Конспект занятия по формированию связной речи у детей с ОНР (подготовительная группа) по теме "Составление рассказа по сюжетной картине «Зимние забавы»"

Разделы: Логопедия


Коррекционно-образовательные цели.

  1. Закрепление представлений о зиме и её приметах. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Зима»: (зима, снег, снежинка, метель, вьюга, снегопад, сугроб, снегири, снегурка, искристый, искрящийся, сверкающий, хрустящий, рассыпчатый, липкий, холодный, белый, пушистый, снежный, морозный, замерзать, выпадать, сыпать).
  2. Учить детей составлять связный рассказ по сюжетной картине, составленной из отдельных частей, которые являются зрительным планом изложения.
  3. Совершенствование грамматического строя речи (Образование однокоренных слов, согласование существительных с прилагательными и причастиями).

Коррекционно-развивающие цели.

  1. Развитие диалогической речи.
  2. Развитие зрительного внимания, мышления, памяти, координации речи с движением, развитие длительного плавного выдоха.

Коррекционно-воспитательные: Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности.

Оборудование. Коллективный рисунок «Зима во дворе» <Рисунок 2>; одно сюжетные картинки по теме «Зимние забавы» <Рисунок 3-7>; снежинки с буквами <Рисунок 1>; кукла Снежная Баба; магнитофон, кассета с записью пьесы П.И.Чайковского «Зимнее утро»; бутылочки с тертым пенопластом и соломинками для коктейля по числу детей. (Архив с рисунками.)

Предварительная работа. Прогулка в парк, наблюдение за изменениями в природе зимой с воспитателем. Слушание и обсуждение с музыкальным руководителем пьесы П.И.Чайковского «Зимнее утро».

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Объявление темы занятия. Создание эмоционально положительного фона, развитие мышления, закрепление понятия «твердый – мягкий» звук.

Логопед загадывает загадку:

«С неба падают зимою
И кружатся над землёю
Лёгкие пушинки, белые … (снежинки).

Логопед. Ребята, по дороге в детский сад я нашла снежинки. Снежинки эти не обычные. На них буквы (две снежинки с буквами «З» - зелёного и синего цвета; две – с буквами «М» - синего и зеленого цвета; снежинки с буквами «И», «А» - красного цвета).

- Какое слово можно сложить из этих букв?

Дети. Слово «Зима».

Логопед. Для составления этого слова вы выбрали «З» зелёного цвета, а «М»- синего, почему?

Дети. Потому что в слове «Зима», звук «З» - мягкий, обозначаем зеленым цветом; а звук «М» - твердый, обозначаем синим цветом.

Логопед. Сегодня на занятии мы будем говорить о зиме, её приметах и зимних забавах.

2. Закрепление умения подбирать родственные слова.

Игровое упражнение «Договори словечко».

Логопед. Прослушайте стихотворение, дополните строчки:

Тихо, тихо, как во сне
Падает на землю… снег
С неба всё скользят пушинки –
Серебристые … снежинки.
Кружатся над головою
Каруселью…снеговою.
На проселки, на лужок
Все снижается …снежок.
Землю белой, чистой, нежной,
Застелил метелью…снежной.
Вот веселье для ребят –
Все сильнее… снегопад.
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в снежки.
Снежный ком – на снежный ком,
Всё украсили … снежком,
Рядом снежная фигурка
Это девочка - … Снегурка.
На снегу то, посмотри –
С красной грудкой … снегири.
Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил … снег.
И.Лопухина.

Логопед. Назовите похожие слова, которые встречались в стихотворении?

Дети. Снег, снежинки, снеговой, снежок, снежный, снегопад, снежки, Снегурка, снегири.

Логопед. Какая часть слова повторяется во всех этих словах?

Дети. Снег.

Логопед. Что такое снегопад?

Дети дают объяснение.

3. Упражнение «Вьюга».

Формирование направленной воздушной струи.

Логопед предлагает детям встать около стульчиков и раздает им маленькие пластиковые бутылочки, наполненные тёртым пенопластом. В крышке каждой бутылочки закреплена соломинка для коктейля.

Логопед. Ребята, что такое вьюга?

Дети. Это сильный ветер со снегом.

Логопед. Хотите устроить вьюгу в бутылочках? Встаньте прямо, левой рукой поднесите бутылочку ко рту, а правой держите соломинку. Сделайте глубокий вдох (плечи не поднимаем), а затем дуйте в соломинку (щеки не надуваем).

Логопед показывает, как правильно выполнять упражнение.

Логопед. Молодцы, вы справились.

4. Упражнение в согласовании существительных с прилагательными и причастиями.

Логопед. Снег на солнышке искрится, значит, он какой?

Дети. Искристый, искрящийся.

Логопед. Снег сверкает, он какой?

Дети. Сверкающий снег.

Логопед. Хрустит под ногами, он какой?

Дети. Хрустящий снег.

Логопед. Снег рассыпается в руках, он какой?

Дети. Рассыпчатый снег.

Логопед. Липнет в руках. Он какой?

Дети. Липкий снег.

Логопед. Послушайте загадку:

Меня не растили,
Из снега слепили, вместо носа ловко
Вставили морковку,
Глаза – угольки,
Губы – сучки.
Холодная, большая,
Кто я такая? (Снежная баба)

Логопед. Из какого снега можно слепить Снежную бабу?

Дети рассказывают.

Логопед. Можно ли слепить из рассыпчатого снега? Почему?

Дети объясняют.

5. Работа над диалогической формой речи и закрепление навыка составления описательного рассказа по одно сюжетной картинке.

Логопед. Сегодня мы продолжим работу с рисунком, который вы подготовили с воспитателем.

Далее логопед включает магнитофон. На фоне отрывка из пьесы П.И.Чайковского «Зимнее утро» слышен голос Снежной бабы:

«Я пришла к вам на рисунок,
Но у вас на нем мне грустно,
Чтобы стало веселей,
Дам картинки для друзей.
Догадайся, посмотри:
Кто находится внутри?»

Логопед. Ребята, Снежная баба предлагает поиграть в игру «Угадай картинку»

На столах у детей картинки - 1-ый экземпляр, у Снежной бабы – 2-ой.

Ребёнок выходит к доске, берет картинку у Снежной бабы, рассказывает, что он на ней видит (детям картинку не показывает).

Например: «на картинке девочка. Она одета в красную шапку, жёлтую куртку. У неё есть коньки». Затем задаёт вопрос: «Что она делает?»

Ребёнок, отгадавший свою картинку, отвечает: «Это Маша. Она катается на коньках по льду».

Аналогичная работа с остальными картинками.

6. Физкультминутка.

Логопед предлагает детям отдохнуть. Дети приглашаются на ковер для разминки.

Выпал беленький снежок, Дети идут по кругу.
Соберёмся все в кружок. Останавливаются.
Мы на саночки садимся, Приседают.
И с горы на санках мчимся.
Снег, снег, белый снег, Встают, взмахивают руками.
Кружит, падает на всех.
Дети все на лыжи встали. Имитация ходьбы на лыжах.
Друг за другом побежали.
Мы из снега ком слепили, «Рисуют» руками большой круг
Снеговика мы смастерили, «Рисуют» снеговика из трёх комков.
Поиграли, полепили,
И к делам мы приступили. Проходят на свои места.

7. Составление рассказа по картине.

Логопед предлагает детям продолжить работу с рисунком, «оживив» его.

Логопед начинает: «Был солнечный, морозный денёк. Дети вышли гулять во двор…»

Дети по очереди составляют предложение по картинке, лежащей на его столе. Выходит к доске и прикрепляет картинку к общему рисунку (5 картинок).

Логопед. Как дети провели время на прогулке?

Дети подводят итог.

Логопед. Замечательная картина у нас получилась.

Как мы её назовем?

Дети. «Зимние забавы».

Логопед. Давайте ещё раз расскажем Снежной бабе о том, как ребята провели время на прогулке.

Дети рассказывают по цепочке. Один ребёнок рассказывает целиком.

8. Итог занятия.

Логопед предлагает детям вспомнить по порядку все задания, которые они выполняли, рассказать, что им понравилось делать.

Потом он оценивает работу каждого ребёнка.

Слышится музыка. Голос Снежной бабы:

«Вот не зря я к вам пришла,
И картинки принесла.
Все красиво говорите!
Что ж, подарки получите!»

Снежная баба оставляет корзинку с сюрпризом.

Логопед. Поблагодарим Снежную бабу и скажем ей: «До свидания!»