вы в тетради. А после мы проверим, используя светофорики.
Получаешь медаль королевства “Математика”.
4. Сообщение темы
Дверь открывается и мы оказываемся во дворце.
В королевстве “Математика” мы должны:
- быть внимательными;
- дружными;
- смелыми, активными;
- правильно выполнять все задания.
Готовы? Молодцы!!!
В королевстве “Математика” мы видим прекрасный дворец.
При строительстве этого дворца архитекторы использовали много геометрических фигур: прямоугольные окна, овалы,арки, конусы, дворец, в форме квадрата, украшения на колоннах в виде кругов, крыша в виде треугольника. От такого разнообразия геометрических форм можно расстеряться. Но не беда. Во дворце гостит Золушка, которая решила нам помочь. У каждого на столе лежит геометрическая фигура. Что это за фигура?
- Сколько сторон в треугольнике? (3)
- Как найти длину всех сторон? (измерить и сложить)
- Измерьте, что у вас получилось? (1-я – 5см, 2-я – 6см, 3-я – 6см)
5см+6см+6см=17см
Оказывается, мы нашли с вами не просто сумму сторон треугольника, а мы нашли периметр треугольника.
Так что же такое периметр – это сумма длин всех сторон.
Итак, внимание, житель королевства “Математика” – Периметр.
И ТЕМА НАШЕГО УРОКА “ПЕРИМЕТР МНОГОУГОЛЬНИКА”.
А теперь немного отохнём.
5. Физ. пауза
6. Работа с учебником
Житель королевства “Математика” Периметр просит открыть учебник на стр. 36 и зачитать что же такое периметр многоугольника?
Периметр – это сумма длин всех сторон. Королевство” Математика” – это точное королевство. Оно не любит длинных слов, названий. Вот и периметр они обозначают буквой – Р.
7. Закрепление.
Золушка приготовила нам задание. В учебнике мы видим фигуры.
Записываем в тетрадь №1 (1)
Каждый ряд измеряет длину сторон своей фигуры. Чем мы измеряем длину стороны треугольника? (линейкой)
1-й ряд, что получилось? 2-й ряд? 3-й ряд?
(на доске 3 4 1 6 , ... , ... ученики ставят знак + и дописывают впереди букву Р)
А как нам узнать периметр этих фигур?( Периметр – это сумма длин всех сторон).
Р1=3+4+1+4=12см
Р2=3+3+4=10см
Р3=5+5+3+2=15см
Вывод над доской. (Периметр – это сумма длин всех сторон).
8. Работа над пройденным материалом.
Так как мы в королевстве “Математика”, жители страны хотят вас проверить, хорошо ли вы усвоили материал предыдущих тем и приготовили для вас несколько заданий. Готовы ли вы показать свои знания, умения и навыки?
№3 стр. 36. Сравнить выражения
К доске один ученик.
Сумму чисел 8 и 9 сравнить с разностью чисел 20 и 1
8+9 20-1
17 19
К доске второй ученик
Разность чисел 16 и 8 и разность чисел 16 и 10
16-8 16-10
8 6
Во дворце присутствует знаменитый хитрец – Кот в сапогах. Он как и Золушка выполняет поручения Периметра. Кот приготовил карточки с задачей. Они лежат у вас на партах. (Схема решения задач на доске.)
Текст задачи читает ... .
У Юли было несколько рублей. Она потратила 5 рублей на блокнот и у неё осталось 7 рублей. Сколько рублей у неё было сначала.
- Что нам известно?
- Какие главные слова в задаче?
- Что надо найти?
- Как оформим краткую запись?
Было – ? руб
Потратила – 5руб
Осталось – 7 руб
9. Итог урока
Наше путешествие, посвящённое знакомству с одним из жителей королевства Периметром, подходит к концу .
– С каким новым понятием мы сегодня познакомились? (Мы познакомились с понятием “Периметр”)
– Что же такое Р фигуры? (Р – эта сумма длин всех сторон)
– Что вам осталось непонятным?
На уроке активно работали. Медали королевства “Математика” получают ...
Своё заключительное слово приготовили жители королевства “Математика”.
Они задают вам самые простые примеры, но решив их и расположив ответы в порядке возрастания – вы прочтёте то, что они вам адресовали.
2+2=
9-4=
4-1=
2+5=
8-7=
9-3=
10-8=
(МОЛОДЦЫ)
10. Д/з
стр. 37 № 6, №8