Цели урока:
- Через работу с учебником, различными видами карт, справочной и дополнительной литературой - познакомить учащихся с географическим положением материка Австралия.
- Используя элементы ролевой игры - раскрыть историю исследования материка.
- Формировать умение анализировать изученный материал.
- Работая со справочной литературой, текстом учебника – развивать познавательную самостоятельность.
- Знакомясь с разнообразием растительного и животного мира – воспитывать чувство ответственности за сохранение редких видов.
Задачи.
1. Познавательная: через работу с дополнительной литературой, справочным материалом - расширять кругозор учащихся.
Работая с различными видами карт – знать имена путешественников, называть и показывать все изучаемые объекты береговой линии, формы рельефа, полезные ископаемые; определять ГП, крайние точки.
2. Развивающая: развитие навыков самостоятельной работы с различными видами карт, с текстом учебника, анализировать новый материал и делать вывод. Начать формирование умение сравнивать географическое положение двух объектов. Выявлять причинно следственные связи на примерах влияния географического положения на природу материка, строения материка на особенности рельефа.
3. Воспитательная: бережное отношение к природе, гуманистического отношения к другим странам и народам.
Оборудование: физическая карта, физическая карта Австралии, портреты исследователей и путешественников, компьютер, проектор, программа Power Pointкомпьютер и мультимедийный диск.
План урока
Этапы урока |
Название |
Время |
I | Организационный момент | 1 минута |
II | Вводно-мотивационный | 2 минуты |
III | Изучение нового материала | 25 минут |
IV | Беседа с классом | |
Работа с учебником | ||
Работа с планом и картой | ||
Рассказ учащихся с элементами ролевой игры |
||
Работа со справочным материалом | ||
V | Физическая минутка | 3 минуты |
Рассказ учителя и учащихся | ||
Работа со справочным материалом | ||
VI | Актуализация полученных знаний | 10 минут |
VII | Домашнее задание | 4 минуты |
ХОД УРОКА
I. Организация учащихся на урок. 4 мин.
Презентация 1, Презентация 3, Австралия, Тесты
Показ слайдов: 1–4.
Вступительное слово учителя.
Она располагается под нами.
Там, очевидно, ходят вверх ногами,
Там наизнанку вывернутый год.
Там расцветают в октябре сады,
Там протекают реки без воды
(Они в пустыни протекают где-то)
Там в зарослях следы бескрылых птиц,
Там кошкам в пищу достаются звери,
Рождаются зверята из яиц,
Деревья сами лезут из коры.
И там собаки лаять не умеют,
Там кролики страшней, чем наводнение…
Г. Усова
- Назовите материк.
Беседа с учащимися класса:
- Объясните почему?
- Она располагается под нами.
- Там, очевидно ходят вверх ногами.
II. Цель урока.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с удивительным материком, его географическим положением, историей открытия, рельефом.
Сравним географическое положение материков: Африки и Австралии. Узнаем много нового и интересного.
III. Изучение нового материала. 25 мин.
Показ слайдов: 5–10.
Используя карты атласа, учащиеся дают характеристику ГП материка, расположение Австралии по отношению к экватору и 0 меридиану.
Учащимся предлагается сравнить материки по площади и сделать вывод.
Обобщая ответы учащихся, учитель предлагает в тетрадях записать тему урока и вывод:
Австралия (от латинского australis - южный) – самый маленький материк на Земле.
За небольшие размеры её иногда называют материк – остров.
- Давайте выясним, как добраться до “пятого континента” от Москвы?
Используя глобус, карту, на фоне фрагментов фильма, заранее подготовленный материал, учащиеся сообщают классу.
Показ слайдов: 1–4.
“Чтобы проследить путь от Москвы до Австралии, надо повернуть глобус на пол- оборота. Путешественнику, задумавшему преодолеть это расстояние 100–200 лет тому назад, потребовалось бы от 7 месяцев до 1 года. В наше время от Москвы до Сиднея на реактивном лайнере долетаешь за 40 часов. В 17 часов садишься на Шереметьевском аэродроме в Ил-62. Глубокой ночью самолёт идёт на посадку в Дели, короткая остановка, и в 11 утра по местному времени следующего дня – в Сингапуре. В 8 вечера снова посадка и снова бессонная ночь. Внизу острова Индийского океана,
Индонезия и, наконец, с рассветом Австралия. Долго – долго летим над пустынями. И только утром совершаем посадку в самом большом городе Австралии – Сиднее.
Австралийцы очень любят свою страну. Стоит иностранцу сойти с трапа самолёта, как его почти тотчас же спрашивают: “Как вам нравится Австралия?” Несколько позже ему уже не задают подобных вопросов, а просто говорят: “Австралия – самая лучшая страна в мире”. (Б. Чехонин)
Вопрос классу:
- Как вы понимаете?
- Там на изнанку вывернутый гол.
- Почему?
- Там в октябре, а не в июне лето.
Ответ учащихся: Австралия полностью располагается в южном полушарии, значит - когда в Северном полушарии зима, то в южном – лето. Это связано с вращением Земли вокруг Солнца.
Слайд 5.
Работа с учебником.
Задание 1. Используя таблицы атласа, текст учебника учащимся предлагается заполнить таблицу:
Название материка | S млн. км | Длина берег. линии | Высота, метрах | Крайние точки | ||||||
Без остр. | С остр. | сред. | мин. | макс. | Сев. | Юж. | Зап. | Вост | ||
Австралия с Океанией | 7,63 | 8,89 | 19,7 | 215 | -12 ур.оз.Эйр. | 2230 г.Косцюшко | Мыс Йорк | Мыс Юго-Вост. | Мыс Пойнт-Стип | Мыс Байрон |
Работа в паре по содержанию таблицы.
Задание 2. Работа с планом и картой.
Используя план “Характеристика ГП материка” и физическую карту, сравните ГП материков Африки и Австралии. В чём сходство и в чём различие?
Показ слайдов: 5–9.
Учитель зачитывает речь Жака Паганеля, с тем чтобы впоследствии обсудить достоверность приведённых в ней примеров и фактов.
“А я клянусь вам, что этот – край самый любопытный на всём земном шаре! Его возникновение, природа, растения, животные, климат, его грядущее исчезновение – всё это удивляло, удивляет и ещё удивит учёных всего мира. Представьте себе, друзья мои, материк, который, образовываясь, поднимался из морских волн не своей центральной частью, а краями как какие-то гигантское кольцо;
Материк, в середине которого есть наполовину испарившееся внутреннее море; где реки с каждым днём всё больше и больше высыхают; где нет влаги ни в воздухе ни в почве; где деревья ежегодно теряют не листья, а кору; где листья обращены к солнцу не поверхностью, а ребром и не дают тени; где растут огнестойкие леса; где каменные плиты тают от дождя; где деревья низкорослы, а травы гигантской вышины; где животные необычны; где у четырёхногих имеются клювы например у ехидны и утконоса, что заставило учёных выделить их в особый класс птицезверей; где у прыгуна кенгуру лапы равной длины… . Самая причудливая, самая нелогичная страна из всех когда-либо существовавших! Земля парадоксальная, опровергающая законы природы! (Ж. Верн)
После обсуждения приведённых примеров учащимся предлагается выполнить
Задание 3. Продолжить предложение "Австралия - Самый… материк" (работа выполняется письменно в тетрадях).
Во-первых, самый маленький материк по площади. Однако это единственная страна в мире занимающая целый материк. И как страна она примерно в 33 раза крупнее Великобритании (с помощью накладных контуров на карте наглядно сравниваем).
Во-вторых, самый удалённый материк, именно поэтому Австралия была открыта позже других материков.
В-третьих, самый сухой материк: ведь большая часть его территории занимают пустыни.
В-четвёртых, самый малонаселённый материк.
В-пятых, самый удивительный материк с точки зрения своего органического мира: ведь там обитают многие виды животных и растений, которых не встретишь больше нигде на земном шаре.
Проверка и дополнение материала:
Показ слайдов: 10–13.
Знакомство с историей открытия Австралии может пройти в форме кратких, заранее подготовленных выступлений учащихся, с элементами игры. На экране появляется портрет Джеймса Кука.
Я, капитан Джеймс Кук по праву считаюсь великим мореплавателем. Сын батрака, дослужившись к 40 годам от простого матроса до лейтенанта, возглавил английскую экспедицию в тропическую часть Тихого океана. В день ухода “ Индевора” (“Попытка”) я получил секретную информацию, которая предписывала главе экспедиции от берегов Таити проследовать до 40° ю.ш.
“…В том же случае, если континент не будет открыт, - отмечалось в инструкции, - Вы отправитесь на его поискик Западу, следуя между вышеупомянутой широтой и широтой 35, пока не откроете его или не достигнете восточного берега земли, открытой Тасманом и ныне называемой Новой Зеландией”.
“В апреле 1770 г. Англичане усмотрели землю у 37-40° ю. ш., т.е. на 550 км. Севернее, чем Тасман.
От этого пункта я отправился к северу, держась близ побережья и ведя съёмку местности. А 28 апреля под 38 ю.ш. я и несколько членов команды высадились на австралийский берег. При виде нас небольшая группа темнокожих аборигенов исчезла в лесу. Зато местность была отрадная. Рос на берегу не очень густой лес, а воздух в нём был удивительно свеж, и чуть кружил головы крепкий, смолистый дух. Деревья в этом лесу были эвкалиптами, и описав их, Бенкс и Соландер сделали важное ботаническое открытие. В конце мая и в начале июня “Индевор” вошёл в чрезвычайно опасную зону коралловых рифов и мелей…В море попадались редкостные рыбы, моллюски, черепахи, а на суше натуралисты встретили чудо зверей – кенгуру, вомбатов, собак динго, сумчатых волков. Правда, крупных зоологических открытий совершить не удалось: кенгуру и динго уже известны голландским мореплавателям, открывшим в XVII веке западный берег Новой Голландии” (Я. Свет).
Таким образом, я первым проследил восточный берег Австралии и обнаружил Большой Барьерный риф. Словом, не случайно я почитаем в Австралии, а мой домик в Мельбурне, который ранее находился в Англии, а затем перевезён в Мельбурн, является музеем и туристы рассматривают потрескавшийся глобус, полуистлевшие карты, старинные навигационные приборы, которыми пользовался я.
Учащимся раздаются таблицы: История исследования Австралии.
Дата | Исследователь | Событие |
1606 1606 1642-1644 1769-1770 1829-1830 1844-1846 1839-1841 1860-1861 1871-1872 1872-1876 |
В.Янсзон (Голландия) Л. Торрес (Голландия) А.Тосман (Голландия) Дж. Кук (Англия) Ч. Стёрт (Англия) Дж. Эйр (Англия) Дж. Стюарт (Англия) Н. Миклухо-Маклай (Россия) Э. Джайлс, П.Уорбертон (Австралия) |
Открытие западного побережья. Открытие пролива и южного берега Новой Гвинеи. Открытие северного и западного побережья материка, доказательство того, что Австралия - единый материк. Открытие восточного побережья, Большого Барьерного рифа. Окончательное доказательство самостоятельности материка. Открытие реки Дарлинг. Первое исследование Центральной Австралии. Открытие озера, названного его именем, хребта Флиндерс, равнины Налларбор Первое меридиональное пересечение материка. Исследование острова Новая Гвинея. Открытие и исследование пустынь Центральной Австралии. |
Учащимся предлагается внимательно изучить её, а дома выучить.
IV. Физ. минутка. 2 мин.
Упражнения для рук (ученики массируют последнюю фалангу каждого пальца).
Пальчик, пальчик, где ты был?
С братом Васей щи варил.
А потом с ним кашу ел,
А потом с ним песни пел,
А потом гулять пошёл.
И копеечку нашёл.
Упражнения для рук и ног.
Учитель называет объекты, если они располагаются на материках Африка и Австралия – нужно подняться с места и поднять руки вверх.
Река Нил, Енисей, Лена, Конго, Нигер, озеро Виктория, Байкал, Эйр, Чад. Большой Барьерный риф, гора Косцюшко, мыс Йорк, мыс Игольный, мыс Дежнёв, мыс Байрон, мыс Стип-Пойнт.
Показ слайдов: от 14–26.
Учащиеся быстро определяют по карте главные черты: преобладания равнин (в том числе высоких плоскогорий на западе, низменностей в центре и вдоль побережий), наличие единственной горной страны Большого Водораздельного хребта на востоке материка.
Обращаясь к карте “ Строение земной коры”, учащиеся отмечают, что в основе материка – древнейшая платформа, а единственная горная система сложена древней складчатостью, отмечают также отсутствие на материке областей новой современной складчатости. Следовательно, в составленный ранее перечень можно добавить самый спокойный в геологическом отношении материк, на котором нет действующих вулканов и областей землетрясений.
И вновь сформированные на основе карт представление о рельефе и строении материка может быть подтверждено наглядно (фрагментами ИКТ).
Заранее приготовленные сообщения о природных ресурсах Австралии можно заслушать при показе одного из фрагментов фильма.
В 1974–1977 гг. геологические экспедиции тщательно обследовали пустынные районы и обнаружили гигантские залежи бокситов, железной руды и, самое главное, урана. Оказалось, что Австралии принадлежит 25% запасов урана от мировых запасов. Бокситы, руды, слой который в шесть метров толщиной, прикрывают какие-то пятьдесят сантиметров почвы. Подгоняй бульдозер и разрабатывай дешёвым открытым способом. И тут на пути к лёгкой и удобной добыче оказалось досадное препятствие: так получилось, что во всех местах, где найдены полезные ископаемые, живут аборигены.
“Первый договор в истории Австралии между белыми и темнокожими был заключён в конце 1978 г. Высокие договаривающиеся стороны – федеральное правительство в Канберре и старейшины племени – установили, что близ города Дарвина будет заложено несколько шахт. Старейшины племени нарисовали под договором изображение кенгуру, крокодила и рыбы. Чиновники с трудом скрыли улыбки. Понимали ли старейшины, что их надули? Скорее всего, понимали… Когда через 25 лет компании покинут изрытую, лишенную растительности землю, остатки племени окончательно разучатся добывать пищу, кроме консервов с пёстрыми наклейками….” (Л. Мартынов).
Учащимся предлагается справочный материал, который необходимо найти на физической карте Австралии.
Название | Высота, м. | Местоположение |
Джая Трикора Кука Косцюшко Вудрофф |
5030 4750 3764 2230 1515 |
Новая Гвинея Новая Гвинея Новая Зеландия Австралийские Альпы Горы Масгрефф |
V. Закрепление. Итог урока. 10 мин.
1. Выполнение тестовых заданий.
2. Задание: заполните текст (вставьте пропущенные слова), такой текст даётся каждому из учащихся.
Очертание материка просты, берега__(слабо)______________изрезаны. Вдоль северо-восточных берегов Австралии более чем на 2000км. Тянется полоса коралловых островов и рифов, получившая название_(Большой Барьерный риф)___. Высшая точка Австралии__(_гора Косцюшко_)______расположена в горах _(Австралийские Альпы)___. Её высота равна (2230)__ метров. В геологическом прошлом большая половина Австралии была частью материка _(Гондваны)__, от которого она отделилась к концу мезозоя. Крайними точками материка являются_(Байрон, Йорк, Стип-Пойнт, Юга-Восточный)._____.
VI. Домашнее задание: 35, на контурной карте указать крайние точки, береговую линию, формы рельефа (4 мин.).
Список используемой литературы
1. О.В. Крылов. Уроки географии. 7 кл.: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1990. – 240 с.
2. Г.Н. Элькин. География материков и океанов. 7 класс: Метод. Пособие.- СПб.: “Паритет”, 2001. - 256 с.
3. И.И. Нагорная. География. 7 класс: Поурочные планы (по учебнику В.А. Коринской, И.В. Душининой, В.А. Щенёвой) / Авт.- сост. И.И. Нагорная. – Волгоград: Учитель, 2004. - 160 с.
4. Н.Н. Петрова. Тесты по географии. 6–10-е классы: Метод. Пособие. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 1998. - 128 с. Дрофа 1996 год.