Цель: обеспечить целенаправленное руководство процессом познания мира природы; развивать познавательную активность.
Ход урока
1. Организационный момент
– Ребята, Вы, как воспитанные люди, должны повернуться и поздороваться с гостями. Улыбнитесь, покажите, что Вы рады гостям.
– Первые сядут девочки, а затем мальчики.
– Ребята, Вы готовы к уроку?
На Вас надеюсь я, друзья!
Мы хороший, дружный класс,
Все получиться у нас.Есть просто храм, есть храм науки,
А есть еще природы храм –
с лесами, тянущими руки
навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда, будь сердцем чуток,
не оскверняй ее святынь.
2. Вводная беседа
– Я снова приветствую Вас в этом прекрасном мире – мире природы. И предлагаю вам принять участие в проекте «Будь природе другом». Мы разделились на группы, и каждая группа получит свое задание.
На доске план: Действия в группе:
- Обсуждение задания.
- Выполнение практического задания.
- Оформление проектов.
- Формулирование выводов.
Наш проект состоит из 6 разделов. 5 разделов вы готовите по группам:
- «ВИДЫ ЛЕСА»
- «ОБИТАТЕЛИ ЛЕСА» (как связаны растения и животные)
- «ЗНАЧЕНИЕ ЛЕСА В ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ»
- «ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ЛЕСУ»
- «ЧТО ПОЛЕЗНО, А ЧТО ВРЕДНО»
- раздел «КРАСНАЯ КНИГА» – мы готовим вместе.
3. Самостоятельная работа
Аудиозапись «Релаксация»
а) Обсуждение задания. Дети рассматривают раздаточный материал и обсуждают, как его использовать.
б) Выполнение практического задания.
в) Оформление проектов. Расположение предложенного материала на альбомных листах.
г) Формулирование выводов. Дети готовят сообщение по материалу, полученному для работы.
4. Физкультминутка
5. Защита проектов
К доске прикрепляются приготовленные детьми страницы альбома «Будь природе другом». Дети делают сообщение по теме своего раздела.
1 раздел. «ВИДЫ ЛЕСА».
Группе предлагаются разрезанные карточки с изображением веточек и плодов различных растений (вывод: ярусы леса; хвойные и лиственные леса)
Рубрика «ЭТО ИНТЕРЕСНО».
Примерный текст сообщений.
1.1. Лес состоит из 3 ярусов: деревья, кустарники, травы.
У дерева от корня отходит один толстый стебель-ствол. У кустарника несколько довольно тонких стеблей-стволиков. У травянистых растений стебли мягкие и сочные (даны: дуб, ель, малина, орешник, подорожник, ландыш).
Деревья и кустарники бывают лиственные и хвойные. У лиственных – листья в виде пластинок, а у хвойных – в виде иголок (хвоинок).
Просмотр видеофрагмента.
Мы часто гуляем в лесу и не смотрим под ноги, наступая на травянистые растения. О некоторых из них мы вам расскажем.
1.2. Шёл Ваня по лесной полянке и не замечал, что топчет неприметную травку. Вдруг он споткнулся, упал и разбил коленку, да так сильно, что появилась кровь. «Что делать? Ни воды, ни «зелёнки», ни бинта» – подумал Ваня – «Как быть?».
– И вдруг услышал: «Я тебе помогу!»
– Кто ты такой? Как ты можешь мне помочь? – спросил Ваня.
– Издавна люди знали мои лечебные свойства и прикладывали к ранке, чтобы остановить кровь.
– Как тебя зовут?
– Подорожник.
– Буду знать теперь, беречь тебя и друзьям расскажу.
1.3. Беленькие горошки на зелёной ножке. Что это?
Капли ландыша помогают при болезни сердца. Цветки ландыша используют для приготовления духов, одеколона, мыла.
Если случится тебе простудиться,
Привяжется кашель, поднимется жар,
Придвинь к себе кружку, в которой дымится
Слегка горьковатый душистый отвар.
2 раздел. «Обитатели леса» (как растения леса и животные зависят друг от друга).
Группе предлагается набор карточек (дуб, животные, насекомые, птицы, земноводные, пресмыкающиеся).
Примерный текст сообщений.
2.1. В золотой клубочек спрятался дубочек.
Осенью на дубе созревают плоды – жёлуди. Созревшие жёлуди опадают на землю. Весной из них вырастают молоденькие дубочки. Но не все жёлуди сохранятся до весны. Часть их съедят разные животные. Для них дуб – кормилец! Например, кабан. Жёлуди – его любимое лакомство.
2.2. Но животные не только поедают жёлуди, но и помогают дубу расселиться.
Эта маленькая крошка
Рада даже хлебной крошке,
Потому что дотемна
В норке прячется она. (Мышь)
Кто по ёлкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет
Сушит на зиму грибы? (Белка)
Лесные мыши и белки запасают жёлуди. Некоторые они теряют и из них вырастают новые деревья.
2.3. Сойка – довольно крупная птица. У неё голубые пёрышки на крыльях. Осенью она прячет жёлуди про запас – в мох, под корни деревьев. Прячет она их далеко от дуба. Зимой она их съедает, но не все. И эти жёлуди дадут начало молодым дубкам.
2.4. Знаете, что произошло бы, если бы исчезли стрекозы, лягушки, змеи, совы? Не стало бы растений, т.к. их съели бы растительноядные животные.
2.5. Животным трудно было бы обойтись без дуба-кормильца, а дубу туго бы пришлось без животных-помощников.
3 раздел. «ЗНАЧЕНИЕ ЛЕСА В ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ».
Дети получают «рассыпавшееся» стихотворение С. Маршака « Что мы сажаем, сажая леса?» – составляют из строчек стихотворение, иллюстрируют его, картинку с изображением леса и схему, на которой готовят сообщение.
Примерный текст сообщений.
3.1. Леса называют «легкими» нашей планеты. Лесные растения выделяют огромное количество кислорода и поглощают очень много углекислого газа. Лес очищает воздух от пыли. Она оседает на листьях, а потом смывается дождем на землю.
3.2. Лес – защитник водоемов. Люди заметили: реки, по берегам которых вырублен лес, мелеют. Лес – защитник почвы. Ветер и потоки воды быстро разрушают почву в тех местах, где вырублен лес.
3.3. Лес – это дом для растений, животных, грибов. Лес – источник ягод, лекарственных растений. Животные дают нам пушнину, кожу, мясо.
3.4. Лес – место отдыха человека. Природа украшает нашу жизнь. Она доставляет нам много радости. С каким удовольствием слушаем мы песни птиц, журчание ручейка, таинственный шепот леса.
3.5. Чтение ст. С.Я. Маршака.
4 раздел. «Правила поведения в лесу».
Дети получают набор карточек:
- Условные знаки, запрещающие какие-либо действия в лесу;
- Словесные формулировки правил поведения в лесу.
2 гр. по рисункам определить вредное влияние человека на природу.
Примерный текст сообщений.
4.1. Находясь в лесу нельзя:
- обижать лягушек и жаб;
- ломать ветки деревьев и кустарников;
- рвать цветы;
- ловить бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых;
- ловить диких животных и уносить их домой;
- разорять птичьи гнезда;
4.2. Также нельзя:
- разводить костры;
- разбрасывать мусор;
- брать в руки яйца и птенцов;
- гонять и убивать птиц.
4.3. Голоса животных – это их разговоры. Шумными играми, криками, громкой музыкой мы можем помешать им общаться. Шумом мы можем испугать животных. Напуганная птица побоится подлететь к гнезду, и птенцы останутся голодными.
4.4.
Хозяйка белочка в лесу
орехи собирала.
Она в лесу там каждый сук
И каждый кустик знала.
Однажды в лес противный тип
пришел С большой котомкой.
Небрежно сбил ногою гриб
И выругался громко.
Стал гнуть орешину – сломал,
Зажал под мышкой ветви,
Нашел один орех – сорвал,
Сорвал второй и третий…
Отбросил куст и, как медведь,
Пошел себе довольный.
А бедной белке и смотреть
На это было больно.
4.5. Каждая сломанная ветка, каждый сорванный цветок, каждая пойманная бабочка – это маленькая рана, нанесенная природе.
5 раздел. «Что полезно, а что вредно».
Дети получают набор парных картинок с изображением полезных и опасных грибов и растений, растущих в лесу. Рубрика «Это интересно».
Примерный текст сообщений:
Грибы – удивительный дар природы. Свежие белые грибы полезнее моркови и капусты, а сушеные почти вдвое калорийнее яиц. Бульоны из сушеных грибов питательнее мясного бульона. Грибы содержат почти столько же минеральных веществ, сколько фрукты.
Глубоко был спрятан он,
Раз, два, три – и вышел вон,
И стоит он на виду.
Белый, я тебя найду.
5.1. Название гриб получил из-за своей мякоти: она белая, на разрезе не меняет цвета, остается белой и у высушенного гриба, и у вареного.
5.2. Желчный гриб (ложный белый) он несъедобный, но не ядовит. Отличительные признаки: шляпка внизу розовая, мякоть на разрезе розовеет.
5.3. Шампиньон – гриб белого цвета или сероватый. Мякоть у него белая, но на разрезе розовеет. Шампиньон – ценный съедобный гриб. Его даже специально выращивают и продают в магазинах.
5.4. Бледная поганка – смертельно ядовита. Этот гриб может выглядеть по- разному. Чаще всего у него зеленоватая шляпка и белая ножка. У бледной поганки всегда белые пластинки под шляпкой, белое кольцо на ножке и белый разорванный мешочек в нижней части гриба. Из съедобных грибов на бледную поганку похож шампиньон.
5.5.
Очень зло глядит на вас
Из травы вороний глаз.
Посмотрите, даже вид
Этих ягод ядовит.
Вороний глаз легко узнать по 4 крупным листьям, расположенным друг против друга, и единственной синевато-черной ягоде. Она напоминает глаз вороны. Это растение ядовито. Никогда не клади эту ягоду в рот.
Черника – маленький кустарничек. Черные ягоды его вкусны и полезны.
6 раздел. (Лекции учителя) «Красная книга». Природа, как израненная птица, кричит, просит нас о помощи.
Мы должны знать, как сохранить природные богатства для тех, кто будет жить на Земле после нас. В нашей стране принят ряд важнейших правительственных постановлений об охране земли, ее недр, вод, лесов, животного и растительного мира. Одним из таких документов является Красная Книга (демонстрация), которая была учреждена в нашей стране в 1974 году. Красной эта книга называется потому, что красный цвет – сигнал опасности.
Просмотр видеофрагмента. ИСПЫТАНИЕ ВСЕГО ПРОЕКТА.
6. Итоги урока
– К какому выводу мы можем прийти к концу занятия? (Лес наш друг. Его надо любить, беречь и охранять).
Дети читают стихи.
Берегите Землю! Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинке солнечные блики,
На камнях играющего краба,
Ястреба, парящего над полем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите Землю! Берегите!
Щади зверей и птиц,
Деревья и кусты.
Ведь это все слова,
Что царь природы ты.
Ты только часть ее, зависимая часть:
Что без нее и мощь твоя, и власть?
Но дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Эту истину знаю от роду
И ее никогда не таю:
«Кто не любит родную природу,
Тот не любит Отчизну свою!».
– Вы сегодня все замечательно работали. Я каждому из Вас вручаю карточку с оценкой. На обратной стороне пожелание. Давайте прочитаем его вместе.
7. Домашнее задание
– Урок окончен. Мне было приятно с Вами работать. Спасибо. Попрощайтесь с гостями.