Цели:
- Показать широкое применение осевой симметрии в национальной орнаментике.
- Приобщить детей к национальной культуре, пробудить интерес к народным ремеслам.
- Развивать творческое мышление учащихся.
Оборудование: Плакаты с изображением традиционных башкирских орнаментов, характерных элементов вышивки, с фотографиями людей в национальных костюмах, экспонаты из школьного музея с вышивками и аппликациями, цветная бумага, ножницы и др.
Ход урока
Вступительное слово учителя.
– Сегодня мы прикоснемся к удивительному математическому явлению – симметрии. Красота и гармония тесно связаны с симметрией, это подметили еще древние архитекторы и художники. Слово симметрия происходит от греческого слова, которое означает «такая же мера». Греческий скульптор Поликлет, очевидно, был первым, кто использовал этот термин еще в V в. до н.э. Известный немецкий математик нашего столетия Герман Вейль дал определение симметрии таким образом: «Симметрия является той идеей, с помощью которой человек веками пытается объяснить и создать порядок, красоту и совершенство». Башкиры издревле использовали симметрию в строительстве жилищ, юрт, в создании предметов быта, в украшении одежды и ювелирных изделий.
Национальный костюм – ценнейший памятник народного творчества. В нем гармонично сочетаются искусство кроя, узорное ткачество, вышивка, аппликации, которые создавались с помощью симметрии. Давайте же повторим все, что мы знаем об осевой симметрии.
Задание 1.
На доске плакат с надписью:
ӨФӨ - УФА
БАШКОРТОСТАН
– Назовите буквы, имеющие ось (оси) симметрии.
Задание 2.
На доске нарисованы чертежи геометрических фигур: квадрат, прямоугольник, ромб, параллелограмм, равнобедренный треугольник, равносторонний треугольник , разносторонний треугольник и др.
На столе вырезанные из цветной бумаги модели тех же фигур.
Учащиеся парами выходят к доске, сначала проводят оси симметрии, изображенных на доске фигур, затем перегибая бумажные модели, демонстрируют классу правильность своих утверждений. Если есть ошибки или дополнения, класс исправляет.
Задание 3.
(В 3-х разноуровневых вариантах). Построить ломаную, симметричную данной, относительно оси m. На доске изображены ломаные.
1 вариант | 2 вариант | 3 вариант |
Рис.1 |
Рис.2 |
Рис.3 |
Из каждого варианта по одному ученику выполняют построение у доски . Комментирует свои действия ученик из 3-го варианта. Затем всем классом перечисляют свойства осевой симметрии:
- симметричные точки равноудалены от оси симметрии
- точки, находящиеся на оси симметрии, симметричны самой себе
- симметричные фигуры равны
Учитель: Ребята, вы нарисовали тамги катайских и тэнкэй-киргизских родов-башкирские родовые символы.
Задание 4.
(Вывешиваются плакаты , на которых изображены фигуры). Нарисовать от руки фигуру, симметричную относительно вертикальной оси.
1 вариант | 2 вариант |
Рис. 4
Учащиеся отмечают, что эти узоры чаще встречаются на камзолах, на голенищах сапог башкир, на войлочных обшивках юрт. Второй узор окаймляет государственный герб Республики Башкортостан. (Демонстрируется герб Республики и композиция нарисованных узоров).
Рис. 5
Выступление руководителя школьного музея.
– Башкирский орнамент, как отдельные элементы, так и вся композиция, всегда симметричен. Старинную одежду украшали вышивками, аппликациями. В декоре использовались кораллы, бисер, серебряные подвески. Орнаментом также украшали вооружение, доспехи, сбруя коня , попоны. Для них характерны как геометрические, так и симметричные криволинейно - растительные узоры. (Демонстрирует полотенцеобразный вышитый головной убор "тастар", налобники "хараус" и другие редкие экспонаты).
– Красота башкирской национальной одежды воспевается во многих народных песнях, например, "Шаура".
Под фонограмму песни участники школьного танцевального ансамбля демонстрируют национальные сценические костюмы.
Учитель: Как красиво было бы идти под венец невесте и жениху в таких костюмах. Но где их купишь? Может, в некоторых из вас появится желание в будущем заняться пошивом национальной одежды, современной одежды с национальными элементами, открыть художественные мастерские по изготовлению сувениров, предметов домашнего обихода.
Творческая работа.
Учитель: Как на практике проще создать узоры, орнамент, имеющие оси симметрии?
Подсказки учащихся.
– Можно, перегибая бумагу несколько раз, вырезать ножницами узоры.
Учащиеся под руководством учителя из цветной бумаги вырезают узоры.
Рис. 6
Демонстрируются готовые композиции учащихся.
Рис. 7
Комментируя, учитель оценивает каждую работу.
Обобщение.
Многообразны приемы орнаментики: резьба и роспись по дереву, тиснение и резьба по коже, обработка металла, аппликация, бранное и закладное ткачество, вязание, вышивка. В украшение жилища, юрты в первую очередь украшались места возможного проникновения в дом злых духов, прежде всего ворота, ставни, наличники окон, а также края крыши.
Таким образом, для башкирского народного декоративного прикладного искусства характерно многообразие орнаментальных форм, имеющих ось симметрии, которые отражают природу, стиль его жизни, восприятие окружающего мира. Башкирское народное искусство отличается богатством приемов комбинаторики, законченностью композиции на поверхности изделий.
Домашнее задание.
Нарисовать цветными карандашами или вырезать из цветной бумаги узоры, имеющие ось симметрии, для украшения:
- наличников окон, карнизов дома – для мальчиков;
- для вышивки тюбетеек, для украшения юрты – для девочек.
Подготовиться к защите рефератов по данной теме.