Урок математики в 4-м классе (по системе Л.В. Занкова)

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. развивать умения решать математические задания в группах, способствовать развитию мышления у учащихся, закреплять пройденный материал;
  2. проверить, как учащиеся усвоили алгоритмы письменного умножения, деления, сложения и вычитания, насколько осознанно усвоили понятие «скорость движения»;
  3. воспитывать у учащихся ответственность за результаты обучения; способствовать развитию у умения учиться, прививать интерес к изучению математики, уважение к сопернику, умение работать в группе, развивать желание успешного обучения.

Оборудование:

  1. выражения для устного счета (ступеньки);
  2. маршрут движения групп;
  3. листы контроля знаний;
  4. сигнальные карты;
  5. листы для построения чертежа (схемы);
  6. логические задачи (физ. минутка);
  7. задания на индивидуальных картах;
  8. дипломы лучшим знатокам математики;
  9. цветовые обозначения каждой группы.

Организация занятия

Здравствуйте ребята. Сегодня мы проводим общественный смотр по математике.

Постановка цели

Ребята, сегодня вы сами проверите, насколько осознанно вы усвоили пройденный материал, покажите свои умения решать математические задания в группах.

А я вам желаю хороших вопросов, прекрасных ответов и всем нам отлично поработать вместе!

Итак, сегодня у нас 4 группы учащихся. Мы отправимся в путешествие по стране Математике.

Маршрутный лист

Для совершения любого путешествия необходимо иметь маршрутный лист. Но для того, чтобы успешно начать путешествие, нам нужно подняться по ступенькам - правильно решить примеры.

I. Разминка

Сигнальные карточки (синие, белые, желтые, красные)

СМОТР ЗНАНИЙ

II. Путешествие по этапам

Римскими цифрами обозначены номера остановок. Каждая остановка имеет своё название. На каждой остановке каждой группе необходимо выполнить задание и только тогда вы сможете тронуться в путь и продолжить путешествие.

Тот из учеников, кто первый и правильно выполнит задание, будет СПИКЕРОМ.

ВНИМАНИЕ!

СПИКЕР – представитель парламента или председатель палаты в парламенте ряда стран.

ПАРЛАМЕНТ – высшее государственное законодательное представительное собрание.

Роль спикеров групп

Спикеры проверяют результаты работы, т.е. отчитываются перед классом. Спикер является консультантом, к которому могут обратиться за

справкой или советом. На каждом этапе выявляется лучший математик, который в последующем становится спикером своей группы.

1 остановка: «ПОСЧИТАЙ-КА!»

Итог

Отчет спикеров; лист оценки знаний

2 остановка: «РЕШАЙ-КА!»

(решить задачу)

  1. чтение задачи;
  2. составление чертежа (схемы);
  3. самостоятельное решение задачи (рациональный способ выполнения +1 балл)

• красные

1. Два автомобиля выехали одновременно навстречу друг другу из 2-ух городов, расстояние между которыми 450 км. Скорость первого автомобиля 70 км/ч. Какова скорость второго автомобиля, если известно, что они встретились через 3 часа.

БЛИЦ-ОПРОС:

  1. Что такое «скорость движения»?
  2. Что значит «одновременно»?
  3. V – ? (S/t); t – ? (S/V)
  4. S – ? (V*t)

S1=V1 *t

  1. 70 * 3 = 210 (км) – был в пути 1 автомобиль
  2. 450 - 210 = 240 (км) – был в пути 2 автомобиль От начала движения до момента встречи они были в пути одинаковое время.

V2=S2/t

  1. 240/3 = 80 (км/ч)

ОТВЕТ: 80 км/ч – скорость второго автомобиля.

• белые

2.   С двух станций вышли одновременно два грузовых поезда и встретились через 5 часов. Один поезд проходил в час 29 км., а другой 35 км. Каково расстояние между этими станциями?

/ способ:

  1. 29 + 35 = 64 (км/ч) – скорость сближения поездов
  2. 64 * 5 = 320 (км)

2 способ:

  1. 29 * 5 = 145 (км) – прошел 1 поезд
  2. 35 * 5 = 175(км) – прошел 2 поезд
  3. 145 + 175 = 320 (км)

ОТВЕТ: 320 км – расстояние между станциями

• жёлтые

3.   С двух аэродромов одновременно вылетели навстречу друг другу два самолёта и встретились через 3 часа. Скорость первого самолёта 600 км/ч, а второго – 900 км/ч. Найдите расстояние между аэродромами.

1 способ:

  1. 600 + 900 = 1500 (км/ч) – скорость сближения поездов
  2. 1500 * 3 = 4500 (км)

2 способ:

  1. 600 * 3 = 1800 (км) – пролетел 1 самолет
  2. 900 * 3 = 2700(км) – пролетел 2 самолет
  3. 1800 + 2700 = 4500 (км)

ОТВЕТ: 4500 км - расстояние между аэродромами

• синие

4.   Из двух городов, расстояние между которыми 500 км., вышли одновременно два поезда. Скорость одного поезда 45 км/ч. Найти скорость второго поезда, если поезда встретились через 5 часов.

S1 = VI * t

  1. 600 + 900 = 1500 (км/ч) – скорость сближения поездов
  2. 1500 * 3 = 4500 (км)

VI = S1

  1. 600 * 3 = 1800 (км) – пролетел 1 самолет
  2. 900 * 3 = 2700(км) – пролетел 2 самолет
  3. 1800 + 2700 = 4500 (км)

ОТВЕТ: 4500 км – расстояние между аэродромами.

Итог

Отчет спикеров; лист оценки знаний

ФИЗПАУЗА

Логические задачки-шутки (индивидуальное домашнее задание по группам) Цель: развитие логического мышления.

  1. Летела стая гусей, одного убили. Сколько осталось? (Один)
  2. Муж с женой, отец с сыном да мать с детей. Сколько всех? (Трое)
  3. После семи лет что козе будет? (Восьмой пойдет)
  4. Сидят 3 кошки; против каждой кошки - две кошки. Много-ль всех? (3)
  5. Ты да я, да мы с тобой. Много ли нас стало? (Двое)

3 остановка: «СМЕКАЙ-КА!»

  1. Поставьте знаки и скобки, если это необходимо.
  2. Расставьте скобки так, чтобы равенства были верными.

• красные

  1. 9...9...9 = 2
    9...9...9-90
  2. 9384-2075*0 + 5080 = 5080

белые

  1. 9...9...9 = 10
    9...9...9 = 72
  2. 9758-3894 + 6758*0 = 9758

• жёлтые

  1. 9...9...9 = 0
    9...9...9 = 9
  2. 8754-6078*0 + 1924-7923 = 1

• синие

  1. 9...9...9 = 8
    9...9...9...9 = 17  
  2. 7354-3075*0 + 4260 = 4260

Итог

Отчет спикеров; лист оценки знаний

4 остановка: «ПРОВЕРЯЙ-КА!»

• красные

Верно ли, что суммой трёх четных чисел будет четное число? Произведение этих чисел будет четное или нечётное число? ОТВЕТ: четное число

ПРОВЕРКА:

2 + 2 + 6 = 12
2*4*6 = 48

белые

Верно ли, что если каждый из множителей не делится на данное число, то и произведение этих чисел не будет делиться на данное число? ОТВЕТ: нет, неверно

ПРОВЕРКА:

(2 * 3) / 6
если 2/6, то 2*3 = 6 3
/ 6, то 6/6 = 1

жёлтые

Верно ли, что если сумма двух чисел делится на данное число, то и каждое число из слагаемых будет делиться на это число? ОТВЕТ: нет, неверно

ПРОВЕРКА:

(4 + 2) / 6
2*4*6 = 48
если (4 + 6) / 6,то 4/6 = 6, 2/6

синие

Верно ли, что сумма трёх последовательных чисел делится на 3? ОТВЕТ: верно

ПРОВЕРКА:

(1 + 2 + 3) / 3
6/3 = 2 или
(3 + 4 + 5) / 3
12/3 = 4

Итог

Отчет спикеров; лист оценки знаний

III. Подведение итогов урока

Спикер последнего этапа вместе со своей группой подсчитывает общее количество баллов.

– Вот и подошло к концу наше путешествие по чудесной стране Математике.

Ребята, вы показали свои знания, умения решать примеры и задачи, проявили смекалку, МОЛОДЦЫ! Давайте подведём итоги нашего занятия!

Объявляется счет, определяются победители; вручаются дипломы.

Лист контроля знаний – Приложение 1, презентация – Приложение 2, самоанализ урока – Приложение 3.