Важным средством развития музыкальных способностей детей является использование музыкально-дидактических игр и применение игровых ситуаций в процессе музыкальной деятельности. Их главная задача — в доступной форме приобщить детей к музыке, заинтересовать основами музыкальной культуры. Так как они доступны для детского сознания, то вызывают интерес и желание участвовать в них. В итоге дети не только получают необходимые знания об основах музыкальной грамоты, но и учатся любить, ценить и понимать музыку.
Для того чтобы игры вызывали у детей желание петь, слушать музыку, выполнять музыкально-ритмические движения, игры должны быть оформлены очень красочно, отличаться разнообразием. Только в этом случае будут выполняться непосредственные задачи, стоящие перед игрой, такие, как: развитие слухового, зрительного, тактильного восприятия, внимания, памяти, мышления, дыхательной системы, артикуляционного аппарата, свойства голоса (высоты, темпа, динамики, ритма), координации движений; воспитание общей музыкальной, речевой, двигательной культуры.
В процессе слушания музыки дети знакомятся с инструментальными, вокальными произведениями разного характера. Вместе с музыкой они переживают и радуются, грустят и смеются, то есть испытывают определенные чувства.
Чтобы научить детей чувствовать музыку более глубоко, необходимо помочь ребенку ее пережить, пропустить ее через себя. В этом ребенку помогут игровые приемы, используемые во время слушания.
С детьми младшего возраста во время слушания можно использовать игрушки, которые могут «разговаривать», «двигаться» с малышами. Например, игра «Чудесный мешочек». В мешочек могут спрятаться игрушки, которые пришли к детям в гости на занятие. Звучат знакомые песни. Дети по звучанию музыки должны определить, кто находится в мешочке.
Чтобы малыши смогли точнее определить характер произведения я предлагаю им поиграть в игру «Три цветка». В игре используется демонстративный материал – 3 цветка из картона, в середине которых изображены «лица»: спящее, плачущее и веселое. Эти «лица» соответствуют определенному характеру музыки: добрая, ласковая, убаюкивающая; грустная, жалобная; веселая, радостная, плясовая, задорная. Музыкальный руководитель исполняет произведение. Вызванный ребенок берет цветок, соответствующий характеру музыки, и показывает его. Все дети активно участвуют в определении характера музыки. [4]
Для старших дошкольников больше подойдет игра «Цветик-семицветик».
Изготавливается большой цветок, состоящий из семи лепестков разного цвета, которые открепляются от середины цветка. На обратной стороне лепестка — рисунки к сюжетам прослушиваемых произведений по разделу программы «Слушание музыки». Дети сидят полукругом. Приходит садовник (воспитатель) и приносит необыкновенный музыкальный цветок. Вызванный ребенок вынимает из середины любой лепесток, поворачивает его обратной стороной и видит рисунок по сюжету музыкального произведения. Если это произведение известно ему, то ребенок должен назвать его и имя композитора. Музыкальный руководитель проигрывает или включает запись. Все дети активно участвуют в определении характера и темпа музыки данного произведения, его жанра. Если игра проводится на занятии, то достаточно использовать 2-3 лепестка, а если в свободное время, то все лепестки. [4]
Игра «Где бывали?». Прослушав музыкальное произведение (это может быть народная, классическая, современная музыка), дети делятся на 2-4 подгруппы и расходятся, чтобы сообща придумать рассказ в соответствии с жанром, стилем, характером музыки. [1]
Музыкально-игровые приемы, используемые в процессе пения, помогают нам научить детей петь выразительно, непринужденно, учат брать дыхание между музыкальными фразами, удерживать его до конца фразы.
Занятия с малышами я всегда стараюсь строить в виде игры, маленького сюрприза. Если у меня в руках кошка, то сначала обязательно читаю стихотворение о ней, дети поют песню, затем кошечка танцует под музыку, играет на каком-либо инструменте (барабане, погремушке), а в конце занятия она обязательно поиграет с детьми в прятки, догонялки. Та же структура остается, если я прихожу с куклой, мишкой, зайкой.
На закрепление знаний детей о поступенном движении мелодии вверх и вниз можно использовать игру «Домик-крошечка». Для ее проведения понадобится игровое поле с изображением домика с крыльцом из семи ступенек, фигурки зверей: заяц, лягушка, лиса, мышка, петушок, кошка, собака, птичка.
Музыкальный руководитель поет:
Стоит в поле теремок, теремок.
Как красив он и высок, да высок.
По ступенькам мы идем, все идем.
Свою песенку поем, да поем.
Приходите в теремок, в теремок,
Будем печь большой пирог, да пирог.
Персонаж идет по ступенькам вверх и поет первую фразу: «По ступенькам я иду...», затем, стоя у входа в домик, поет вторую фразу: «В дом чудесный захожу!», придумывая свой мотив, — и «заходит» в дом. Каждый ребенок, придумывая мотив второй фразы, не должен повторять чужой мотив. Когда все персонажи «зайдут» в дом, начинается постепенное движение вниз, в обратном порядке.
Персонаж спускается по ступенькам и поет: «По ступенькам вниз иду...», затем, стоя у первой ступеньки, допевает вторую фразу: «Пo тропиночке уйду», также придумывая свой мотив этой фразы, и уходит. [4]
На закрепление знаний о высоте звука (высокий и низкий), развитие детского творчества можно предложить дидактическую игру «Музыкальные птенчики». Изготавливается картина с изображением дерева, ветки которого расположены в виде нотоносца; птички— 5 штук, набор шапочек для «птичек», карточка с изображением дерева, ветки которого расположены в виде нотоносца, по 5 птичек на каждого ребенка. Музыкальный руководитель: Наступила весна, вернулись из теплых краев птицы, свили гнезда и вывели птенчиков. Обрадовались птенчики, что научились летать, и стали с веточки на веточку порхать, песенки петь.
Музыкальный руководитель выбирает несколько детей, надевает на них шапочки птички-мамы и птенчиков и дает им в руки изображения птиц.
Дети поют:
Мы птенчики веселые,
Умеем мы летать
И с веточки на веточку
Нам весело порхать.
1 вариант (для детей младшего возраста)
Ребенок, изображающий маму, ставит птицу на нижнюю веточку и поет импровизированную песенку низким голосом:
А мамочка волнуется:
Лети-ка, птенчик, вниз!
Спою я колыбельную,
И ты уснешь, малыш!
Дети, изображающие птенчиков, прикладывают птенчиков к веткам повыше и поют высокими голосами:
Не хочу к тебе лететь,
Буду здесь я песни петь.
II вариант (для детей старшего возраста)
Выбирается мама-птичка и птенчики. Дети-птенчики поют свою песенку и раскладывают изображения по верхним веткам дерева, называя их по именам: птенчик Ре, птенчик Си и т. д. Затем свою песенку поёт мама, она «слетает вниз» и зовет к себе малышей.
Каждый птенчик поочерёдно пропевает свой звук «слетает» с дерева и садится рядом с мамой. По окончании игры все дети пропевают имена (названия нот) птенчиков и возвращают их на веточки. Уже при повторном проведении игры дети точно знают, что мама поет низким голосом, а птенчики высоким. [4]
Игра «Поезд» на распределение слухового внимания. Один ребенок выбирается машинистом, остальные исполняют роли пассажиров поезда. Вдоль стены расставлены стулья, на которых сидят игроки. На нечетные такты машинист дает протяжный сигнал «Ту!». На четные – пассажиры поют песню по фразам. [1]
1. Ту-у-у-у,
Вот мы на вокзале.
Ту-у-у-у,
Мы билеты взяли.2. Ту-у-у-у,
Дым густой поднялся.
Ту-у-у-у,
И гудок раздался.3. Ту-у-у-у,
Скорый поезд мчится.
Ту-у-у-у,
Быстро, словно птица.4. Ту-у-у-у,
Звуки нам знакомы.
Ту-у-у-у,
Едем далеко мы.
В процессе систематических занятий по движению у ребят развивается музыкально-слуховое восприятие. Детям постепенно приходится вслушиваться в музыку для того, чтобы одновременно точно выполнять движения. А помочь передать свои ощущения в движениях опять же помогут игровые приемы.
На моих музыкальных занятиях для движений отводится значительное время. Дети учатся замедлять и ускорять движения, важно научить их непринужденно двигаться, без зажатости, действовать в соответствии c образами, характером и динамикой музыки.
Для малышей больше всего свойственны подражательные движения, поэтому желательно использовать игровые ситуации с использованием игрушек, с помощью которых можно побуждать детей к выполнению несложных действий под музыку. Например, в игре «Кто в деревне живет?», дети могут не только определить, какие животные живут в деревне (курочка, кошка, корова, лошадка и т.д.), но и передать движением образы этих животных.
Для развития устойчивости внимания при воспроизведении ритмических рисунков я использую игру «Раз-два». Эта игра проводится под музыку танцевального характера, например – «Летки-енки» Р.Лихтенене. На первую и третью четверти нечетных тактов дети выполняют пружинки, считая вслух «Раз-два!». На четные такты – действия по тексту.
1т. – Раз, два! 5т. – Раз, два!
2т. – Хлоп-хлоп-хлоп. 6т. – Шлеп-шлеп-шлеп.
3т. – Раз, два! 7т. – Раз, два!
4т. – Топ-топ-топ. 8т. – По-во-рот!
Первый раз дети выполняют игру, стоя лицом в круг, на повторении – разворачиваются спиной в круг. [1]
Еще одна игра на развитие ритмической памяти и метрического чувства «Прыг, прыг, скок». Ребенок, выбранный зайчиком, сидит в кругу. Дети, взявшись за руки, спокойным шагом с песней идут по кругу на 1-е и 2-е предложения. На третье – они останавливаются и хлопают в ладоши на акценты, на которые «зайчик» прыгает с продвижением вперед. До кого «зайчик» допрыгнет, тот становится на его место в центр круга. Игра повторяется. [1]
Что ты, заинька, сидишь?
Что ты, заинька, молчишь?
Раз прыжок, два прыжок!
Прыг, прыг, скок!
Очень важны игры для развития творчества в воображении, движениях, пантомиме и театрально-игровой деятельности. Таким играм придается особое значение. Вот одна из таких игр.
Игра «Отгадай, кто мы». Выбирается ведущий. Ему сообщают, что в его отсутствие дети превратятся в животных (время года или какой-то предмет). Ведущий выходит из комнаты, играющие договариваются и приглашают ведущего. Движениями дети показывают, во что они превратились (например, слонов, зайцев, дождливую погоду, художников, строителей, дровосеков и т.д.), а ведущий отгадывает и, отгадав, расколдовывает. [3]
Знакомиться и играть на музыкальных инструментах мы начинаем уже в 1 младшей группе. Этот вид деятельности является для детей очень интересным и увлекательным, но гораздо интереснее и качественнее он проходит, если создана игровая ситуация.
Например, к малышам на занятие пришла куколка, которая «послушала» колыбельную песенку, спетую детьми, и заснула. Для того чтобы ее разбудить я предлагаю детям поиграть на ложках. Так проходит наше первое знакомство с музыкальными инструментами.
С детьми постарше для знакомства с другими инструментами можно использовать «Веселый кубик». На столике лежат музыкальные инструменты: бубен, барабан, маракасы, ложки, колокольчик, треугольник. Эти же инструменты изображены на гранях кубика. Дети стоят в кругу и передают кубик под музыку друг другу со словами:
Все играет и поет,
Кубик скажет, кто начнет!
Ребенок, который бросал кубик, называет изображенный на верхней грани инструмент, берет его со стола и играет знакомую несложную мелодию. Остальные дети ему хлопают. Игра повторяется несколько раз. [2]
Очень интересно упражнение «Кукушка», развивающее воображение при игре на металлофоне. Сначала я объясняю детям, что песенка кукушки короткая, всего из двух звуков. Затем показываю пластины металлофона с нотами «соль» и «ми». Дети сами пробуют подобрать песню кукушки. В процессе подбора песенки мы выясняем, как нужно сыграть: «ми-соль» или «соль-ми»? Ребенок должен сам прислушаться и ответить. [3]
Работая с детьми в данном направлении, становится понятно, что систематическое применение на занятиях дидактических игр, создание игровых ситуаций, в конечном итоге приводит к возникновению интереса у детей к музыке, способствует быстрому усвоению музыкального материала.
Используемая литература:
- Анисимова Г.И. 100 музыкальных игр для развития дошкольников. – Ярославль, 2007.
- Матвиенко Е.Ю. Веселые кубики. // Музыкальный руководитель 5/2008.
- Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997.
- Роот З.Я. Музыкально-дидактические игры для детей дошкольного возраста. Пособие для музыкальных руководителей. – М., 2004.