Задачи: Углублять в сознание школьников тему урока и одновременно осуществлять подготовку к усвоению темы “ Музыкальный образ”. Показывать широту жизненного содержания и глубину отражения жизни в произведениях великих композиторов, показать правду и красоту музыки.
Цель: Показать единство мелодии и текста, соподчинение.
Оборудование: Аккордеон, слайды, видеомагнитофон, DVD диски, видеокассеты, портрет С. Рахманинова.
Ход урока
1. Вход
муз. С. Рахманинова
2. Беседа
Ответить на вопросы:
– Кому принадлежит эта музыка?
– Какие произведения этого композитора мы еще слышали? (“Итальянская полька”)
3. Слушание.
“ Весенние воды” С. Рахманинова.
Ответить на вопросы:
– Вам понравилась эта музыка?
– Можно ли увидеть музыку?
– Определить настроение, характер, в чем исполнении звучит?
– Какую вы бы нарисовали картину? Представьте закрыв глаза .
– Созвучна ли эта картина? (Демонстрация видео слайдов «Весна. Большая вода» Левитан)
Беседа по картине.
– Главная тема картины.
– Что композитор запечатлил на своем полотне?
– В чём созвучие с музыкой?
– Есть ли присутствие на картине человека?
– Только ли пейзаж рисует композитор в музыке?
– Определить форму произведения.
Романс написан в 1900 году.
– Какие изменения в России были в этом году?
– Какую роль в произведении играет фортепианное сопровождение? (его изобразительное и выразительное значение)
Образ «великих вод», стремительность бега, картина маленьких ручейков, сливающихся в бурную реку.
Видоизменяющийся, новые интонации.
Вопрос: А что здесь главное?
Кульминация: «Она нас выслала вперёд!» (Проговорить о кульминации, можно на других примерах)
4. Повторное слушание романса.
5. Рассказ учителя.
Несколько лет спустя М. Горький написал рассказ «Весенние мелодии»
Созвучное с музыкой С. Рахманинова.
(Видео рассказ “ Весенние мелодии “)
“В саду за окном моей комнаты ,по голым ветвям акации прыгают воробьи и оживленно разговаривают, а на коньке крыши соседнего дома сидит почтенная ворона и, слушая гомон серых птичек, важно покачивает головой. Теплый воздух, пропитанный солнечным светом , приносит мне в комнату каждый звук, – я слышу торопливый и не громкий голос ручья, слышу тихий шорох ветвей понимаю, о чем воркуют голуби на карнизе моего окна, и вместе с воздухом мне в душу льется музыка весны.”
Но кончается этот рассказ знаменитой “Песней о Буревестнике”.
Так писатель переходит от описания природы к вопросам жизни.
Вывод: Эти произведения передают каждое своими средствами красоту мира, природы.
6. Распевание.
7. Исполнение песни.
“Хорошо что есть каникулы”
Муз. Львова-Компанейца
8. Итог урока
Осуществляется ли единство музыки и текста песен?
9. Домашнее задание.
Подобрать иллюстрации или нарисовать рисунок, стихотворение.