Уровень подготовки учащихся: урок составлен для сильных с хорошей работоспособностью учащихся и рассчитан на 40-45 мин; для учеников среднего уровня или имеющих невысокую скорость выполнения практических заданий можно увеличить время.
Форма организации учебной деятельности: групповая работа.
Главная учебная цель: Осуществление межпредметных связей между математикой и информатикой.
Дидактические цели урока:
- Отрабатывать вычислительные навыки учащихся.
- Закреплять законы сложения и умножения.
- Развивать логическое мышление, пространственное воображение; формировать умение алгоритмизировать свои действия и работать по алгоритму.
- Воспитывать правильную стратегию поведения и навыки работы в группе.
Предварительная подготовка:
- Расстановка столов: необходимо 4 рабочих места для четырех команд, проходы между которыми свободны (сумки и портфели не должны мешать учащимся).
- Жеребьевка: каждый ученик «тянет» на карточке номер своей команды (1, 2, 3, 4) или роль помощника на станции.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент:
Сообщается цель урока:
Путешествуя сегодня на уроке по станциям, каждый из вас должен своими математическими знаниями и умениями начинающего программиста привести свою команду к победе. Умение правильно и рационально выполнять действия с натуральными числами, быстро решать примеры на несколько действий оцениваются отличными отметками, как обычно. Но особые качества организатора, координатора, консультанта и капитана команды сейчас особенно ценятся. Команда, прошедшая свой маршрут быстрее остальных, и команда, набравшая максимальное количество баллов получают «5». Третья за ними получает «4». Личный зачет: проверка тетради и особые заслуги в групповой работе.
Формируются команды, рассаживаются на свои рабочие места, придумываются названия. Учитель раздает МАРШРУТНЫЕ ЛИСТЫ (см. ПРИЛОЖЕНИЕ). Устанавливаются станции.
2. Основной этап (работа в группах-командах):
На каждой станции команда работает 10 мин.
Сообщаются ЗАДАНИЯ (см. ПРИЛОЖЕНИЕ).
- Станция «Упрости-ка». Необходимо решить 10 примеров и за каждый правильный получить 1 балл.
- Станция «Конструкторское бюро». Работаете с двумя блок-схемами и за каждую можете получить 5 баллов.
- Станция «Город программистов». Необходимо составить алгоритм или программу (словами) выполнения действий для вычисления значения выражения. Выполнить эту программу. Получите 1 балл за верный пункт алгоритма и верный к нему ответ.
- Станция «Роботландия». Выполнить программу (1 балл за каждое верное действие) и по ней составить выражение, за которое 3 балла.
Помощники с первой командой выполняют задание своей станции. Если при проверке у них задание выполнено неверно (проверить помощников необходимо через 8 мин), то учитель выдает ЛИСТ ОТВЕТОВ (см. ПРИЛОЖЕНИЕ). И остальные команды помощник проверяет самостоятельно. Выставляет в маршрутные листы количество заработанных баллов.
Команды переходят со станции на станцию, в соответствии с маршрутным листом и строго по времени. В условиях урока рациональней переходы помощников с заданиями от стола к столу.
Учитель помогает организовать работу в группе: или распределить задания между игроками, или скоординировать взаимопроверку, или назначить секретаря, записывающего ответы.
3. Подведение итогов.
Собираются маршрутные листы.
- Самыми быстрыми и организованными оказались…
- Больше всех баллов набрали…
- Лучший капитан команды…
- Лучше всех считал…
- Самый справедливый помощник…
Команда, последней закончившая путешествие, сдает тетради для индивидуальной проверки.
Чтобы получить:
- «5» необходимо было набрать 26-24 балла;
- «4» за 23-20 балла;
- «3» за 19-16 баллов.
4. Домашнее задание (по учебнику Виленкина):
№ 644, 646.