Педагогический практикум для родителей "В страну знаний"

Разделы: Работа с родителями


Воспитание детей – не только радость, но и большая ответственность, и большой труд. Недостаточно обеспечить материальное благополучие – необходимо, чтобы каждый ребёнок рос в условиях душевного комфорта и добропорядочности. Очень важным является то, какое участие принимают родители в психическом развитии ребёнка.

Опыт работы в психолого-медико-педагогических консультациях показывает, что часто даже самые заботливые родители упускают время, наиболее благоприятное для формирования тех или иных психических функций и качеств личности. Закладывают этот фундамент родители, и делать это лучше всего при активной творческой деятельности самого ребёнка.

Важная роль в этом отводится игре. Игровая мотивация побуждает ребёнка подчиняться правилам, учитывать позицию партнёра, слушать его, формулировать свои мысли так, чтобы они были понятны другим, при всём этом овладевать новыми знаниями и умениями.

В настоящее время родителям предлагается большое количество книг и тетрадей, предназначенных для тренировки у детей разнообразных навыков. Для того чтобы родители могли уверенно, активно и свободно играть с ребёнком, педагогом-психологом дошкольного учреждения предлагается познавательно-игровое занятие для родителей с детьми «В Страну Знаний».

Цель: помочь родителям овладеть игровыми способами познавательного общения с ребёнком для укрепления его желания учиться.

Задачи:

  • вовлечь родителей в игровой диалог с детьми;
  • помочь осознать родителям важность их активного участия в развитии и воспитании ребёнка;
  • создать атмосферу общности и эмоциональной взаимоподдержки.

Познавательно-игровое занятие для родителей с детьми «В Страну Знаний»

Добрый вечер, уважаемые родители и дорогие дети!
Сегодня у нас необычное занятие, где будущие ученики продемонстрируют свою подготовку к обучению в школе, а родители повысят уровень своей воспитательной компетентности.

Совсем скоро ваш ребёнок переступит порог школы. Для того чтобы он успешно выполнял новые обязанности, родителям необходимо так организовать воспитание, чтобы к концу дошкольного возраста дети достигли определённого уровня физического, социального и психического развития. А поможет вам в этом наше совместное занятие «В Страну Знаний».

Важнейшим инструментом человеческого познания является рука. Очень важно к школе укрепить ведущую руку, научить ребёнка правильно держать ручку – это облегчит овладение навыками письма. Чтобы укрепить большой, указательный и средний пальцы, можно организовать для них простой массаж.

1. Возьмите карандаш с гранями. Положите его между горизонтально расположенными ладонями. Перемещайте ладони вперёд-назад, совершая энергичные движения от начала ладоней до кончиков пальцев.
2. Возьмите карандаш подушечками большого и указательного пальцев в вертикальном положении. Перетирающими движениями кончиками пальцев перекатывайте карандаш вперёд-назад, слегка нажимая на него. Аналогичный самомассаж сделайте большому и среднему пальцам, большому и безымянному, большому и мизинцу.
3. Зажмите карандаш вторыми фалангами указательного и среднего пальцев и «шагайте» по столу этими пальчиками, удерживая карандаш.

Следующие игры для пальчиков развивают очень важные межполушарные связи.

  1. «Колечко». Поочерёдно соединяйте пальцы в кольцо с большим пальцем, ускоряя темп, в прямом и обратном порядке.
  2. «Кулак-ребро-ладонь». Последовательно выполняйте три положения руки на плоскости стола. Сначала правой, затем – левой, затем – двумя руками вместе.
  3. «Голова-живот». Одновременно одной рукой гладить по голове, а другой похлопывать по животу. Затем поменять положение рук.

В практике часто можно наблюдать детей, которые при нормальном умственном развитии показывают низкие результаты в какой-либо деятельности. А причиной тому – несформированность внимания. Этому тоже можно помочь.

1. Повторите за мной! (ритмичные хлопки в ладоши)
2. Картинка «Что изменилось?»
3. Работа с фланелеграфом. Поместите в правый верхний угол большой красный треугольник. В левый нижний угол прикрепите маленький синий квадрат. В центре доски должен находиться жёлтый круг, а слева от него прикрепите круг поменьше.
4. Предложите ребёнку одновременно рассказывать стихотворение и рисовать что-то карандашом на листе бумаги.
5. Попросите подчёркивать букву «О» и одновременно считать удары карандашом.
6. Участники образуют круг. Ведущий бросает мяч и просит:

«Продолжите название сказки»

Гуси… Заюшкина…
Красная… Гадкий…
Аленький… Царевна…
Бременские… Цветик…

Игра «Волшебная палочка»

Дом-домик-домище
Мост-мостик-мостище
Дождь-дождик-дождище
Самолёт-самолётик-самолётище

Игра с мячом «Скажи наоборот» или «Вредный ребёнок»

Зима-лето
Жара-холод
Правда-ложь
Смеяться-плакать
Полезный-вредный
Близкий-далёкий
Ложиться-вставать
Говорить-молчать

Игра «Кто как голос подаёт?»

Воробей – чирикает лев – рычит
Кузнечик – стрекочет рыба – молчит
Лошадь – ржёт корова – мычит
Жук – жужжит лягушка – квакает
Ёжик – фыркает ворона – каркает
Цыплёнок – пищит свинья – хрюкает

Игра «Кто где живёт?»

Муравей – в муравейнике птичка – в гнезде
Медведь – в берлоге акула – в море
Щука – в реке пчёлы – в улье
Белка – в дупле волк – в логове
Собака – в конуре конь – в конюшне

Следующие игры помогут ребёнку в овладении грамматическими способностями.

1. Отгадай, какие буквы спрятались?

Какие звери и птицы спрятаны?

2. «Наблюдательный фотограф». Я назову звук, а вы будете фотографировать предметы на этот звук. ( р, с ).

Предлагаю поиграть в выдающихся математиков и потренировать навыки счёта, логическое мышление и воображение.

Вы пришли в поликлинику. У кабинета врача большая очередь. Чтобы отвлечься от скучного ожидания, мама вам предложила такие логические задачки.

1. Дети лепили снежную бабу. После прогулки на батарее сохло 8 варежек. Сколько было детей?
2. Из дупла выглядывало 6 беличьих ушек. Сколько белок сидело в дупле?
3. Бревно распилили на три части. Сколько сделали распилов?

У кого больше лап – у кошки или попугая?
хвостов – у собаки или лягушки?
Чего в реке больше – рыбы или окуней?
Кого у вас в группе больше – детей или мальчиков?
Назови число от 3 до7.
Какое число стоит после 8?
Если к моему числу прибавить 1, то получится 10. какое число я задумала?
Скажи, что бывает круглым?
Что бывает прямоугольной формы?

Память позволяет нам сохранять то, что мы приобретаем из практического опыта. С хорошей памятью человек оказывается более приспособленным к жизни, лучше адаптируется в новых условиях и быстрее усваивает новые знания.

1. Зрительная память. Предлагается две картинки, на второй изменено расположение предметов и их количество. «Что изменилось?»

2. Слуховая память. Запомните пары слов:

окно-цветок
чашка-молоко
нога-палец
лыжи-холод
книга-учитель
дорога-машина

Педагог называет первое слово, ребёнок вспоминает второе.

3. Двигательная память. «Волшебный мешочек». Одной рукой ребёнок нащупывает буквы (геометрические фигуры) в мешочке, другой – зарисовывает мелом на доске.

Мышление – один из наиболее сложных психических процессов. Овладение мыслительными операциями будет успешным, если оно происходит в непосредственной деятельности.
Круги Эйлера. Расположите на доске два круга (красный и чёрный) так, чтобы они пересекались друг с другом. Возьмите три магнита и предложите ребёнку разместить их так, чтобы

– в красном было 2, а в черном 1;
– в красном – 3 и в чёрном – 3;
– в красном – 2 и в чёрном – 2;

Прибавьте ещё один магнит.

– в красном – 3, в чёрном – 4;
– в красном – 4;
– в красном – 2, в чёрном – 2;
– в красном –3, в чёрном – 3.

Очень важным качеством, необходимым для любой деятельности, является сформированность волевых усилий. Следите, чтобы ребёнок доводил начатое дело до конца, не перескакивал с одного дела на другое, учите детей планировать свою деятельность. Ребёнок должен уметь видеть и разделять радости и огорчения других, приходить на помощь по собственной инициативе, разрешать конфликты нравственными способами.
В заключении хотелось бы напомнить, что подобные игры нельзя превращать в повинность, чтобы не отбить у ребёнка желание заниматься. Прежде всего заинтересуйтесь этим сами. И помните! Быстрее всего и легче всего детьми усваивается личный пример родителей.

Главным условием полноценного развития в детском возрасте является целенаправленное и грамотное руководство со стороны родителей.

Успехов вам и терпения!