План открытого занятия "Азбука театра. Кукла"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели  и задачи:

  1. Формирование знаний о происхождении кукол, материалах из которых они изготавливаются.
  2. Развитие речи, мелкой моторики, развитие навыков работы с бумажной аппликацией.
  3. Воспитание бережного отношения к вещам(игрушкам).

Оборудование:

  1. Куклы (старинные и современные, из различных материалов, фабричные и самодельные);
  2. Декорация детской комнаты; корзинка с буквами, раздаточный материал;
  3. Наглядное пособие “Азбука театра”, плакаты;
  4. Шаблоны и выкройки для бумажной куклы; магнитофон и СД-диски.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Традиционное приветствие воспитанников студии “Ромашка” .

2. Сценическая речь (работа на ковре).

Артикуляционная гимнастика: “укольчики”, “чешим губки”, “дразнилка”, “язычок”, “хоботок”.
Пальчиковые игры: “краб”, “ножницы”, “ веер”.
Ритмические игры: “Дождик”, “Ехали медведи”, “Снежок”.
Речевые разминки: скороговорки – “Про зайца”, “33 корабля”, “Про покупку”; На диапазон голоса – “Попугай”.

3. Повторение пройденного (работа за партами).

Работа по страничкам “ Театральной азбуки”. Опрос.

4. Изучение нового материала.

– Буква из корзинки; буква “К”
– Буковки– подружки в тетрадку(приклеиваем разноцветные буковки из оракула в тетрадки);
– Ищем слова на букву К; (дети называют знакомые слова на букву “К”)

Педагог: А новое слово из нашей Театральной Азбуки мы отправимся искать в гостях у девочки Оли. (Работа на сцене)

Девочка: (поет песенку о себе) Здравствуйте, меня зовут Оля! Это моя детская комната. Здесь мои самые любимые игрушки и книжки. Ребята, а у вас есть любимые игрушки? (Дети отвечают.)

Девочка: Как здорово! А хотите я вам открою один секрет? Мне сегодня подарили новую куклу! Только я ее еще не видела! А может быть вместе посмотрим? (Открывает коробку, появляется кукла, танцует.)

Кукла: Здравствуйте! Я кукла Лиза!

Девочка: Ой, она говорящая! Никогда такой не видела! У меня есть куклы с закрывающимися глазками. Но говорящей не было никогда!

Кукла: На свете много разных необычных, удивительных кукол! Вы видели когда-нибудь игрушки сделанные из кукурузы или сыра? А играли куклами из стекла или камня?

Педагог: Все это очень интересно! Я. думаю, нашим волшебникам очень интересно будет узнать какие бывают куклы !Да ,куклы окружали человека всегда. В куклы играли и в бедных лачугах и в богатых дворцах. Но не всегда кукла была игрушкой. Кукол использовали для ритуалов и обрядов, куклы изображали богов. Позже кукла становиться украшением, по нарядам старинных кукол можно судить о моде того времени. Но, все же, кукла во все времена была любимой игрушкой детворы, (сопровождается демонстрацией картинок) А из чего же куклу можно сделать?

Девочка: Игрушки можно сделать из ткани…(сопровождается демонстрацией кукол) Ее можно связать.

Рукодельница-мастерица
Весь вечер вязала на спицах.
Не платочек, не шарф и не шапка –
Ярко – рыжая связана лапка,
Хвост колечком, курносый носик –
И залаял веселый песик.

Кукла: А еще куклы бывают из глины…

Девочка: ..из соломы…

  • Золотистая солома, без сомненья, всем знакома.
    Словно сказочные феи поколдуем мы над нею:
    Соберем ее в пучочек и повяжем подсочек,
    Лоскуточек ситца тоже пригодится.
    Вот из всех стараний наших получилась кукла Маша!

Кукла: …из фарфора…

Девочка: …из пластмассы …

Кукла:…из дерева…

Погляди скорее – щечки розовеют,
Пестренький платочек, платьице в цветочек,
Пухленькие крошки – рисские матрешки.
Чуть лишь испугаются, все в кружок сбегаются,
Прячутся друг в дружке шустрые подружки.

Девочка: А еще игрушки бывают механические, их можно завести и они будут двигаться! (Демонстрация кукол , с возможностью для детей все потрогать и посмотреть.)

Педагог: А теперь мы посмотрим, какие самые не обычные игрушки были в разные времена у разных народов. Игрушки из колосков, из зернышек, из кусочков зеркал, из сыра и т.д. (Сопровождается демонстрацией картинок.)

Девочка: А еще куклы бывают театральные.

Педагог: Конечно! У них даже есть свой театр, он так и называется Театр кукол. И мои маленькие волшебники с такими куклами уже знакомы. (Демонстрация кукол, дети называют их – перчатка, марионетка, тростевая, наручная, пальчиковая, ростовая, Андрюшка.)

Педагог: Спасибо, девочка Оля и кукла Лиза за интересное путешествие. Мы узнали новое слово – КУКЛА. А кукла – это игрушка, которая изображает человека или животное. (Работа в тетрадях, приклеиваем рядом с буквой “К” новое слово “КУКЛА” и картинку.)

4. Изготовление куклы.

Педагог: Мы узнали, что в разные времена кукол делали из разных материалов, современных кукол делают на фабриках, но всегда ценились игрушки сделанные руками .Давайте и мы сделаем куклу из бумаги и картона. (Детям раздаются заготовки и отдельные элементы будущей куклы.)

Порядок изготовления Гномика (кукла на конусе):

  1. Выбрать готовый конус (на заготовке уже приклеены цветные колпачки, детям дается возможность выбрать понравившийся цвет);
  2. Приклеиваем личико (глазки, носик, ротик);
  3. Приклеиваем бороду;
  4. Приклеиваем ручки.

5. Закрепление новой темы.

Педагог:

Из чего у нас игрушки –
Куклы, мягкие зверюшки?
Из искусственного меха.
Ткани и резины,
Из пластмассы и метала,
Дерева и глины.
Из таланта и терпенья,
Из народного уменья.
Яркие, нарядные –
Игрушкам очень рады мы.

Вот какое удивительное путешествие мы совершили. Что такое КУКЛА? Какие бывают куклы? Из чего можно сделать куклу? (Дети отвечают.)

Как много интересного могут рассказать ваши игрушки! Берегите их, не ломайте, не пачкайте, вдруг через много-много лет и ваша кукла расскажет кому-то свою историю!

6. Конец урока.

Традиционное прощание студийцев – песня “Куклы пляшут и поют…”.

Литература:

  1. Ю. Алянский “Азбука театра”, Ленинград “Детская литература”, 1986.
  2. С.Образцов “Моя кунсткамера”, Москва, 1991.
  3. В.Горичева “Куклы”, Ярославль “Академия развития”, 1999.
  4. “Самые красивые и знаменитые куклы мира”, Москва “Аванта”, 2003.
  5. Е.Рагул, М.Козырева “Театр в чемодане”, Санкт-Петербург “Литера”, 1998.