Цели урока:
Обучающие:
- Закрепить понятия «физическое тело» и «вещество»;
- познакомиться с составом вещества – молекулой, атомом;
- ввести понятие «химический элемент»;
- сформировать знания о символах химических элементов.
Развивающие:
- развить у школьников умение пользоваться опорными знаниями;
- показать межпредметную связь химии с историей и географией;
Воспитывающая: работа в классе в атмосфере повышенной комфортности.
Оборудование:
Мультимедийная презентация «Химические элементы. Символы» Приложение 1;
Коллекция «Элементы Периодической системы химических элементов имени Д. И. Менделеева».
План урока:
- Организационный момент.
- Повторение изученного ранее материала.
- Изучение нового материала.
- Домашнее задание.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Перекличка.
- Тема урока, цели урока (1- 2 слайды).
- Проверка домашнего задания.
II. Повторение изученного ранее материала.
− Из предложенного перечня выберите тела (вещества) (по вариантам, учащиеся работают в тетради, через 1 минуту несколько отвечают). 3 слайд.
1. Стекло 2. Ваза 3. Медь 4. Труба 5. Вода 6. Карандаш 7. Сосулька 8. Железо 9. Гвоздь 10. Капрон 11. Льдина 12. Пластмасса
Ответы:
Физические тела: 2, 4, 6, 7, 9, 11
Вещества: 1, 3, 5, 8, 10, 12
III. Изучение нового материала.
1.Строение вещества. 4 слайд.
2. Химический элемент. 5 слайд.
− Всего известно 119 различных атомов.
− В природе встречаются только 90 из них.
− 29 атомов созданы в искусственных условиях учёными физиками – химиками.
∑ Химический элемент − это определённый вид атома.
−Химических элементов – 119.
∑ Химический символ – буквенное обозначение химического элемента.
3. Ознакомление с символикой и произношением некоторых химических элементов. 6 – 33 слайды.
− Составить и заполнить следующую таблицу в рабочей тетради, используя материал презентации.
Название ХЭ | Химическийсимвол | Происхождениеназвания | Произношение |
Водород (7 – 8) | H | Рождающий воду | Аш |
Углерод (9 – 10) | C | Чёрный налёт | Цэ |
Азот (11 – 12) | N | Безжизненный | Эн |
Кислород (13 – 14) | O | Рождающий кислоты | О |
Натрий (15 – 16) | Na | Натрий | |
Алюминий (17 – 19) | Al | Алюминий | |
Кремний (20) | Si | Твёрдый | Силициум |
Фосфор (21) | P | Несущий свет | Пэ |
Сера (22) | S | Светло – жёлтый | Эс |
Хлор (23) | Cl | Зелёный | Хлор |
Калий (24) | K | Калий | |
Кальций (25) | Ca | Мягкий камень | Кальций |
Железо (26) | Fe | Феррум | |
Медь (27) | Cu | Купрум | |
Цинк (28) | Zn | Белый налёт | Цинк |
Бром (29) | Br | Зловонный | Бром |
Серебро (30) | Ag | Светлый | Аргентум |
Йод (31) | I | Фиолетовый | Йод |
Золото (32) | Au | Утренняя заря | Аурум |
Ртуть (33) | Hg | Жидкое серебро | Гидраргирум |
IV. Домашнее задание
При сообщении ребятам домашнего задания надо дать разъяснение о порядке его выполнения:
- § 4
- Сообщение об открытии какого – либо химического элемента в произвольной форме (слайды, письменное сообщение, коллаж) – через урок.