Цель: раскрыть функцию буквы Я в качестве показателя мягкости согласных звуков; развитие навыков правильного, сознательного, выразительного, беглого чтения; развивать фонетический слух, речь, логическое мышление, воспитывать наблюдательность.
1. Организационный момент. Слайд 2. Презентация
Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
2. Постановка темы и цели урока. Слайд 3
Сегодня мы начнем урок с загадки.
Черные птички
На каждой страничке
Молчат, ожидают,
Кто их разгадает? (Буквы)
- Что мы будем повторять на уроке? (Мы повторим гласную и согласные буквы и звуки)
- Дыхательная гимнастика. Повторение изученных гласных. Слайд 4
3. Актуализация знаний. Слайд 5
На доске написаны гласные и согласные буквы, красная и синяя лодки.
Эти буквы будут пассажирами этих лодок. Но сначала давайте назовем буквы, изображенные здесь. Соберем их в две лодки – синюю и красную.
- Как вы думаете, какие буквы мы посадим в красную лодку? (C гласной буквой)
- А в синюю? (C согласной буквой)
- В чем отличие гласных букв от согласных? (Гласные буквы обозначают гласные звуки и т.д.)
Распределите буквы в две лодки.
- Какие гласные звуки они обозначают? (Буква у обозначает гласный звук [у], который на письме обозначает твердость согласного звука, может быть ударным и безударным)
- Назовите известные вам согласные звуки. (Л, г, п, т, р, м)
- На какие две группы можно разделить согласные? (На звонкие и глухие)
- Какая буква была у нас на прошлом уроке? (Буква Я). Слайд 6.
- В каком городе мы побывали с вами? (В столице Родины-Москва)
Физминутка. Слайд 7
Чтобы лучше нам писать,
Надо пальчики размять!
Рыбки плавали, ныряли
В теплой ласковой воде.
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.
Письмо в рабочей тетради. Слайд 8, 9
Родина. Россия. Москва.
Русские люди славятся своим трудом
I. Продолжение работы над материалом.
1. Звуко-буквенный анализ слова МАЯК. Слайд 10
Для чего нам нужен МАЯК? Слайд 11
Сколько звуков в слове маяк? Почему звуков больше, чем букв?
Чтение слов с буквой Я. Беседа по иллюстрациям. Работа с текстом учебника (с.116).
Для чего служит маяк?
2. Чтение слогов с изученными буквами.
Чем отличается произношение этих слогов? (В них всегда слышится звук а, но согласный звук слышится твердо или мягко)
3. Скороговорки с 117. Слайд 12.
Многозначность слова “земля”.
4. Пальчиковая гимнастика.
5. Письмо в прописи заглавной буквы "Я". Слайд 14
6. Подведение итогов урока. Игра “Составь слова”
7. Самооценка. Слайд 15
- Какое у вас настроение? Выберите рожицу.
- Понравился ли вам урок? Что особенно понравилось? Расскажите.