Цель урока: закрепить умения учащихся о способах действия при выборе правильного написания -ться и -тся в глаголах.
Задачи:
- Отработать способ действия при выборе написания -ться и -тся, вести работу по предупреждению наиболее распространённых и устойчивых ошибок в написании данной орфограммы.
- Развивать умение высказываться на грамматическую тему, сопоставлять, анализировать, развивать орфографическую зоркость.
- Воспитывать положительное отношение к учёбе, к знаниям; интерес к устному народному творчеству.
Оборудование: мультимедийная презентация, карточки.
ХОД УРОКА
I. Организация урока (Приложение. Слайд 1)
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороват…ся:
– Доброе утро – улыбчивым лицам.
И каждый становит…ся
Добрым, доверчивым.
Доброе утро продлит…ся
до вечера!
– Здравствуйте, ребята, садитесь. Запишите
число, классная работа.
– По данному приветствию определите тему
урока. (Приложение.
Слайд 2)
II. Минутка чистописания (Приложение. Слайд 3 )
-тся
-ться
– Придумайте по одному глаголу с данными
суффиксами и запишите их. (Приложение.
Слайд 4)
Не стыдно (не ) знать, стыдно (не) учит..ся.
– Объясните пропущенные орфограммы.
– Дайте смысловое значение данной пословицы.
IІІ. Актуализация знаний учащихся
ІV. Словарная работа (Приложение. Слайд 5)
К….мандир, д…ректор, ж…лать, в…лшебник, р…шать, св…ркать, к…питан, г…товить.
– На какие две группы можно
разделить эти слова?
– От каких из этих глаголов можно образовать
новые, с помощью суффиксов -ться, -тся?
Одновременно проводится индивидуальная работа учащихся по карточкам.
Карточка № 1.
Замените существительные однокоренными глаголами, поставив их в неопределенной форме.
Увлечение, наслаждение, раздражение, удаление.
Карточка № 2.
Поставьте глаголы в неопределённой форме.
Тащимся, мчимся, рассержусь, улыбаюсь.
Карточка № 3.
Поставьте глаголы в неопределённой форме.
Умываемся, собираемся, возвращаюсь, приближаюсь.
– Давайте вспомним, что мы уже знаем о глаголе? (Приложение. Слайд 6)
– Помни: вопрос – твой помощник!
Что делает?
Что делать?
Что сделает?
Что сделать?
бросится броситься
нравится
нравиться
удивится удивиться
вернутся вернуться
– Существует еще один способ действия при
определении правильного написания – -тся
и -ться в глаголах. (Приложение.
Слайд 7)
– Посмотрите внимательно на таблицу. От чего в
данном случае зависит написание ь?
Работа с таблицей:
– Откройте учебник на стр. 101 и прочитайте
правило. Проверьте правильность ваших выводов.
Обратите внимание на обозначение орфограммы.
– От чего же зависит написание -ться
и -тся в глаголах?
Физминутка
Потянуться, отдохнуть,
Глубоко теперь вздохнуть.
Встать, умыться,
Кашу съесть,
Поскакать легонько,
На коленочки присесть.
Встать, попрыгать, посмеяться,
Покружиться, покачаться,
Поклониться, распрямиться
И опять начать трудиться.
V. Тренировочные упражнения
1. Аукцион пословиц, содержащих слова на изучаемую орфограмму.
– Запишите пословицы, обозначая изученную орфограмму. (Приложение. Слайд 8)
Друзья (что делают?) познаются (3-е л.) в
беде.
Трус своей тени (что делает?) боится (3-е л.)
Всякий человек в деле (что делает?) познаётся
(3-е л.)
У него дело из рук (что делает?) валится (3-е
л.)
Несчастья (что делать?) бояться (неопр. ф.),
так и счастья (что делать?) невидать (неопр.
ф.)
Не стыдно не знать, стыдно (что делать?) не
учиться (неопр. ф.)
За всё (что делать?) браться (неопр. ф.) –
ничего не сделать.
2. Работа по учебнику № 1, стр. 102 (Приложение. Слайд 9)
3. Исправь ошибки в тексте и докажите. (Приложение. Слайд 10)
В зоопарке проживает много зверей. Крошечные медвежата резвяться в своей клетке. Львёнок Сенечка пытается укусить сваю маму. Обезьяна держиться за ветку и сладко спит. Семейство тигров дружно умывается. Интересно ухаживать за животными и заботится о них.
4. Внимание! Не путайте формы этих глаголов с существительными, которые оканчиваются на -ца! (Приложение. Слайд 11)
Переносица – переносится
Водица – водиться
Спица – спится
– Составьте с этими словами словосочетания, чтобы было ясно лексическое значение слов.
Болит переносица – собрание переносится
Чистая водица – не надо с ним водиться
Острая спица – ему не спится
5. Заменить словосочетания одним словом. Запишите глаголы в начальной форме и в форме 3 лица ед.ч.
- Проявлять стремление стремиться – стремится
- Испытывать волнение волноваться – волнуется
- Допускать ошибки ошибаться – ошибается
- Принять решение решиться – решится
- Чувствовать радость радоваться – радуется
(Приложение. Слайд 12)
6. Домашнее задание (Приложение. Слайд 13) № 2, стр.101.
7. Итог урока. Рефлексия
– Когда в глаголах, оканчивающихся на -тся пишется Ь?
Выставление оценок за урок.
– Подарите друг другу и мне свои улыбки, если у
вас настроение хорошее, ваша работа на уроке
понравилась вам, урок был интересный.
– Как приятно видеть ваши радостные лица!