Урок "Миграции населения"

Разделы: География


Цели урока:

  1. Изучить понятия “миграция”, “депортация”, “беженцы”, “вынужденные переселенцы”.
  2. Познакомить учащихся с историей миграций в России и их причинами.
  3. Сформировать знания о миграционных процессах в России.
  4. Продолжить формирования умения применять знания, полученные на уроках обществоведения и истории для анализа географических ситуаций, развивать логическое и аналитическое мышление.
  5. Воспитывать личность, сознающую свои права и права других людей.

Оборудование:

  1. Компьютер.
  2. Проектор.
  3. Экран
  4. Политико-административная карта России.
  5. Атлас “География России. Часть II.Население и хозяйство”.
  6. Распечатка “Основные права и свободы человека”.
  7. Выписки из правовых документов.
  8. Задания для работы в группах.

Опережающее задание группе.

  1. У секретаря школы, по книге прибывших составить список обучающихся, которые приехали из стран ближнего зарубежья.
  2. Провести анкетирование этих учащихся .

Межпредметные связи: обществознание, право и политика, история России, литература, информатика.

Тип урока: урок-презентация, в расчете на два учебных часа.

Используемая литература:

  • Конституция РФ.
  • Законы РФ: “О беженцах”, “О вынужденных переселенцах”.
  • Конвенция ООН о статусе беженцев.
  • Журнал “Право и политика”, 2000 г. №11.

Умения и навыки, формируемые на уроке.

  1. Умения работать с тематическими картами.
  2. Умения работать с правовыми документами.
  3. Анализировать, сопоставлять и делать выводы.
  4. Умения интервьюирования и составления анкет.
  5. Умения работать в группах.

ХОД УРОКА

I. Мотивация.

Ребята, поднимите руки те, кто хотя бы раз выезжал, куда либо из города.

  1. Какие причины заставили вас это сделать?
  2. Почему люди переезжают с места на место?
  3. Вспомните из истории примеры великих переселений народов.

Вывод из беседы. Переселение людей мы называем миграцией. Тема нашего урока “Миграции населения России”. Сегодня на уроке мы познакомимся с одним из демографических процессов – миграциями, их видами, причинами, последствиями.

II. Изучение нового материала.

Учитель демонстрирует слайды, комментируя их .Учащиеся делают записи в тетради.

Работая в группах, подготавливают ответы на вопросы, совместно обсуждая их.

Понятие “миграции” Слайд 1, 2. (Презентация)

Причины миграций Слайд 3.

Население перемещается как внутри страны, так и за её пределы.

Виды миграций. Слайд 4

Внутренние миграции. Слайд 5, 6, 7, 8, 9.

Работа в группах.

Задание 1

  1. Используя карту учебника на стр. 44, рис 8 , определите какие народы и куда были переселены?
  2. Что такое депортация?
  3. Используя схему Приложения 1 “Основные права и свободы человека” определите, какие права и свободы людей нарушались при депортации?
  4. Для чего переселяли людей в неосвоенные районы страны?
  5. Прокомментируйте свой ответ, используя слайды 10,11, 12 ,13, 14.

Эти страшные события описаны Солженицыным в книге “Архипелаг ГУЛАГ”, А. Приставкиным в книге “Ночевала тучка золотая”, Рыбаковым – “Дети Арбата”, я очень советую вам их прочитать, чтобы лучше разобраться в событиях той эпохи.

Рассмотрим внутренние миграции в современный период.

Задание 2

  1. Используя карту атласа на стр.15, определите районы России, где:
    - идет отток населения;
    - идет прирост населения.
  2. Назовите причины этих миграций.
  3. Прокомментируйте свой ответ, используя слайд. Слайд 15.

Мы рассмотрели внутренние миграции, какой еще вид миграции вы знаете?

Внешние миграции Слайд 16, 17, 18.

Задание 3

Используя выписку из правовых документов, ответьте на вопросы:

  1. Кто такие беженцы?
  2. Кто такие вынужденные переселенцы?
  3. Назовите документы, определяющие их права.

После распада СССР и обострения межнациональных отношений в ряде республик ближнего зарубежья началась активная иммиграция русского населения из стран СНГ.

В нашей школе учатся дети, которые недавно приехали в Россию. Группа учащихся проводила анкетирование. Предоставляем им слово. Отчет группы о проведенной работе. Комментирование слайдов 19, 20, 21, 25.

Задание 4

  1. Кем являются приехавшие из стран ближнего зарубежья ребята и их семьи, беженцами или вынужденными переселенцами?
  2. Почему уезжают люди оттуда, где прожили порой всю свою жизнь?
  3. Какие права и свободы человека нарушаются в этих странах?

Ответьте на вопросы, используя распечатку Приложения 2 и знания, полученные на уроках истории и обществоведения.

Как вы думаете выгодно нашей стране такой миграционный прирост из других стран?

Мнения учеников очень противоречивы.

Явная невозможность поддерживать хотя бы постоянную численность населения в России за счет только баланса рождений и смертей заставляет обратиться к третьему главному фактору демографической динамики – миграции. Слайд 22.

В Россию не только приезжают, но и стремятся уехать из нее.

Эмиграция. Слайд 23.

Задание 5

  1. Назовите причины выезда?
  2. Какие права и свободы человека нарушаются в нашей стране? (Прокомментируйте свой ответ используя слайд 24).
  3. Чем это грозит нашей стране?
  4. Почему уезжают талантливые, умные, богатые люди?
  5. В какую страну и почему уехали бы вы?
  6. Есть ли в классе те, кто не уехал, если была бы такая возможность, почему?

Итог урока.

Тестовый контроль.

1. Переселение, при котором человек пересекает какие-либо административные или государственные границы.

а. миграция;

б. депортация;

в. дискриминация.

2. Выезд из страны – это

а. эмиграция;

б. иммиграция;

в. переселение.

3. Въезд в страну - это

а. эмиграция;

б. иммиграция;

в. переселение.

4. Перемещение людей по территории страны – это

а. внешние миграции;

б. внутренние миграции;

в. эмиграция.

5. Лица, которые не является гражданами Российской Федерации и, которые в силу вполне обоснованных опасений могут стать жертвами преследований.

а. вынужденные переселенцы;

б. беженцы;

в. репрессированные.

Домашнее задание: параграф 7.