Цель:
- привлечь внимание детей к осознанию ситуации возможности
использования телефона,
а также к пониманию значения правильно построенного телефонного разговора
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей с особенностями построения отношений с другими людьми;
- познакомить с правилами вежливого разговора по телефону;
- ввести в речь детей вежливые выражения, которые сопровождают телефонный разговор.
Воспитательные:
- воспитание культуры общения;
- создание проблемной ситуации необходимости рефлексии по отношению к пользованию телефоном дома, на улице, в общественных местах
Развивающие:
- развитие речевых навыков;
- развитие способности коллективного обсуждения проблемы
Ход урока
Учитель: Ребята, я думаю, что вы все знаете предмет, который находится у меня в руках.
Ученики: Телефон.
Учитель: Ребята, а вы знаете, что первый телефонный аппарат придумал в 1876 г. человек по фамилии Белл, который работал учителем в американской школе для глухонемых. Но и у этого телефона, оказывается, были предшественники. Например, в древнем племени южноамериканских индейцев вождь племени восседал на троне и отдавал распоряжения с помощью труб, расположенных в стенах дворца.
– А какой еще способ передачи информации вы знаете?
(Дым, трещотка, колокол, семафор)
– А в наше время?
В настоящее время телефон есть почти в каждом доме, да и жизнь современного человека трудно представить без мобильного телефона, чуда ХХ века.
– Какие марки мобильных телефонов вы знаете?
– Каких операторов телефонной сотовой связи вы знаете?
(Ответы учеников)
– Очень хорошо. Теперь я вижу, что вы являетесь знатоками мобильной связи.
– А вы часто пользуетесь мобильником? (Индивидуальные ответы учеников).
Учитель: А какие правила пользования мобильным телефоном вы знаете?
1-й вариант: дети затрудняются перечислить правила культурного разговора по телефону.
– Вы видите, что мы знаем, как использовать телефон, но не знаем правил его применения. Свод таких правил называется “телефонный этикет”.
2-й вариант: дети дают правильные ответы.
– Очень хорошо. А знаете, как это называется? – “Телефонный этикет”.
Учитель: Слово “этикет” в переводе с греческого означает “обычай”. Само слово “этикет” имеет французское происхождение. На одном из пышных приемов у короля Людовика Х1У гостям вручили карточки с перечислением некоторых правил поведения. От французского названия карточек-“этикеток” и произошло слово “этикет”, которое вошло в языки народов мира.
– Сегодня и мы поговорим о телефонном этикете. На какие вопросы нам надо ответить, чтобы составить эти правила? (Где? Когда? Как?)
– Для этого давайте подсмотрим за одном телефонным разговором и затем вы скажете, на какой из трех вопросов отвечает этот сюжет.
(Просмотр видеосюжета)
Ученики: Как?
Учитель:
– Какие правила назвали герои сюжета?
– А о чем не поговорили герои сюжета?
– Какие еще правила вы можете предложить, чтобы они отвечали на вопрос “Как?”
– Составители же телефонного этикета предлагают нам еще такие правила.
(Используются карточки с правилами № 2, 3, 8, 9, 11, 12, 13, 15)
– Теперь мы постараемся ответить на вопрос “Где?”
(Карточка № 10)
– И осталось ответить на вопрос “Когда?”
(Карточка № 6)
– Более 100 лет присутствует в жизни человечества телефон.
Сначала он был таким: большим, громоздким (картинка № 1). В нем плохо было слышно и далеко не всегда удавалось дозвониться.
Мы его знаем совсем уже другим: небольшим, удобным, но, к сожалению, вышедшим из моды (картинка № 2), потому что сейчас мы пользуемся маленьким, компактным, переносным, стильным телефоном (картинка № 3).
– Проходит время, меняется техника, да и мода на нее. Но каким бы дорогим ни был бы телефонный аппарат, правила общения и его использования остаются прежними.
И впечатление о человеке складывается не по тому, какой мобильник у него в кармане, а по тому, как он умеет его использовать, общаясь с людьми, ведь древняя мудрость гласит: “Заговори, чтобы я увидел тебя”.
Мы с вами поговорили, и я увидела вас. Вы мне очень понравились.
Спасибо вам за урок!
ПРАВИЛА ЭТИКЕТА (разговор по телефону)
- Учись говорить по телефону кратко, сдержанно и вполголоса.
- Ошибся номером, обязательно попроси извинения.
- Не звоните без дела.
- Соберитесь с мыслями перед телефонным разговором.
- Начиная разговор, назовите себя.
- Не звоните позже 22.00.
- В слове “звонить” ударение ставьте на втором слоге: звоните, вам звонят, телефон звонит.
- Не этично занимать телефон длинными личными разговорами.
- Не этично обращаться с деликатными просьбами по телефону.
- Строго запрещено пользоваться телефонами в церкви, в театре, в музее.
- Не этично просматривать чужую записную книжку с номерами телефонов.
- Не этично передавать номер телефона без согласия его владельца.
- Не этично жевать во время телефонного разговора.
- Телефон для того и существует, чтобы не заходить к знакомым без предупреждения.
- Не этично вести личные переговоры в присутствии других лиц.