Задачи:
- создание условий для построения субъектных отношений между детьми, детьми и взрослыми, для реализации новых способов общения;
- открытие новых форм сотрудничества друг с другом;
- социализация отвергнутых детей в классе;
- диагностирование межличностных связей в классе;
- обучение навыкам самопознания, самовосстановления.
Оборудование: пустой ватман, клей, листы бумаги, цветные карандаши (у каждого ученика), изображение Колючки.
ХОД КЛАССНОГО ЧАСА
I. Приветствие:
– Сегодня на классном часе мы узнаем друг о
друге что-то новое, а может быть и о себе;
определим каждый для себя место, которое
занимаем в классе, научимся расслабляться и
снимать напряжение, когда сильно устанем.
– Начнем с приветствия: по очереди называйте
свое имя и продолжайте фразу: «мне нравится …»
II. Разминка:
Следующее упражнение позволит определить,
насколько дружно вы умеете работать в группе: 2
команды строятся в шеренгу. По команде
расположитесь так, чтобы около меня стоял самый
высокий из вас, а на противоположном – у кого
самый невысокий рост.
2 задание: по цвету волос: около меня – с темными
волосами далее по светлости.
(Дети выполняют задание, затем проводится
рефлексия)
– Как можете оценить работу в группе?
– Почему было трудно?
III. Введение в игру:
– Ребята, сегодня вы окажетесь на волшебной
поляне. На ней растут самые разные цветы. Эти
цветы умеют разговаривать дружить друг с другом:
дружить и ссориться. Представьте, что вы и есть
эти цветы. Подумайте, каким цветком могли бы быть
вы, нарисуйте его на этой карточке.
(Дети рисуют на небольшом листке рисунок
цветка. Это может быть реально существующее
растение или вымышленное).
– Авторы расскажут, какие цветы они нарисовали,
остальные могут задать вопросы, если им что-то
непонятно. (самопредставление)
– Все эти цветы росли на большой солнечной
поляне. Ребята, представьте, что наш класс – это и
есть волшебная поляна. Найдите себе место на ней.
Заселите свой цветочек. (создание волшебной
поляны). Данное упражнение является одним из
методов социометрического исследования,
определение самооценки детей.
IV. Терапевтическая сказка – метафора:
На большой солнечной поляне росла одинокая Колючка. Конечно, она росла там не одно: вокруг было много цветов и трав, но Колючке казалось, что на свете она одна – одинешенька, а если кто и растет рядом, то только одни репейники. Поэтому Колючка ни с кем не дружила. Она часто смотрела в синее небо и размышляла: «Вот небо – большое, чистое и светлое, а вот – солнце – теплое, ласковое и нежное, но они так далеки от меня, так недосягаемы. А я одинока и привязана к земле». Она думала так изо дня в день и все больше сжималась от одиночества, и все тверже становились ее иголки.
V. Обучение приемам мышечной релаксации:
– Ребята, у вас так бывает, что вы чувствуете
себя одинокими, непонятыми другими, и от этого вы
внутренне сжимаетесь, напрягаетесь? Сейчас я
научу вас приемам, которые помогают людям снять
напряжение и расслабиться.
– Представьте себе, что вы – Колючка, которая
сжалась от напряжения. Напрягите сейчас мышцы
всего тела, рук, ног, высоко-высоко поднимите
плечи, сильно сожмите кулаки. А сейчас расслабьте
все части тела (3-5 раз)
– Какие у вас ощущения?
– Расслабление (релаксация) – лучше всего
ощущается после напряжения и способствует
восстановлению сил и энергии.
VI. Игра на внимание:
– Однажды колючка проснулась от чьего-то
нежного прикосновения. Она смотрела по сторонам
и увидела Солнечный Лучик.
– Привет! – сказал он ей, – уже середина лета, все
цветы цветут, а ты о чем думаешь?
– Что значит «цветут»? – удивилась Колючка. – «я
об этом ничего не знаю».
– А ты посмотри вокруг, и увидишь, – улыбнулся
Лучик.
Колючка оглянулась и впервые заметила, на какой
большой и светлой полянке она растет.
– А вы умеете быть внимательными? Сейчас сделаем
упражнение, которое включает в себя несколько
заданий. Следуйте инструкции.
№1 Молча смотрите друг на друга.
№ 2 – повернитесь друг к другу спиной.
Если ответ «да» – поднимите руку:
– У твоего соседа карие глаза?
– На лице есть родинки?
– Есть ли часы на руке?
– Назовите какого цвета верх и т.д.
VII. Игра «Войди в круг»
– Как же так? – удивилась Колючка, – здесь
такая интересная жизнь, а я ничего не видела,
смотрела в себя и грустила от одиночества. Как
глупо! Лучик!, – воскликнула она. –Помоги мне
стать такой же красивой как эти цветы. Я очень
хочу стать красивой!
– Но это же просто, – ответил Лучик, – доверься
миру, открой ему себя, и все случится само собой.
– Как это? – подумала Колючка.
– А действительно, как это? (Обсуждение. Веди себя
так, как тебе удобно , спокойно, комфортно).
Итог сказки: Как это? Но все же выпрямилась,
посмотрела по сторонам и улыбнулась. (Дети делают
тоже самое).
VIII. Итог занятия:
– Какие выводы можно сделать из
сегодняшнего занятия (Нельзя жить одному: только
по себе, надо уметь общаться с другими, иначе
превратишься в Колючку)
– Чему мы научились? Что заставило задуматься? (И
т.п. вопросы на рефлексию).