Элективный курс рассчитан на учащихся 9
классов и посвящен систематическому изложению
материала , связанного с понятием модуля числа и
его применения при решении задач на экзаменах.
Программа курса рассчитана на 17 учебных часов.
Цели курса.
- Образовательная (обучающая):
- Научить разным методам решения задач, в которых присутствует модуль числа.
- Развивающая.
- Развивать умение преодолевать трудности при решении задач разного уровня сложности, формировать логическое мышление.
- Воспитательная.
- Формирование логического, абстрактного, эвристического, системного мышления.
Потребность в проведении курса возникла в связи с тем , что:
- в учебных пособиях мало заданий с модулем числа.
- не разобраны в системе методы и приёмы решения задач с модулем.
- нет развернутых тем в стандартах образования по модулю числа.
- задачи с модулем систематически встречаются на ЕГЭ и при поступлении в различные учебные заведения.
Курс в основном предназначен для учащихся,
увлекающихся математикой, но благодаря
содержанию курс может быть интересен и другим
категориям школьников.
Курс построен на материале “Алгебра 7 – 9 кл.”.
Содержание курса качественно отличается от
базового тем , что в нем будут изучаться многие
замечательные задания с модулем числа , т.к. у них
своя специфика. Это и уравнения, неравенства,
графики, которых нет в учебниках.
Основные задачи проведения курса:
- проведение правильного отбора содержания;
- проведение доступного изложения материала и составление системы упражнений;
- выявлялся тот материал и те задания, которые вызывали наибольшие затруднения у учеников.
- определение эффективности усвоения материала посредством второй диагностической работы
- выявить заинтересованность учащихся в изучении данной темы.
Курс обеспечен следующей литературой. (Приложение 1)
Возможны следующие виды деятельности учащихся:
- устное сообщение;
- написание рефератов, докладов, творческих работ;
- проекты.
Учащимся можно самостоятельно выбирать вид
отчетной работы; литературу.
Критерии успешной работы учащихся: при
выполнении не менее 3 работ ученик получает
зачет.
Динамика интереса в процессе обучения:
- анкетирование
- диагностические работы
- собеседования в процессе работы.
Форма итоговой отчетности: «МАТЕМАТИЧЕСКИЙ БОЙ» (Приложение 2)
Содержание курса
№ |
Название темы |
Кол-во часов всего |
Кол-во лекций |
Практика |
Форма занятия |
Образовательный продукт |
1 | Модуль действительного числа. История происхождения. |
1 |
1 |
|
Анкета, диагностическая работа № 1. | Устные сообщения |
2 | Основные свойства модуля числа. Геометрический смысл модуля числа. | 1 |
1 |
|
Лекция с элементами практики. | Таблица “Свойства модуля» |
3 | Модуль числа в алгебраических преобразованиях. | 2 |
1 |
1 |
Практикум. | Творческие работы учащихся |
4 | Решение уравнений вида: |х| = а, |х – b| = а, |f(х)| = а, |f(х)| = g(х) | 3 |
1 |
2 |
Лекция, практикумы. | Выступление в парах. |
5 | Решение уравнений вида |х – b| + |х – с| = а | 2 |
1 |
1 |
Занятие-исследование, урок одной задачи | Работа с литерат., доклад. |
6 | Решаем неравенства вида |х| < а, |х| > а | 2 |
1 |
1 |
||
7 | Построение множества точек на коорд. прямой, плоскости, содержащих знак модуля числа. | 2 |
1 |
1 |
Занятие-эксперимент. | Таблицы с множ-вами. |
8 | Построение графиков функций: у = |х, у = а|х|, у = а|х – m| + b, у = |f(х)| | 3. |
1. |
2. |
Диагностическая работа № 2на 3 занятии. | Таблицы с модулями графиков. |
9 | Итоговое занятие. | 1 |
|
1 |
Математический бой. | Различные способы решения задач. |
Требования к умениям и навыкам учащихся.
- должны знать определение модуля числа и его геометрическую интерпретацию.
- уметь решать простейшие уравнения и неравенства с модулем.
- уметь строить графики функций с модулем.
- уметь выполнять алгебраические преобразования с модулем числа.
Время проведения: наименее загруженный день.
Дополнительные материалы издательства «Учитель», которые использовались для работы по данной теме. (Приложение 3)