Цели урока.
Обучающая: повторение и закрепление прямой и обратной пропорциональности через решение уравнений, построение графиков, решение задач.
Развивающая: развитие кругозора, мышления, внимания, культуры математической речи, привитие интереса к изучению математики.
Воспитательная: воспитание ответственности, аккуратности, самостоятельности.
Тип урока: совершенствование знаний, умений, навыков.
Оборудование и материалы: рисунки для оформления доски, рисунки – математические человечки, карточки для устной работы, карточки для индивидуальной работы.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
II. Мотивация учебной деятельности, объявление темы и целей урока.
Учащимся предлагается весёлая разминка в виде буквенного диктанта, по результатам которого определяется форма урока. Учитель зачитывает вопрос, учащиеся записывают в тетрадях первую букву – слова отгадки. Один ученик работает у доски, затем следует проверка.
Длинное животное по имени… (жираф) Ж
Равенство, содержащее переменную (уравнение) У
Полевой цветок народный для гадания пригодный (ромашка) Р
Число, которое не может быть делителем (нуль) Н
Домашний бассейн для рыб (аквариум) А
Царствующая особа из земноводных (лягушка) Л
Итак, получается слово Журнал.
Учитель: “Наш урок будет проходить в форме журнала “математический калейдоскоп”, На страницах журнала опубликованы статьи, комментарии известных журналистов, объявления, реклама по теме: “Пропорции. Прямая и обратная пропорциональность”. Редакция журнала желает творческих успехов своим читателям и надеется на сотрудничество. Девиз работы – “семь раз отмерь, один раз отрежь”. <Рисунок 1>
На доске приклеены карточки – которые являются страничками журнала, перелистывая их (открепляя от доски) определяем следующие этапы урока. На обратной стороне каждого рисунка учитель для себя может записать план каждого этапа урока.
III. Проверка домашней работы.<Рисунок 2>
У доски работают 2 человека.
Учитель:
Журналист… специализируется на экономических вопросах, в своей статье он предлагает способ разрешения спора между фирмами M и N.
Карточка № 1
Реши задачу: Предприятие выпустило акции. Владельцами 40% акций стали его работники, а остальные акции приобрели фирмы M и N в отношении 7:9. У какой из этих фирм акций больше и на сколько, если работникам этого предприятия принадлежат 48000 акций.
Дай определение обратной пропорциональности.
Ответь на вопрос: “один петух разбудил своим пением 2 людей. Сколько надо петухов, чтобы разбудить 10 человек?”
Известный кулинар…делится секретами приготовления сладкого перца, фаршированного кабачками.
Карточка № 2
Реши задачу: Чтобы приготовить 10 штук Сладкого перца, фаршированного кабачками, потребуется 100 г. жира и 400 г кабачков. Сколько жира и кабачков надо взять для приготовления 28 штук такого перца?
Дай определение прямой пропорциональности.
Ответь на вопрос: “У одной палки - два конца, у двух палок – 4 конца, а у 4 палок, 5 палок - сколько?”
Пока ученики готовят ответы, класс отвечает устно.
IV. Устная работа. <Рисунок 3>
Учитель: “Журнал “Математический калейдоскоп” постоянно заботится о здоровье своих читателей. Доктор Пилюлькин и медсестра Таблеткина предлагают тест, по результатам которого можно судить о вашем здоровье”
Учитель предлагает графическую игру “Да-Нет”, где “Да”изображается отрезком __ , а “Не” уголком . В результате ответов на вопросы , которые зафиксированы на карточках получается “ график” - ломанная, в нашем случае назовём её диаграммой здоровья.
Вопросы-карточки.
Данное равенство является пропорцией? 1,2:4= 15:0,5 (нет, ^ )
Неизвестный член пропорции С=12? = (да, __ )
Эта формула задаёт прямую пропорциональную зависимость? Y= 12 – x (нет, ^)
Коэффициент пропорциональности, заданной графиком равен 0,5 (да, ___)
Число девочек в классе относится к числу мальчиков, как 2:3. Сколько в классе мальчиков, если девочек 10? Я думаю мальчиков 6 (нет, ^ )
Для проверки, к доске можно вызвать одного ученика.
Сверяем ответы. Правильный ответ ^^__^ __^
Учитель показывает соответствующую карточку.
Проверятся задание у домашней работы.
V. Работа с классом, индивидуальная работа. <Рисунок 4>
Учитель: “ Математический журнал поместил на своих страницах несколько объявлений.
1. Агентство “ Вариант” примет на работу 4 сотрудников, математически грамотных, без вредных привычек, умеющих решать предложенные клиентами задачи различными способами. (4 человека работают по карточкам у доски)
а) Работа в парах: Решить задачу: Костюм до снижения цен стоил 1500 рублей. Цена на костюм снижена на 6 %. На сколько рублей снижена цена?
Один ученик решает задачу способом пропорции, другой по правилам решения задач на проценты.
б) Работа в парах: каждому решить по два уравнения, из чисел (корней уравнения) составить пропорцию. Сделать несколько перестановок. Какое свойство пропорции используется для проверки правильности вашего решения?
а) (1/3y) : 1,2 = 1/6 : 0,1 а) =
б) 2а – 3 = 1,5(а+1) б) 1/3 : 2 =
2. Математический отдел по борьбе за грамотность разыскивает лишнее слово.
С классом решаем анаграмму, даём определения понятий, какое слово лишнее, почему?
ТОНЕСАЧ (частное)
МАДАНИЕ (медиана)
ЕНИОТНОШЕ (отношение)
РРОПОПЯИЦ (пропорция)
3. Мадам Пропорциональность предлагает учащимся найти X и Y такие, чтобы каждое из двух равенств было верным:
X : 1 1/2 =y : 3 1/3 и =
(Работают самостоятельно в тетрадях)
Все значения проверяются, обсуждаются.
VI. Повторение (геометрические фигуры). <Рисунок 5>
Учитель: “На этой страничке представлены эксклюзивные модели одежды сезона “Весна – лето 2010”. Посмотрите внимательно на эти рисунки и скажите, какие формы будут преобладать в одежде в предстоящем сезоне”.
Ученики разглядывают весёлых человечков, повторяют различные геометрические фигуры, их виды <Рисунок 6, 7, 8>.
VII. Подведение итогов. Задания домой. <Рисунок 9>
Учитель: Редакция журнала благодарит всех, кто выступил на его страницах со своими статьями, комментариями и предлагает им следующий гонорар (объявляются отметки, комментируются).
Ну и конечно, вы подарите радость себе и своим близким, если выполните следующие упражнения (записывают номера заданий из учебника).