Цели урока:
- Изучить понятия “миграция”, “депортация”, “беженцы”, “вынужденные переселенцы”.
- Познакомить учащихся с историей миграций в России и их причинами.
- Сформировать знания о миграционных процессах в России.
- Продолжить формирования умения применять знания, полученные на уроках обществоведения и истории для анализа географических ситуаций, развивать логическое и аналитическое мышление.
- Воспитывать личность, сознающую свои права и права других людей.
Оборудование:
Опережающее задание группе.
- У секретаря школы, по книге прибывших составить список обучающихся, которые приехали из стран ближнего зарубежья.
- Провести анкетирование этих учащихся .
Межпредметные связи: обществознание, право и политика, история России, литература, информатика.
Тип урока: урок-презентация, в расчете на два учебных часа.
Используемая литература:
- Конституция РФ.
- Законы РФ: “О беженцах”, “О вынужденных переселенцах”.
- Конвенция ООН о статусе беженцев.
- Журнал “Право и политика”, 2000 г. №11.
Умения и навыки, формируемые на уроке.
- Умения работать с тематическими картами.
- Умения работать с правовыми документами.
- Анализировать, сопоставлять и делать выводы.
- Умения интервьюирования и составления анкет.
- Умения работать в группах.
ХОД УРОКА
I. Мотивация.
Ребята, поднимите руки те, кто хотя бы раз выезжал, куда либо из города.
- Какие причины заставили вас это сделать?
- Почему люди переезжают с места на место?
- Вспомните из истории примеры великих переселений народов.
Вывод из беседы. Переселение людей мы называем миграцией. Тема нашего урока “Миграции населения России”. Сегодня на уроке мы познакомимся с одним из демографических процессов – миграциями, их видами, причинами, последствиями.
II. Изучение нового материала.
Учитель демонстрирует слайды, комментируя их .Учащиеся делают записи в тетради.
Работая в группах, подготавливают ответы на вопросы, совместно обсуждая их.
Понятие “миграции” Слайд 1, 2. (Презентация)
Причины миграций Слайд 3.
Население перемещается как внутри страны, так и за её пределы.
Виды миграций. Слайд 4
Внутренние миграции. Слайд 5, 6, 7, 8, 9.
Работа в группах.
Задание 1
- Используя карту учебника на стр. 44, рис 8 , определите какие народы и куда были переселены?
- Что такое депортация?
- Используя схему Приложения 1 “Основные права и свободы человека” определите, какие права и свободы людей нарушались при депортации?
- Для чего переселяли людей в неосвоенные районы страны?
- Прокомментируйте свой ответ, используя слайды 10,11, 12 ,13, 14.
Эти страшные события описаны Солженицыным в книге “Архипелаг ГУЛАГ”, А. Приставкиным в книге “Ночевала тучка золотая”, Рыбаковым – “Дети Арбата”, я очень советую вам их прочитать, чтобы лучше разобраться в событиях той эпохи.
Рассмотрим внутренние миграции в современный период.
Задание 2
- Используя карту атласа на стр.15, определите
районы России, где:
- идет отток населения;
- идет прирост населения. - Назовите причины этих миграций.
- Прокомментируйте свой ответ, используя слайд. Слайд 15.
Мы рассмотрели внутренние миграции, какой еще вид миграции вы знаете?
Внешние миграции Слайд 16, 17, 18.
Задание 3
Используя выписку из правовых документов, ответьте на вопросы:
- Кто такие беженцы?
- Кто такие вынужденные переселенцы?
- Назовите документы, определяющие их права.
После распада СССР и обострения межнациональных отношений в ряде республик ближнего зарубежья началась активная иммиграция русского населения из стран СНГ.
В нашей школе учатся дети, которые недавно приехали в Россию. Группа учащихся проводила анкетирование. Предоставляем им слово. Отчет группы о проведенной работе. Комментирование слайдов 19, 20, 21, 25.
Задание 4
- Кем являются приехавшие из стран ближнего зарубежья ребята и их семьи, беженцами или вынужденными переселенцами?
- Почему уезжают люди оттуда, где прожили порой всю свою жизнь?
- Какие права и свободы человека нарушаются в этих странах?
Ответьте на вопросы, используя распечатку Приложения 2 и знания, полученные на уроках истории и обществоведения.
Как вы думаете выгодно нашей стране такой миграционный прирост из других стран?
Мнения учеников очень противоречивы.
Явная невозможность поддерживать хотя бы постоянную численность населения в России за счет только баланса рождений и смертей заставляет обратиться к третьему главному фактору демографической динамики – миграции. Слайд 22.
В Россию не только приезжают, но и стремятся уехать из нее.
Эмиграция. Слайд 23.
Задание 5
- Назовите причины выезда?
- Какие права и свободы человека нарушаются в нашей стране? (Прокомментируйте свой ответ используя слайд 24).
- Чем это грозит нашей стране?
- Почему уезжают талантливые, умные, богатые люди?
- В какую страну и почему уехали бы вы?
- Есть ли в классе те, кто не уехал, если была бы такая возможность, почему?
Итог урока.
Тестовый контроль.
1. Переселение, при котором человек пересекает какие-либо административные или государственные границы.
а. миграция;
б. депортация;
в. дискриминация.
2. Выезд из страны – это
а. эмиграция;
б. иммиграция;
в. переселение.
3. Въезд в страну - это
а. эмиграция;
б. иммиграция;
в. переселение.
4. Перемещение людей по территории страны – это
а. внешние миграции;
б. внутренние миграции;
в. эмиграция.
5. Лица, которые не является гражданами Российской Федерации и, которые в силу вполне обоснованных опасений могут стать жертвами преследований.
а. вынужденные переселенцы;
б. беженцы;
в. репрессированные.
Домашнее задание: параграф 7.