Оборудование: прописи, плакат со слогами и словами, запись на доске, бабочки, карандаши, элементы букв для конструирования, слоги на карточках, таблица с написанием буквы.
Ход урока
(прописи закрыты)
Долгожданный дан звонок,
начинается урок.
1. Чтение слогов и слов с письменного текста по таблице.
2.
Маленькое солнце на моей ладошке –
Белая ромашка на зелёной ножке.
Цветок сорвать я захотел,
А он вспорхнул и улетел. (Бабочка)
– Посмотрите на слово (оно на доске и рядом схема) и схему
– Сколько слогов? Докажите
– Какой ударный? Обозначьте
– Назовите первый слог, второй, третий.
– Сколько звуков, букв? Закрасьте схему.
Учитель: удивительная милая история этого замечательного слова, первоначально означавшего «душа бабушки». Люди наблюдали за полётом красивых насекомых, как они кружатся возле окон, дверей жилья, как упрямо летят на свет. Задумались люди: да уж не порхает ли это вокруг родного дома душа умершей родоначальницы. Выходит, что бабочка и бабушка это одно и то же слово.
К нам на урок прилетели бабочки, и я прошу вас заштриховать верхнюю часть крыльев по образцу. (силуэты бабочек)
3. – О каких животных мы читали на уроке обучения грамоте?
– Какие звуки вы слышите в начале слов: белка, барсук, баран?
– Какой буквой обозначаются названные вами звуки?
- Сегодня на уроке мы будем учиться писать эту букву.
– Определите, где эта буква (на доске)?
а, б, о, в
– Какой элемент повторяется в написании всех строчных букв?
– Чем отличается буква «б» от других строчных букв?
- Конструирование буквы
– сколько элементов у буквы «б»?
- Откройте прописи и пропишите элементы (написали, положили ручку между строчек)
4. Показ написания буквы с комментированием движения руки.
Букву начинаем писать чуть ниже верхней линеечки рабочей строки, ведём вверх, влево, прописываем овал, поднимаемся вверх, не доходя нижней линеечки рабочей строки, поворачиваемся и уходим по горизонтальной линии вправо.
Письмо в воздухе с комментированием.
- Напишите до середины строки. Посмотрите на буквы, которые написали, выберите самые лучшие и подчеркните их. Допишите до конца.
5. Посмотрите на следующую строку.
– какая буква написана в начале каждого слога? Прочитайте хором.
– Почему вы произносите разные первые звуки?
– Какое соединение?
Запишите слоги. Подчеркните мягкий согласный звук.
– Если в слоге «бо» у буквы «о» проведём соединительную линию чуть выше нижней линеечки рабочей строки, то какая буква может быть после неё?
- Посмотрите на слоги (они на карточках)
КА ЛИТ ТЫ
– какой слог можно добавить к слогу «бо», чтобы получилось слово с правильным
соединением?
- Составьте предложение с этим словом (болит)
Физминутка.
6. Прочитайте следующий слог. Назовите соединение. Прочитайте слово.
Запись с комментированием соединений.
7. – Прочитайте предложение.
– Сколько слов в предложении?
– Какое последнее слово? Давайте проверим.
– Сколько слогов в слове бусы?
– Какой слог ударный?
– Назовите первый слог. Дайте характеристику.
– Назовите второй слог. Дайте характеристику. Закрасьте схему.
– Сколько звуков, букв?
Составьте это слово из букв разрезной азбуки.
- Допишите слово.
8. Прочитайте слова, которые записаны справа. Кто готов?
– Подумайте, какое из этих слов подходит к первой схеме?
Зебра – это дикая африканская лошадь с полосатой окраской (рисунок)
Полосатые лошадки
Африканские лошадки,
Хорошо играть им в прятки
На лугу среди травы.
Разлинованы лошадки,
Будто школьные тетрадки,
Разлинованы лошадки
От копыт до головы.
– Где вы ещё могли её видеть?
– Почему пешеходную дорожку назвали «зеброй»?
– Для чего нужна такая размётка?
– Давайте проверим, правильно ли мы подобрали слово.
– Сколько в слове слогов? Докажите.
– Какой слог ударный? Назовите первый слог, второй
– Сколько звуков, букв?
Закрасьте схему. Запишите слово, разделяя его черточкой на слоги.
– Как можно проверить, правильно ли мы определили количество слогов?
– А сейчас со словом зебра рядом запишем слово, которое я буду показывать по отдельным слогам, между ними будет показано соединение. Вы должны внимательно прочитать слог, запомнить соединение и записать слог в тетрадь, соединяя слоги в слово (учитель показывает)
– Какое слово получилось? (зебры)
– Что оно обозначает?
– Чем это слово отличается по написанию от первого?
– Сколько слогов в этом слове? Докажите.
– К какому слову следующая схема? Аналогично.
Барсук. Самое чистоплотное животное. Притопает в дубраву за желудями, поест и потешно пятится задом, толкает полосатый поросёнок, ворох сухой листвы, тащит в свою барсучью нору. Мягкую перину готовит для зимней спальни. У него есть кладовые. Копнёшь – зашуршит что-то. Смотришь, а это сушёные лягушки, жуки и грибы.
Закрасьте схему. Запишите.
Физминутка
9. прочитайте предложение.
– Сколько слов?
– Какие правила написания предложения вы знаете?
Спишите, диктуя по слогам.
Списывая, не спеши, букву к буковке пиши.
10. – О ком говорится в следующем предложении?
– Что делала белка?
– Сколько слов в предложении?
– Почему первое слово в этом предложении написано с заглавной буквы?
Посмотрите на доску.
На доске письменными буквами написано предложение из прописи. Учитель проводит анализ соединений. Стирает запись. Дети пишут с печатного текста самостоятельно.
11. Итог.
– Какую новую букву мы учились писать сегодня?
– Из каких элементов состоит строчная буква «б»?
– Какие звуки она может обозначать?
– Как мы покажем, что в слове «бил» согласный читается мягко, а в слове «был» согласный читается твёрдо?