Цели:
- повторить и закрепить наиболее сложные вопросы темы
- расширить и углубить знания по истории местоимений, их употреблению в речи.
Оборудование урока: наглядное пособие – «карта страны «Местоимений», на которой на фоне ландшафта крупно обозначены 8 городов и 1 хутор, названные по разрядам местоимений (Хутор – возвратное).
Ход урока:
1. Оргмомент, постановка целей.
2. Фронтальный опрос.
- Кто населяет страну Местоимению?
- Охарактеризуйте эту часть речи.
Дается определение местоимения по трем признакам. Учитель обращает внимание на отличие значений местоимений от других частей речи, на их необычность.
3. Работа с текстом.
Ученик зачитывает отрывок из сказки «Алиса в стране чудес». Мышь говорит: «Итак, я продолжаю. Эдвин и Моркар, графы Мерсии и Нортумбеланна, обьявили себя на стороне Вильгельма, и даже Кентерберийский архиепископ Стайджент, известный патриот, нашел это благоразумным.
- Нашел что?- спросила Утка.
- нашел это, - сказала Мышь раздраженным голосом. – Вы, конечно, поняли, что значит Это?
- Я отлично понимаю, что значит Это, когда сама что-нибудь нахожу, - заметила Утка.
- Это обыкновенно лягушка или червяк».
Действительно, оказывается у каждого свое представление о том, что такое Это.
Это- это общее слово. Все на свете может быть это. И ничего удивительного нет в том, что голодная утка представила себе Это в виде сочного червя.
Таким образом, мы убедились, что все местоимения (как и местоимение это) обладают общим значением.
4. Игровой момент.
А теперь, ребята, представьте, что на «вокзале» столпились местоимения. Их нужно разместить по вагонам и оправить в города, обозначенные на карте (в соответствии с разрядами).
На доске прикреплен поезд с вагонами – кармашками.
В каждый «вагон» помещается карточка с местоимением. На вагонах надписи пока закрыты:
№1 – личные, №2 – вопросительные, №3 – относительные, №4 – неопределенные, №5 – отрицательные, №6 – притяжательные, №7 – указательные, №8 – определительные.
Дети группируют в тетрадях и на доске местоимения, потом «вагоны» переворачиваются другой стороной, где написан ответ. Проверяют.
Вагоны | Местоимения |
Личные | у нее, к нему, с ним, за мной, перед тобой. |
Вопросительные | О скольких? Чей? Который? На сколько? О ком? |
Относительные | Который, за сколько, каков, о чем, что. |
Неопределенные | Сколько-нибудь, с кем – либо, кое-что, у кого-то, какой-то |
Отрицательные | Ни с кем, ни перед кем, никому, некому, ничей. |
Притяжательные | Мой, свой, у нашего, за вашим, их. |
Указательные | Тот, этот, столько, к такому, таков. |
Определительные | Весь, всякий, у каждого, к любому, за другим. |
5. Историческая справка.
А теперь немного истории.
Местоимение древняя часть речи. Она таит в себя много загадок. Возьмем опять же местоимение Это. Оно встречается в памятниках письменности только с 17 века. К старому местоимению только спереди прибавилась указательная частица йе в разных своих видах. До сих пор в говорах встречается ето, энто – кто во что горазд.
6. Викторина «Знаешь ли ты страну «Местоимению?»
- Какие местоимения не имеют формы И.П.? (Некого, нечего, себя)
- Какие три местоимения могут быть личными и притяжательными? (его, её, их)
- Какое притяжательное местоимение может относиться ко всем лицам и числам? (свой)
- Какое местоимение ж.р. превратилось в существительное, обозначающее спортивный термин? (ничья)
- В середине каких местоимений имеется мягкий знак? Напишите на доске (сколько, столько, чья, чьё, чьи)
- Какие разряды местоимений отличаются только значением? (вопросительные и относительные)
- местоимения могут принимать участие в образовании сложных слов. Например: сам.
Замените данные выражения одним словом с составной частью само - .
- волшебная скатерть (самобранка)
- совершаемый без разрешения (самовольный)
- сделанный собственноручно (самодельный)
- художественное творчество непрофессиональных артистов (самодеятельность)
- критика собственных недостатков (самокритика)
- слишком уверенный в своих способностях (самоуверенный)
- своими силами (самостоятельно)
- металлический прибор для кипячения воды к чаю (самовар)
Шуточные вопросы:
- Какие 3 местоимения самые чистые? (Вы-мы-ты)
- Какие 2 местоимения мешают ездить по дорогам? (Я-мы)
- Какое местоимение требует чистоты? (Мой)
- Какое местоимение является помощником прилагательного? Почему? (Самый)
- Какое местоимение самое хвастливое? (Я)
Кроме этого до урока или после учащиеся разгадывают кроссворд.
- Личное местоимение 1 лица множественного числа.
- Указательное местоимение в И.П. множественного числа.
- Одно из определительных местоимений.
- Одно из указательных местоимений м.р.
- Личное местоимение ж.р. множественного числа.
- Указательное местоимение в Т.п. множественного числа.
- Личное местоимение 1 лица единственного числа, Т.п.
- возвратное местоимение в Д.п.
- Одно из отрицательных местоимений.
- Одно из определительных местоимений в П.п. мн.ч.
- Одно из отрицательных местоимений в Д.п.
7. Итог урока.
8. Домашнее задание.
подготовиться к диктанту. Смотреть контрольные вопросы и задания по теме «Местоимения».