Визитная карточка урока
Предмет: биология.
Класс: 10 класс.
Авторы программы: В.В. Пасечник, В.М. Пакулова, В.В. Латюшин.
Учебник: «Общая биология».
Авторы учебника: А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник.
Технология развивающего обучения.
Тип урока: комбинированный.
Цели урока:
Образовательная: учащиеся знакомятся с основными этапами эмбрионального развития, с особенностями каждого этапа.
Развивающие: учащиеся выявляют особенности каждого этапа т.е.:
- выявляют особенности развития зародыша;
- выделяют основные этапы эмбриогенеза;
- определяют факторы, влияющие на развитие зародыша;
- устанавливают взаимосвязи в развитии органов;
- доказывают, что эмбриогенез – начальная стадия онтогенеза;
- формулируют выводы об особенностях эмбрионального развития.
Воспитательные:
- учащиеся осознают, что любая половая близость может привести к зачатию, что беременность – это очень ответственный период в жизни женщины;
- понимают о последствиях совершённого аборта и осознают, что аборт – это убийство, которое совершают с разрешения самой женщины;
- делают вывод, что за будущее ребёнка должны нести ответственность мужчина и женщина.
Оформление:
- Стенд с фотографиями новорождённых и грудных детей, учащихся данного класса, совместные фотографии детей и родителей.
- На доске записаны слова из клятвы Гиппократа:
«Я не дам просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно так же я не вручу никакой женщине абортивного пессария»
Оборудование необходимое для урока: карточки учёта знаний, оценочная карточка эксперта, микроскопы, микропрепарат бластулы зародыша, телевизор, видеомагнитофон, видеокассета фильма: «Безмолвный крик», экран для проектирования, компьютер, мультимедийная приставка.
Учащиеся получают новую информацию под руководством учеников-экспертов и учителя. Экспертная группа состоит из пяти человек, каждый из которой получает опережающее задание по данной теме. Учащиеся экспертной группы помогают учащимся в изучение нового материала и оценивают работу своих одноклассников. Работа экспертов оценивается по трём направлениям: самооценка, оценка учащихся, оценка учителя.
Изучение нового материала осуществляется в парах. Каждая пара получает карточку учёта знаний, в которой указаны номера заданий. Ученик-эксперт объясняет и проверяет только своё задание. Образец карточек учёта знаний смотрите в приложении. Формы и виды заданий экспертов указаны в карточках учёта знаний. Оценка ученикам экспертам выставляется в оценочную карточку. Образец карточки смотрите в приложении.
Ход урока
I. Мотивационно-ориентировочный этап:
- Вхождение в контакт. (слова поддержки и одобрения, настрой на активную деятельность).
- Создание ситуации успеха. (учитель предлагает рассмотреть фотографии на стенде, обращает внимание на счастливые л.ица детей и родителей и раскрывает понятие о материнском счастье. Разговор учителя с учащимися сопровождается спокойной и мелодичной музыкой)
- Учитель объясняет план проведения урока.
Учитель: Мы продолжаем изучать тему: «Индивидуальное развитие организма». Как называется процесс индивидуального развития организма?
Ученик: Данный процесс называется онтогенезом.
Учитель: Я предлагаю вам дописать предложенную мной формулу онтогенеза.
На доске записывается начало формулы
Онтогенез =……….+…………. |
Ученики предлагают варианты ответов, которые записываются на доске. Учащиеся имеют информацию с уроков биологии по курсу 9-ого класса. Выбирается правильный вариант ответа. Формула с помощью мультимедийной установки проектируется на экран.
Онтогенез = эмбриональное развитие + постэмбриональное развитие. |
Учитель: Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
Ученик: Я думаю, что тему можно сформулировать следующим образом: «Особенности эмбрионального развития».
Тема проектируется на экран.
Учитель: Какую информацию вы должны получить, чтобы изучить данную тему?
Ученики называют основные задачи, которые проектируются на экран.
Задачи:
- Узнать, что такое эмбриональное развитие?
- Выделить основные этапы развития.
- Установить какие изменения происходят на каждом этапе?
- Выяснить из чего и как формируется зародыш?
- Условия, влияющие на развитие зародыша.
Учитель: Я предлагаю включить ещё несколько пунктов: (если эти задачи не будут поставлены учениками).
- Осознавать серьёзность процесса беременности и прерывание беременности.
- Осознать ответственность за будущего ребёнка.
II. Операционально-исполнительский этап
Учитель: Посмотрите внимательно на таблицу, которая висит на доске. Назовите основные этапы развития зародыша.
Образец таблицы смотрите в приложении 1.
Ученик: При изучении таблицы можно выделить следующие этапы- образование зиготы, процесс дробления с образованием бластулы, стадия нейрулы, процесс органогенеза.
Учитель: Представляю состав экспертной группы. Данные учащиеся выполняли дома предложенные мной опережающие задание. Каждый член экспертной группы получил своё задание, которое он вам предложит, объяснит и поставит оценку в карточку учёта. Вы должны с помощью учеников- экспертов изучить новый материал. В конце урока мы все вместе оценим работу экспертной группы, поставив баллы в оценочный лист, который имеется у каждого члена экспертной группы.
Ученик-эксперт 1: Мы работаем с текстом п. 36 изучаем статью «Эмбриональный период онтогенеза». В ходе изучения текста заполните таблицу, которая у вас есть в карточке учёта знаний. Предлагаю вам работать в парах.
Образец таблицы
Основные этапы | Особенности этапа | Схематичный рисунок |
Ученики заполняют таблицу в тетради. После выполнения работы, ученик экспертной группы проектирует выполненную им таблицу на экран. Предварительно выполненная таблица проверяется учителем и оценивается. Учащиеся проверяют правильность заполнения, а эксперт контролирует и оценивает выполненное задание, проходя между рядами и выставляет оценку в карточку учёта знаний.
Ученик: Проверяем таблицу. Внимание на экран. Сравните свои данные с данными заполненной таблицы.
Учащиеся проверяют таблицы, вносят изменения.
Образец заполненной таблицы
Основные этапы | Особенности каждого этапа | Схематичный рисунок |
1. Образование зиготы | Образуется при слиянии сперматозоида и яйцеклетки. | |
2. Образование бластулы | Дробление зиготы. Деление клеток, которые не сопровождается ростом. Образуется многоклеточный шар, состоящий из 32 клеток. Внутри шара находится полость – бластоцель. | |
3. Образование гаструлы | Деление клеток на одном из полюсов бластулы и впячивание их внутрь бластоцели-гаструляция. Образование двух зародышевых листов – эктодермы и энтодермы, а затем развитие мезодермы. | |
4. Стадия нейрулы | Формирование важных частей зародыша – нервной трубки и хорды. Нервная трубка развивается из эктодермы, а хорда из мезодермы. | |
5. Закладка и формирование органов – гистогенез | Процесс дифференцировки клеток и формирование органов. |
Ученик-эксперт 2: Я предлагаю вам рассмотреть готовый микропрепарат под микроскопом и определить стадию развития зародыша. Работаете с заданием 2 в карточке учёта.
Если микроскопов не хватает на каждый стол, то можно рассматривать предложенный микропрепарат по очереди. После просмотра учащиеся записывают ответ в карточке учёта, а ученик экспертной группы оценивает результаты второго задания. Можно предложить прокомментировать ответ любой паре учащихся.
Ученик: Я считаю, что под микроскопом мы рассматривали стадию бластулы, так – как она состоит из одинаковых клеток бластомеров и она в виде многоклеточного шара. Данные особенности характерны для стадии – бластулы.
Ученик-эксперт 2: Вы правильно определили данную стадию. Это действительно бластула, представляет собой многоклеточный шар, состоящий из бластомеров.
Ученик эксперт 3: Прочитайте текст учебника на стр.133. Назовите зародышевые листки и их расположение и особенности. Выполняем задание 3 в карточке учёта.
Ответ записывается в карточку учёта. Можно предложить кому- то прокомментировать ответ. Эксперт проверяет правильность выполненного задания.
Ученик: Эктодерма – наружный зародышевый лист, энтодерма – внутренний зародышевый лист, мезодерма – средний зародышевый лист.
Ученик эксперт 3: Выполните задание. На доске записаны название органов. Вы должны напротив каждого органа записать название зародышевого листа из которого этот орган развивается.
Название органов: лёгкие, позвоночник, спинной мозг, орган зрения, яичники, кишечник, скелет.
Ученик- эксперт 3: Кто выполнит задание на доске?
Ученик выполняет предложенное задание, а остальные выполняют в карточках учёта знаний
Образец выполненного задания.
- легкие – энтодерма
- позвоночник – энтодерма
- спинной мозг – эктодерма
- орган зрения – эктодерма
- яичники – мезодерма
- кишечник – энтодерма
- скелет – мезодерма
Ученик эксперт оценивает третье задание. Оценка выставляется в карточку учёта знаний.
Учитель: Посмотрите на изменения зародыша с помощью компьютерной графики, которую подготовили учащиеся класса. Внимательно прочитайте предложенный текст. Проследите за изменением развития зародыша, выделите основные изменения и на каком сроке беременности эти изменения происходят.
Обсуждения текста с учащимися класса
Образец текста
Развитие зародыша
Развивающийся ребенок называется зародышем примерно до 10-й недели беременности. В течение первого месяца из оплодотворенной яйцеклетки путем быстрого деления образуется группа клеток, а в последующие несколько недель из них формируется структура будущего младенца.
5-6 недельный эмбрион имеет размеры не больше рисового зернышка, но у него уже есть различимые голова и шея, зачатки мозга и сердце, которое уже бьется. К концу 8-й недели формируются внутренние органы и зачатки рук и ног. К 8-9-й неделе почти полностью сформирован кишечник и большинство внутренних органов, а к концу 9-й недели уже можно распознать мужские и женские половые признаки, появляются также нос, рот и глаза. Именно в первые недели эмбрион наиболее подвержен вредному воздействию алкоголя, никотина, лекарств и инфекций.
Через 9-10 недель зародыш обретает человеческие черты и становится полностью сформированным плодом, у которого функционируют все внутренние органы, а сердце перекачивает кровь. Теперь будущий ребенок полностью сформирован и просто растет и созревает, пока длится период беременности. Воздействие же неблагоприятных факторов может приводить к задержке роста и недоразвитию органов или нарушению расположения тканей.
Ученик эксперт 4: Давайте разбёрём новые термины и запишем их в тетрадь.
Некоторые термины учащимся известны по курсу 9-ого класса. Ученики записывают термины в карточку учёта знаний и записывают расшифровку. Ответ зачитывается учащимся любой пары. Эксперт оценивает работу и ставит оценку в карточку учёта.
Основные термины: бластомеры, бластоцель, гаструла, гистогенез, нейрула, морула.
Ученик:
- бластомеры – это одинаковые мелки клетки, которые образовались во время дробления;
- бластоцель – это полость внутри бластулы;
- гаструла – это двухслойный зародыш, который образовался в результате впячивания;
- гистогенез – это процесс формирования органов из зародышевых листов;
- нейрула – это процесс формирования нервной трубки;
- морула – это многоклеточная стадия бластулы.
Учитель: Происходит ли взаимовлияние частей зародыша? Ответ на этот вопрос вы найдёте в статье: «Взаимовлияние частей развивающегося зародыша» на стр. 134 и объясните, что такое эмбриональная индукция?
Ученик: Эмбриональная индукция – это влияние зародышевых частей друг на друга
Ученик эксперт 5: Назовите факторы, которые отрицательно влияют на развитие зародыша и составьте это в виде схемы, читая текст на стр. 135.
Схемы выполняются учащимися в карточке учёта знаний После выполнения оцениваются экспертом. Выбирается наиболее удачная и правильная. На экран проектируется схема, созданная учеником экспертом.
Образец схемы
Читается отрывок стихотворения Али Ибн Сина «Поэма о медицине»
О детях, находящихся
ещё в утробе матери:
Как следует, о том веду я речь.
Дитя в утробе матери беречь.
Ничто зловредное его пусть не коснётся,
Пусть мать питается не как придётся,
А ест еду и влагу с пользой пьёт,
Так, чтоб нормально развивался плод.
Пускай отбросов в пище будет мало,
Чтоб кровь она при этом очищала.
Учитель: Как вы понимаете строки этого стихотворения?
Обсуждение стихотворения.
Учитель: Как называется процесс развития зародыша в матке женщины?
Ученик: Этот процесс называется беременностью.
Учитель: Вы становитесь взрослыми. И вам всем уже известно, что любая половая близость, может завершиться беременностью. Девочки, девушки, и даже взрослые женщины стоят перед выбором сохранить беременность или её прервать. Прежде чем пойти на страшный шаг убийства, а это действительно убийство, подумайте! А может это ваша последняя беременность и после сделанного аборта, вы никогда не будите иметь детей, и не познаете счастья материнства. Возможно этот ребёнок был бы вашей опорой в жизни, был бы самым умным, талантливым. Действительно, для любого нормального человека уничтожение живой жизни безнравственно, греховно. Необходимо отметить, что ответственность за аборт ложиться на двоих – мужчину и женщину. Посмотрите на экран. На экране вы видите текст дневника нерождённого ребёнка. Текст предоставлен православной церковью. Я призываю вас только к одному: задумайтесь!
Текст дневника смотреть в приложении 4.
Учитель: Посмотрите на свои фотографии. Какие вы счастливые, красивые и как счастливы ваши родители. А ведь вас могло и не быть. Послушайте небольшое стихотворение.
Ученик:
Оставляйте потомство, люди!
Нет прекрасней его на свете!
И не бойтесь хлопот и усталости,
Жизни трудной и распалённой!
Бойтесь только холодной старости,
Одиночеством оскорблённой.
Чтобы петь, чтоб землёй гордиться,
Чтоб познать всю радость на свете, –
Очень, очень хотят родиться
Не рождённые вами дети
III. Рефлексивно-оценочный этап
Учитель: Делаем обобщение по изученному материалу. С чем мы сегодня познакомились на уроке? Выполнены задачи, которые были поставлены в начале урока?
Ученик: На сегодняшнем уроке мы познакомились с основными этапами эмбрионального развития.
Учитель: Назовите основные этапы эмбриогенеза.
Ученик: Основные этапы эмбриогенеза – это образование зиготы, бластулы, гаструлы, процесс гистогенеза.
Учитель: Ученики эксперты соберите карточки учёта знаний, проставьте итоговые оценки. Мы с вами должны оценить работу экспертов. В оценочной карте экспертов учитель, сами эксперты и вы должны поставить оценку за их работу. Итоговая оценка за работу экспертам выставляется учителем.
Подводятся итоги урока, комментируются оценки экспертами, комментируется оценка учителем за работу экспертов. Оценки выставляются в журнал.
Учитель: Дома изучаем § 36. Я приглашаю всех, посмотреть фильмы «Безмолвный крик» после окончания уроков.
Презентация – Приложение 6, рецензия – Приложение 5.