И.Я. Яковлев. Закрепление изученных частей речи

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • актуализация знаний учащихся об И.Я.Яковлеве, закрепление изученных частей речи;
  • совершенствование умений работать в группах;
  • воспитание патриотических чувств.

План:

1. Организационный момент.

Стихотворение “Звенит звонок”.

Звенит звонок, звенит звонок,
Зовёт он всех нас на урок.
Звенит звонок, звенит звонок
Мы тихо сядем, чтоб начать урок.

Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы проводим одновременно урок русского языка и чтения, как один урок.

2. Минутка чистописания.

На чистописании мы будем писать букву, которая есть во всех данных словах, и может разделить их на две группы. Какая это буква? (Буква я). На какие группы она может разделить эти слова? ( На две группы: буква я обозначает один звук; буква я обозначает два звука).

яма полянка
мясо Россия
ягода сегодня

Какое слово здесь лишнее? Почему?

3.Сообщение темы и цели урока.

Чтобы узнать тему нашего урока, мы должны разгадать кроссворд.

Итак, тема нашего урока Иван Яковлевич Яковлев. Мы будем также вспоминать изученные части речи.

4. Вводная беседа об И.Я.Яковлеве (портрет И.Я.Яковлева)

Ребята, внимательно посмотрите на портрет этого человека. Что вы можете сказать о нём? Какой он человек? Кто это? Что вы знаете о нём? Чем он известен?

5. Работа с текстом “И.Я.Яковлев”.

Иван Яковлевич Яковлев родился 25 апреля 1848 года в деревне Кошки-Новотимбаево Буинского уезда Симбирской губернии (ныне Тетюшского района Республики Татарстан). Деревня расположена в живописной местности на правом берегу реки Кильна, которая впадает в Свиягу.

Когда мальчику было 3 дня, умерла его мать, Макарова Настасья Васильевна. И мальчик долго не знал, что семья Кирилловых, где он вырос, ему не родная. Его любили и воспитывали как своего. С детства приучали к труду и крестьянским заботам. Для слепого деда Пахома, главы семьи, мальчик был поводырём. Дедушка долго сокрушался, когда 8-летнего Ваню отправили в школу в соседнюю деревню Бурундуки. В этой деревне мальчик жил в русской семье Мушкеевых. О них Иван Яковлевич сохранил самые тёплые воспоминания.

С ранних лет мальчик чувствовал своё предназначение. И время этого подвига пришло. Иван в 19 лет поступает в 5 класс Симбирской мужской гимназии. Во время учёбы начинает составлять новый чувашский алфавит, букварь и другие учебники для чувашских детей. В те времена детей нерусских народов учили на русском языке. Учиться было трудно. И школ для сельских детей было немного.

В 1870 году И.Я.Яковлев окончил гимназию с золотой медалью. Потом поступил в Казанский университет, который окончил успешно в 1875 году. Его назначили инспектором чувашских школ Казанского учебного округа.

И.Я.Яковлев на свои средства создал Симбирскую учительскую школу. Руководил этой школой более 50-ти лет. За время её работы к 1917 году из неё вышло более 1200 учителей. Многие из них своим трудом прославили чувашский народ. И.Я.Яковлева по праву называют просветителем чувашского народа. Умер Иван Яковлевич Яковлев в 1930 году в Москве.

– самостоятельное чтение учащихся;

– ответы на вопросы;

– словарная работа: поводырь – тот, кто помогает кому-нибудь идти, водит; просветитель – распространитель передовых идей; предназначение – судьба;

– групповое чтение;

– групповой пересказ.

Какие мысли у вас возникли, поработав над этим текстом?

Имя И.Я.Яковлева живёт в наших сердцах, потому что много доброго он сделал не только для чувашского народа, но и для всей нашей Родины. Его можно назвать патриотом Родины. Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца.

6. Диктант “Наше Отечество”.

Страну, где мы живём, называем Отечеством. В ней испокон веку жили деды и отцы наши. В ней говорят родным нам языком. И всё в ней для нас родное.

Мы свою родину называем матерью. Она выкормила нас своим хлебом, напоила своими водами, выучила своему языку.

На свете кроме нашей родины есть и другие страны. Но одна у человека родная мать, одна у него и родина.

7. Работа с грамматическим материалом.

– какие части речи вы знаете?

– определите части речи в 1-6 предложениях.

– указать главные члены в 1-6 предложениях.

8. Упражнение в распознавании однокоренных слов

идут Родина
бредут родная
шагают родительский

– В каком столбике записаны однокоренные слова? Какие это части речи? Разбор слов по составу.

9. Презентация “И.Я.Яковлев – великий просветитель чувашского народа и покровитель Бичуринской школы”.

Наша малая Родина – село Бичурино – богата историей. И.Я.Яковлев внёс большой вклад в её историю. Наши ученики приготовили презентацию об этом замечательном человеке. И сейчас они сами об этом расскажут.

Скачать презентацию: Приложение1.ppt

10. Итог урока.

11. Домашнее задание: сделать мини-книжку по рассказам И.Я.Яковлева.

Использованная литература:

  1. Парус-4. А.В.Рыбакова, Т.В.Артемьева. Книга для дополнительного и внеклассного чтения в 4-м классе чувашской школы. Чебоксары. Чувашское книжное издательство, 2005.
  2. Горизонт. Л.Т.Терентьев. Книга для чтения в 4-м классе чувашской школы. Чебоксары. Чувашское книжное издательство, 2001.
  3. Начальная школа. 1200 диктантов и творческих работ по русскому языку. Москва. Издательский дом “Дрофа”.2004 г.