"Отработка правописания -тся, -ться в глаголах". Урок русского языка в 4-м классе

Разделы: Начальная школа


Цель урока: закрепить умения учащихся о способах  действия при выборе правильного написания -ться и -тся в глаголах.

Задачи:

  • Отработать способ действия при выборе написания -ться и -тся, вести работу по предупреждению наиболее распространённых и устойчивых ошибок в написании данной орфограммы.
  • Развивать умение высказываться на грамматическую тему, сопоставлять, анализировать, развивать орфографическую зоркость.
  • Воспитывать положительное отношение к учёбе, к знаниям; интерес к устному народному творчеству.

Оборудование: мультимедийная презентация, карточки.

ХОД УРОКА

I. Организация урока (Приложение. Слайд 1)

Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороват…ся:
– Доброе утро – улыбчивым лицам.
И каждый становит…ся
Добрым, доверчивым.
Доброе утро продлит…ся
до вечера!

– Здравствуйте, ребята, садитесь. Запишите число, классная работа.
– По данному приветствию определите тему урока. (Приложение. Слайд 2)

II. Минутка чистописания (Приложение. Слайд 3 )

-тся                                 -ться
– Придумайте по одному глаголу с данными суффиксами и запишите их.  (Приложение. Слайд 4)

Не стыдно  (не ) знать,  стыдно (не) учит..ся.

– Объясните пропущенные орфограммы.
– Дайте смысловое значение данной пословицы.

IІІ. Актуализация знаний учащихся

ІV. Словарная работа (Приложение. Слайд  5)

К….мандир, д…ректор, ж…лать, в…лшебник, р…шать, св…ркать, к…питан, г…товить. 

 – На какие две группы можно разделить эти слова?
– От каких  из этих глаголов можно образовать новые, с помощью суффиксов -ться, -тся?

Одновременно проводится индивидуальная работа учащихся по карточкам.

Карточка № 1.

Замените существительные однокоренными глаголами, поставив их в неопределенной форме.

Увлечение,  наслаждение, раздражение, удаление.

Карточка № 2.

Поставьте глаголы в неопределённой форме.

Тащимся, мчимся, рассержусь, улыбаюсь.

Карточка № 3.

Поставьте глаголы в неопределённой форме.

Умываемся,  собираемся,  возвращаюсь,  приближаюсь.

– Давайте вспомним, что мы  уже знаем о глаголе? (Приложение. Слайд 6)

– Помни: вопрос – твой помощник!

Что  делает?                                          Что  делать?
Что  сделает?                                        Что  сделать?
бросится                                                броситься
нравится                                                нравиться
удивится                                                удивиться
вернутся                                                 вернуться

– Существует еще один способ действия при определении правильного написания -тся и -ться в глаголах. (Приложение. Слайд 7)
– Посмотрите внимательно на таблицу. От чего в данном случае зависит написание ь?

Работа с таблицей:

 

– Откройте учебник на стр. 101 и прочитайте правило. Проверьте правильность ваших выводов. Обратите  внимание на обозначение орфограммы.
– От чего  же зависит написание -ться и -тся в глаголах?

Физминутка

Потянуться, отдохнуть,
Глубоко теперь вздохнуть.
Встать, умыться,
Кашу съесть,
Поскакать легонько,
На коленочки присесть.
Встать, попрыгать, посмеяться,
Покружиться, покачаться,
Поклониться, распрямиться
И опять начать трудиться.

V. Тренировочные упражнения

1. Аукцион пословиц, содержащих слова на изучаемую орфограмму.

– Запишите пословицы, обозначая изученную орфограмму. (Приложение. Слайд  8)

Друзья (что делают?) познаются (3-е л.) в беде.
Трус своей тени (что делает?) боится (3-е л.)
Всякий человек в деле (что делает?) познаётся (3-е л.)
У него дело из рук (что делает?) валится (3-е л.)
Несчастья (что делать?) бояться (неопр. ф.), так и счастья (что делать?) невидать (неопр. ф.)
Не стыдно не знать, стыдно (что делать?) не учиться (неопр. ф.)
За всё (что делать?) браться (неопр. ф.) – ничего не сделать.

2. Работа по учебнику  № 1, стр. 102  (Приложение. Слайд 9)

3. Исправь ошибки в тексте и докажите. (Приложение. Слайд  10)

В зоопарке проживает много зверей. Крошечные медвежата резвяться в своей клетке. Львёнок Сенечка пытается укусить сваю маму. Обезьяна держиться за ветку и сладко спит. Семейство тигров дружно умывается. Интересно ухаживать за животными и заботится о них.

4. Внимание! Не путайте формы этих глаголов с существительными, которые оканчиваются на -ца! (Приложение. Слайд 11)

Переносица – переносится
Водица – водиться
Спица – спится

– Составьте с этими словами словосочетания, чтобы было ясно лексическое значение слов.

Болит переносица – собрание переносится
Чистая водица – не надо с ним водиться
Острая спица – ему не спится

5. Заменить словосочетания одним словом. Запишите глаголы в начальной форме и в форме 3 лица ед.ч.

  1. Проявлять стремление        стремиться – стремится
  2. Испытывать волнение        волноваться – волнуется
  3. Допускать ошибки               ошибаться – ошибается
  4. Принять решение                решиться – решится
  5. Чувствовать радость        радоваться – радуется

(Приложение. Слайд 12)

6. Домашнее задание (Приложение. Слайд 13)  № 2, стр.101.

7. Итог урока. Рефлексия

– Когда в глаголах, оканчивающихся на -тся пишется Ь?

Выставление оценок за урок.

– Подарите друг другу и мне свои улыбки, если у вас настроение хорошее, ваша работа на уроке понравилась вам, урок был интересный.
– Как приятно видеть ваши радостные лица!