КВН по русскому языку

Разделы: Внеклассная работа


Цель: Развивать умение определять части; развивать орфографическую память и зоркость учащихся: совершенствовать навыки правильного письма, навыки работы в команде, развитие кругозора детей, обогащение словарного запаса.

Оборудование: карточки с заданиями, художественные произведения, энциклопедия.

Ход КВНа

Учитель: Здравствуйте ребята! Сейчас мы проведем внеклассное занятие по русскому языку. Русский язык по праву считается одним из самых богатых и выразительных языков мира. О силе, красоте родного языка писали Ломоносов. Пушкин, Гоголь, Толстой, Чехов. Язык есть исповедь народа, В нем слышится его природа. Его душа и быт родной... П. Вяземский.

1) Наше занятие не совсем обычное: сегодня мы играем в КВН (идет музыка)

2) Приветствие команд

Учитель:

Мы веселые ребята
И не любим мы скучать
С удовольствием мы с вами
Будем в КВН играть!

1-я команда:

Мы отвечали дружно
И здесь сомнений нет.
Сегодня будет дружба
Владычицей побед.

2-я команда:

И пусть острей кипит борьба.
Сильней соревнование
Успех решает не судьба,
А только наши знания.

3-я команда:

И соревнуясь, вместе с вами
Мы останемся друзьями
Пусть борьба кипит сильней
И наша дружба крепнет с ней!

3) Представление жюри: педагог-психолог, Педань И. В., учителя начальных классов: Бутырина Ю.В., Шишкина С.В.

Учитель: Чтобы узнать какой теме будет посвящена наша игра, хочу представить вам команды.

4) Представление название команд.

1-я команда.

Давно живу я в мире этом
Даю название предметам (имя существительного)

2-я команда.

Что для меня предметы? Лишь название.
А я приду – все в действие придет (глагол)

3-я команда.

Даю я признаки предметам.
Они со мной весьма приметны
Я украшаю вашу речь.
Меня вам надо знать, беречь! (имя прилагательное)

Учитель: Итак, как вы думаете, чему будет посвящена наша игра? Сегодня тема нашей игры 1“Обобщение знаний об изученных частях речи”. Напоминаю правила игры: вы должны быть находчивыми, дружными, помогать друг другу, и тогда добьетесь хороших результатов.

Конкурс № 1 “Разминка”

Цель: обобщить знания о частях речи.

  1. Какая часть речи отвечает на вопросы кто? что? (Примеры)
  2. – Я задумала два имени существительных. Они отвечают на вопросы кого? чего? В каком они падеже?
  3. Как правильно сказать:
    “Существительные бывают мужского, женского и среднего рода”, или
    “Существительные изменяются по родам?” Почему?
  4. Какой частью речи является имя прилагательное:
    а) Служебная
    б) Самостоятельная
  5. Как изменяются имена прилагательные?
  6. Имена прилагательные какого рода имеют окончание: ый; ий; ая; яя, ое, ее?
  7. На какие вопросы отвечают глаголы (пример)
  8. Поставьте глаголы в неопределенную форму: читал; смотрит, (читать, смотреть)
  9. Измените глагол играть по временам

Конкурс № 2 “Найти части речи” (работа с текстом)

На уроках русского языка, литературы мы с вами отмечали, как умело пользуются писатели и поэты разными частями речи, чтобы передать красоту родной природы, настроение героев. Ваша задача найти правильно части речи. Цель: проверка умения распознавать части речи.

1-я команда: Пестова Ирина “Анаконда”. Анаконда – самая большая змея на свете. Если вытянуть ее вверх головой, поставить на хвост, то раза в 4 выше слона будет! Анаконда – водяной удав. Даже на крокодилов нападает. Нет в Южной Америке ни одного сильнее.

2-я команда: Д. Мамин – Сибиряк “Серая шейка” (отрывок). Наступила уже настоящая зима. Земля была покрыта бесконечным ковром. Не оставалось ни одного темного пятнышка. Даже голые березы, ольхи, ивы и рябины убирались инеем, точно серебристым пухом. А ели сделались еще важнее. Они стояли засыпанные снегом, как будто надели дорогую теплую шубу.

3-я команда: Алексей Тамбиев “Кто живет в чужой норе” Хорек не пройдет мимо жабы, лягушки, может напасть на ужа или попробовать совладать с ежом. Но не тут-то было! При всей своей быстроте и ловкости, хорек бессилен против ежовых колючек. Наколется, пострекочет недовольно и пойдет дальше – искать что-нибудь не такое колючее.

Конкурс № 3 “Составь слово” Цель этого конкурса: проверить знания состава слова и умения образовывать слова.

1-я команда: Его корень в слове “морозить”, приставка в слове “записка”, суффикс в слове “книжка”, окончание в слове “дорожки”. (Заморозки) – Подберите однокоренные слова к полученному слову: мороз, замороженный, перемороженный, морозный, морозить.

2-я команда: Его корень в слове “зимовать”, суффикс в слове “дедушка”, окончание в слове “белка” (зимушка). Подберите однокоренные слова к полученному слову: зимний, зимовать, зимовье.

3-якоманда: Его корень в слове “садовник”, приставка в слове “переход”, суффикс в слове “погрузка”, окончание в слове “вода” (пересадка). Подберите однокоренные слова к полученному слову: сад, пересадил, садовник. (Проверить у доски полученное слово)

Конкурс № 4 “Конкурс капитанов”

1) Определить часть речи.

1 капитан
 Посадила мама в печь
пироги с капустой печь
2 капитан
Ведро дало течь
и вода стала течь
3 капитан
 Медведь в лесу, не зная
 правил. Однажды
мотоциклом правил.

2) Составить из существительных – прилагательное – глагол.

1 капитан
игра – игривый – играть
 2 капитан
радость – радостный – радоваться
3 капитан
чтение – читальный – читать

Физкультурная пауза. Игра “летает – не летает”

– Я буду называть слово. Если это слово обозначает предмет, который летает, то вы хором говорите: “Летает!” и поднимаете руки. “Если наоборот”, то “ Не летает” и руки опущены.

Летит – летит орел?
Козел, щегол, синица? горчица?
Фазан? баклан? кукушка?
Лягушка? старушка? сухарь?
глухарь? гагара? гитара?
Утенок? котенок? ворона?
Корона? сова? трава? пузырек?
Снегирь? компот? скворец?
Дворец? кувшин? пингвин?
Балкон? дракон?

Конкурс № 5 конкурс “Напиши правильно”

Цель: Проверка умения исправлять ошибки, грамотно писать.

– На карточках для каждой команды допущены ошибки. Ваша задача за 5 минут найти ошибки и исправить их. А один ученик от команды должен и еще объяснить исправленное.

1 карточка – существительные

м. р. окно
поезд ед. ч
ж. р. листья
море мн. ч
ср. р. ножи
весна

2 карточка – прилагательные

– Укажите род, выделите окончание:

Новое сумка, вкусная орех, лесная дупло, злое зима, мокрый шоссе, маленькое город.

3 карточка

а) От данного глагола образовать глагол прошедшего времени Дети (играть) в мяч.
б) От данного глагола образовывать настоящее время Мальчик (рисовать) море.
в) От данного глагола образовать будущее время (Утихнуть) злая вьюга.

Конкурс № 6 “Домашнее задание”

Составить грамматические рассказы о частях речи.

Цель: обобщить полученные знания о частях речи.

1-я команда – существительное
2-я команда – прилагательное
3-я команда – глагол

– Из сочинений мы составим справочник по изучению частей речи.

5) Итог.

Итак, ребята подошла к концу наша игра, понравилось вам?

Какие задания вас заинтересовали?

Что нового открыли для себя?

Для подведения итогов предоставляется слово жюри:

Нам встречу закрывать пора
Мы все надеемся, что с ней,
Ты стал немножечко умней
Узнал ты много слов смешных
И много всяких всячин
И если, ты запомнил их.
Не зря твой день потрачен.