Цели:
- формировать патриотические чувства и сознание
юных граждан на основе исторических ценностей; - сохранять и развивать чувства гордости за свою страну, республику, район;
- собирать материал для написания домашнего сочинения;
Эпиграф:
Что гибель нам? Мы даже смерти выше. В могилах мы построились в отряд И ждём приказа нового. И пусть Не думают, что мёртвые не слышат, Когда о них потомки говорят.
Николай Майоров,
Погиб в бою с фашистами на Смоленщине.
Оборудование к уроку: проектор, компьютерная презентация, телевизор и видеомагнитофон.
Видеофильм: «Сталинградская битва» из фильма Юрия Озерова «Освобождение» (фрагмент).
Выставка книг: «Дни воинской Славы России».
Раскладушка: « А.А.Пластов и его картины».
Набор фото-открыток: «Панорама Сталинградской битвы».
Раскладушка: «Памятники Волгограда».
Словарная работа: Викториальные дни (от слова Виктория - в Римской мифологии богиня победы ). Сталинград - город - герой на Волге. Дни воинской славы России - победные дни.
Ход урока.
I. Объявление темы и цели урока.
Запись эпиграфа в тетради. Запись домашнего задания в дневники.
II.
Победы русского оружия над врагами Отечества всегда отмечались в России, чтобы сохранить в памяти поколений ратные подвиги предков. Русской православной церковью были установлены специальные викториальные дни. Это были дни когда российское общество воздавало дань воинскому подвигу, славе и доблести своих защитников, а служилые люди глубже ощущали свою сопричастность к славным делам наших предков.
В Федеральном законе «О днях воинской славы России» указано, что во все века героизм , мужество, мощь и слава русского оружия были неотъемлемой частью величия Российского государства. Далее в законе указано, что Днями воинской славы России являются дни славных побед, которые сыграли решающую роль в истории страны и в которых российские войска сыскали себе почёт и уважение современников и благодарную память потомков. Законом установлено 15 дней воинской славы России.
2 февраля исполнилось 65 лет со дня победы наших войск под Сталинградом.
(смотрим фрагмент из кинофильма Ю.Озерова «Сталинградская битва»).
Вывод: «Слово «Сталинград» вошло в словарный фонд всех языков мира и напоминает о битве, которая по размаху, напряжению и последствиям превзошла все вооружённые столкновения прошлых времён», - из книги «Дело всей жизни».
Маршала Советского Союза А.М.Василевского.
III. Работа по картине А.А.Пластова.
Выдающийся русский живописец Аркадий Александрович Пластов не был на фронте, но в 1942 году, когда шли ожесточённые бои под Сталинградом, написал картину «Фашист пролетел». Рассмотрите картину внимательно.
Прослушайте сообщение ученицы о жизни и творчестве А.А.Пластова.
IV. Беседа по картине.
Обратите внимание, что в своих картинах художник воспевает мирный труд и красоту окружающей природы. И вдруг среди этих картин появляется картина «Фащист пролетел».
Вопросы для беседы.
- Почему в творчестве Пластова А.А. появляется такая картина?
- Чем это вызвано? И что можно сказать о художнике?
Эта картина является щедевром изобразительного искусства времён Великой Отечественной войны. Об этой своей картине Пластов как-то сказал: «Есть такие картины, пока пишешь — наплачешься». - Что же несёт собой война? Вывод:
Возрождая одну из лучших российских традиций, 10 февраля 1995года Государственная Дума Р.Ф. приняла закон «О днях воинской славы России» (победных днях), который был подписан Президентом Р.Ф. 13 марта того же года. В список праздников вошла часть «викториальных дней» и наиболее выдающиеся события военной истории России - Советского Союза.
Привычная мирная жизнь нарушена ужасным преступлением фашистского лётчика, расстрелявшего пастушка и его стадо. Война разрушительна и бесчеловечна. Она несёт гибель детей и мирного населения. Как-то А.А.Пластов заметил: «Я во все картины правдами и неправдами детей вписываю».
- С какой целью «вписывает» детей в свои картины А.А.Пластов? Вывод: Как-то отвечая на вопросы корреспондента журнала «Огонёк» Пластов заметил: «Нет ничего прекраснее свежего детского лица под солнцем. Нежность красок переходит, можно сказать, в мелодию. Но у детей своя жизнь. Они не только смеются. Они задумываются, печалятся, грустят».
Театрализованное представление.
(из воспоминаний художника Коржева о его встрече с картиной А.А.Пластова «Фашист пролетел»).
V. Беседа с учащимися о семейных архивах.
Вы живёте в мирное время и этим обязаны своим дедам и отцам.
- Что вы знаете об участии ваших дедов в Великой Отечественной войне?
- Гордитесь ли вы своими дедами?
- Что вы делаете для сохранения памяти о ваших дедах?
- Расскажите об участии в конкурсе «Письмо ветерану».
Слушаем стихотворение В.Ворончихина «Я помню тебя, отец!»
VI. Вывод по уроку.
Память... Какая это властная сила - ей не прикажешь, не откажешь. Порой она воскрешает перед мысленным взором такие картины виденного и пережитого, что сжимается сердце и выступает холодный пот. Так бывает и ночью и днём. Иногда готов упрекнуть себя, своё сердце за такую реакцию на воспоминания о былом: ведь реальная действительность текущих дней, сегодняшних событий далека от тех испытаний. Далека, но память возвращает тебя к ним — и далёкое становится близким.
Звучит песня: «Мальчишки»
музыка А.Островского, слова И.Шаферана.