Цели:
- закрепить знания таблицы умножения и деления, знания об увеличении числа на несколько единиц и в несколько раз;
- отрабатывать умение решать задачи изученных видов; формировать вычислительные навыки;
- повторить связь между результатами и компонентами арифметических действий;
- закрепить умение находить периметр и площадь прямоугольника.
- Учить детей рассуждать и доказывать, развивать мышление, память и речь.
Оборудование: картинки с изображением овощей, загадки об овощах; меню на каждую парту; карточки с примерами и уравнениями; карточки со словарными словами (гурман, диета, закуска, гарнир, десерт, меню); лазерная указка.
ХОД УРОКА
I. Организация внимания.
– Добро пожаловать в наше «Математическое кафе», где смогут утолить свой утонченный вкус ГУРМАНЫ ( любители и ценители изысканной пищи), найдутся блюда для людей, соблюдающих ДИЕТУ (специально установленный режим питания). Все сегодня найдут подходящие для себя блюда. Ведь не зря говорят : «МАТЕМАТИКА – ПИЩА ДЛЯ УМА».
(Высказывание написано на доске.)
– Сделайте свой заказ, записав в тетрадях число и «Классная работа». Помните о хороших манерах – как правильно сидеть за столом. Их еще в XVIII веке записал Перт I в своей книге для юношества «Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению».
II. Закрепление таблицы умножения и деления, формирование вычислительных навыков.
1. – Ознакомтесь с нашим МЕНЮ (листок с названием блюд). Начинаем нашу ТРАПЕЗУ ( прием пищи, еда) с ЗАКУСКИ ( то, что едят в начале обеда или ужина).
– Это богатое витаминами блюдо – ВИНЕГРЕТ. Отгадав загадки, мы узнаем ,из чего его готовят.
В темноте живет все лето
Как солдат, в мундир одета,
А сними мундир – бела
Гостья нашего стола. ( картофель)
Не бьет, не ругает,
А от него все плачут. (лук)
Я длинный и зеленый,
Вкусный и соленый,
Вкусный и сырой.
Кто же я такой? ( огурец)
Дом зеленый тесноват,
Узкий, длинный, гладкий.
В доме рядышком сидят
Круглые ребятки. ( горох)
Уродилась я на славу,
Голова бела, кудрява.
Кто любит щи,
Меня в них ищи. ( капуста)
Сверху зелено,
Внизу красно,
В землю вросло. ( свекла)
Сидит в темнице,
А коса на улице. ( морковь)
– Что можно сказать о словах-отгадках? (Дети отгадывают загадки, учитель выставляет картинки с изображением овощей. На каждой картинке записан пример.)
– Чтобы закуска была вкусной, нужно найти значение выражений на овощах, записав только ответы в строчку. (Учащиеся работают самостоятельно. Проверку осуществляют с помощью сигнальных карточек.)
3*6 | 7*3 | 5*5 | 4*7 | 4*5 | 2*3 | 3*9 |
18 | 21 | 25 | 28 | 20 | 6 | 27 |
– Что заметили?
2. –Запишите отрезок натурального ряда из 6 чисел, первое из которых состоит из 3 д. 7 ед.
(37 38 39 40 41 42 )
3. – Составьте и запишите по две суммы и разности, используя числа ОНР:
- 1 вариант – с переходом через разряд;
- 2 вариант – без перехода через разряд.
(Проверяют сами учащиеся, поменявшись тетрадями.)
III.Физминутка.
Учитель показывает картинки с овощами, дети «рисуют» носом.
IV. Решение задач.
1. – Молодцы, с закуской вы управились. Приступаем к первому блюду – это борщ. И сравним задачи.
- Для приготовления борща повар почистил 8 кг свеклы. А картофеля на 5 кг больше. Сколько кг картофеля почистил повар?
- Для приготовления борща повар почистил 8 кг свеклы, а картофеля в 5 раз больше Сколько кг картофеля почистил повар?
– Подумайте. В какой задаче картофеля больше. Объясните свой выбор. (Задания в меню читают учащиеся.)
– Решите каждую задачу на досках.
2. Измени вопрос задачи так, чтобы получилась составная задача. Решите задачи по вариантам с краткой записью. (Два человека работают у доски. Проверяет весь класс.)
V. Физминутка
проводится под музыку песни «Антошка».
– Приступаем к горячему. Прочитайте, что предлагает меню.
- На 4 одинаковых подносах поместилось 36 котлет. Сколько котлет поместится на 9 таких же подносах?
(Один ученик комментирует задачу у доски.)
VI. Решение уравнений.
– К горячим блюдам обычно подают ГАРНИР (овощи, каши и другие добавления к мясным и рыбным блюдам).
– В «Математическом кафе» приготовили уравнения:
10+х=67 | х 5=35 | |
А-31=29 | 30:у=6 |
– Чему равен корень каждого уравнения? (Учащиеся решают уравнения на «Досках», объясняя выбор действия).
VII. Геометрический материал.
– Мы подошли к самому любимому многими детьми и взрослыми этапу обеда – это ДЕСЕРТ (фрукты или сладкие блюда, подаваемые в конце обеда).
– На десерт у нас пирожные разных форм.
1. Рассмотрите рисунок, дайте как можно больше общих названий для фигур.
2. Найдите периметр и площадь «лишней» фигуры. Объясните свой выбор.
VIII. Занимательный материал.
– На десерт – задачи-шутки
Только на одну минутку.
- Что легче: кг ваты или кг железа?
- Два сына и два отца съели три яйца. По сколько яиц съел каждый?
- На столе лежали конфеты в кучке. Две матери и две дочки, да бабушка с внучкой взяли по одной штуке, и не стало кучки. Сколько было конфет в кучке?
IX. Итог урока.
– Вот и подошла к концу наша трапеза. С каким настроением вы уходите из нашего кафе?
– Кто из класса нас сегодня поразил:
- Был самым организованным?
- Высказал оригинальную мысль?
- Освоил то, что раньше не получалось?
(Учитель дает оценку работы учащихся.)
Х. Домашнее задание.
– Я думаю, что вам понравились пирожные. Начертите дома разные пирожные с периметром 12 см. найдите их площадь.